Пособие для "зашумления" изображений, предназначенное для нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники

 

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике диагностике и восстановительном обучении больных с различными нарушениями зрительного восприятия. Пособие, для «зашумления» изображений, используемое в процессе диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники содержит листы с предметными изображениями и листы с «зашумляющими» фонами и выполнено в виде двух альбомов. При этом листы с предметными изображениями и листы с «зашумляющими» фонами, размещенными в прозрачных файлах, которые скреплены с обложками альбомов, выполнены с возможностью их съема и переворачивания. Причем «зашумляюшие» фоны нанесены на прозрачные пленки формата А4 и размещены в прозрачных файлах одного альбома, а предметные изображения нанесены на листы обычной бумаги формата А4 и размещены в прозрачных файлах другого альбома. «Зашумляющие» фоны, нанесенные на прозрачные пленки, обеспечивают при наложении их на предметные изображения, нанесенные на листы обычной бумаги, от слабой степени «зашумления» до более сильной степени «зашумления» предметных изображений. В качестве «зашумляющих» фонов используют точки, расположенные в случайном порядке, ломанные изогнутые линии, геометрические фигуры, белые широкие полосы, а в качестве предметных изображений используют черно-белые, контурные и пунктирные изображения. Пособие позволяет осуществлять более плавную смену «зашумления» предметных изображений (от слабого до сильного «зашумления»), а также использовать в работе восстановительного обучения любые предметные изображения, что обеспечивает эффективное восстановление нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники. Пособие также удобно в работе и расширяет возможности его использования.

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при диагностике и восстановительном обучении больных с различными нарушениями зрительного восприятия.

Восстановление нарушенного зрительного гнозиса относится к наименее разработанным вопросам восстановительного обучения, где имеются лишь общие установки в отношении работы с данным видом нарушений.

При проведении нейропсихологической диагностики зрительного восприятия используются специальные «зашумленные» изображения, представляющие собой рисунки различных предметов, обработанные с помощью специальных графических приемов, с целью усложнения их восприятия. К наиболее распространенным приемам усложнения процесса восприятия относится предъявление изображения или контура, на которые наложены различные графические элементы, а так же предъявление изображения в недорисованном виде.

На сегодняшний день известен нейропсихологический альбом, выполненный в книжном варианте и содержащий обложку и листы со стимульным материалом, среди которого представлены и предметные изображения с наложенными на них «зашумляющими» линиями и недорисованные изображения (Нейропсихологическая диагностика Часть II - М: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004, 48 с.)

Данный тип изображений используется для нейропсихологической диагностики зрительного восприятия. Однако такой тип изображений необходим и при проведении восстановительного обучения при различных нарушениях зрительного восприятия (зрительно-предметного, символического), так как работа с данным типом изображений способствует восстановлению чувствительности процесса зрительного восприятия, способности к вычленению существенных, отличительных признаков предметов и объектов.

Решению данной задачи способствовало внедрение в практику восстановительного обучения компьютерных программ, позволяющих предъявлять больным на мониторе компьютера предметные изображения с различными видами «зашумления». (Прокопенко С.В., Можейко Е.Ю. Эффективность использования компьютерных программ когнитивной коррекции в остром и восстановительном периодах инсульта V-й Международный конгресс «Нейрореабилитация-2013», Москва, 3-4 июня 2013 года).

Однако, электронное изображение, формируемое на экране жидкокристаллического монитора, по своим параметрам определенным образом отличается от печатного изображения на бумаге и вследствие этого в большей степени утомляет и загружает неврологических больных. Поэтому работа с электронными изображениями показана не всем больным взрослого возраста, не говоря о детях.

Необходимость использования печатных изображений связана и с тем, что согласно современному отечественному подходу к практике восстановительного обучения (Цветкова Л.С. Селявко Л.Е. Новый подход к восстановлению высших психических функций у больных с органическими поражениями мозга.// Актуальные проблемы клинической психологии. Материалы докладов, сделанных на Ломоносовских чтениях, М., 2008) компьютерные программы не должны вытеснять и замещать традиционные печатные учебные материалы (как это произошло в различных зарубежных школах нейропсихологии), а применяться совместно, в единой системе методов восстановительного обучения.

Работа с печатными и электронными учебными материалами может реализовываться в различных пространствах - в реальном пространстве рабочего стола и виртуальном пространстве компьютерного монитора (Селявко Л.Е., Цветкова Л.С. Виртуальное пространство в восстановительном обучении больных с органическими поражениями головного мозга. Сборник материалов V Международного конгресса Нейрореабилитация-2013, М., 2013, стр. 231).

Таким образом, наиболее эффективным путем восстановительной работы, является использование в работе с больными двух пространств, а не перевод больного в виртуальное пространство компьютерного монитора.

Поэтому, необходимым условием практической работы по восстановлению зрительного восприятия являются не только использование компьютерных программ, но и работа с «зашумленными» предметными изображениями в традиционной печатной форме.

Работа с данными изображениями необходима для восстановления чувствительности зрительно-предметного восприятия, способности вычленять изображение из шума. Причем в отличие от нейропсихологической диагностики, проводимой обычно в начале и в конце восстановительного курса, процесс восстановительного обучения занимает от трех недель (время нахождения в стационаре) до многих месяцев, и соответственно требует значительно большего количества рабочего материала в форме «зашумленных» изображений с различной степенью «зашумления».

Кроме того, для более эффективной работы по восстановительному обучению больных с различными нарушениями зрительного восприятия желательно, чтобы изображения были с разной степенью «зашумления», как это, например, используется в печатном пособии (Стандартизированный набор диагностических нейропсихологических методик под ред. Л.И. Вассермана, Ленинград, 1987, 69 с), где каждое из шести изображений предъявляется с двумя степенями «зашумления». Вначале изображение предъявляется при уровне шума - 0,35 (уровень шума определяется соотношением черных и белых элементов, синтезированных ЭВМ) Если пациент не узнает 2-3 и более изображений, то ему предъявляют менее зашумленные рисунки. Данное методическое пособие выполнено в книжном варианте, содержащем обложку и листы с описанием заданий и стимульным материалом, среди которого представлены и пунктирные контурные изображения с наложенными на них «зашумляющими» точками и рассмотрено нами в качестве ближайшего аналога.

Однако, данное пособие, содержит всего шесть изображений данного типа и предназначено, как и рассмотренный выше «Альбом нейропсихологического обследования больных» только для нейропсихологической диагностики. Причем из-за незначительного количества «зашумленных» изображений, содержащихся в данных пособиях, возникают трудности в проведении нескольких нейропсихологических обследований одного больного (например, до и после курса нейрореабилитации).

Пособий, предназначенных для восстановления зрительного восприятия, не существует, так как для обеспечения длительного курса восстановления, они должны включать в себя тысячи страниц с «зашумленными изображениями». Это является одной из причин того, что в неврологических клиниках практически не проводится работа по восстановлению нарушенного зрительного восприятия.

Для решения задачи по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники было разработано пособие, содержащее листы обычной бумаги с нанесенными на них предметными изображениями и отдельно листы из прозрачной пленки с нанесенными на них «зашумляющими» фонами, выполненными в виде альбома.

Причем листы из прозрачной пленки содержат различные виды «зашумляющих» фонов черного цвета, позволяющие создавать «зашумленные» изображения и белые полосы различной толщины, создающие недорисованные изображения. Это обеспечивает возможность проведения плавной смены «зашумления» предметных изображений.

Данное пособие также с успехом может использоваться и при проведении нейропсихологической диагностики больных в связи с большим набором «зашумляющих» фонов.

Важное значение имеет и то, что предложенное пособие, содержащее различные «зашумленные» фоны, позволяет работать с любыми предметными изображениями (символами, текстами, таблицами Шульте и т.д.), что значительно расширяет ее возможности и делает ее эффективным орудием в руках специалиста по восстановительному обучению.

Таким образом, техническим результатом предлагаемой нами полезной модели является:

1. Проведение плавной смены «зашумления» предметных изображений (от слабого до более сильного «зашумления» и наоборот), что обеспечивает эффективное проведение, как нейропсихологической диагностики, так и восстановления нарушенного зрительного восприятия;

2. Удобство эксплуатации пособия;

Технический результат достигается тем, что пособие, для «зашумления» изображений, используемое в процессе нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, содержит листы с «зашумляющими» фонами, размещенные в прозрачных файлах, которые скреплены с обложками альбома с возможностью их съема и переворачивания, причем листы с «зашумляюшими» фонами выполнены из прозрачной пленки формата A4, а предметные изображения нанесены на листы обычной бумаги формата A4.

Это обеспечивает при наложении листов с «зашумляюшими» фонами на предметные изображения от слабой степени «зашумления» до более сильной степени их «зашумления» и наоборот, в результате чего происходит восстановление чувствительности зрительно-предметного восприятия и способность больного вычленять изображение из шума.

При этом в качестве «зашумляющих» фонов в предложенном пособие используются точки, расположенные в случайном порядке, или ломанные изогнутые линии, или геометрические фигуры, или белые широкие полосы.

А в качестве предметных изображений черно-белые, или контурные или пунктирные изображения.

Предлагаемое пособие, предназначенное для нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, иллюстрируется рисунком 1.

На рис.1 представлен общий вид пособия, включающего в себя иллюстрированные листы с «зашумляющими» фонами и выполненное в виде альбома (1). При этом предметные изображения (6) нанесены на листы обычной бумаги формата А4.

Пособие, предназначенное для нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники содержит листы с «зашумляющими» фонами (5) и выполнено в виде альбома (1). Листы с «зашумляющими» фонами (5) размещены в прозрачных файлах (7), которые скреплены с обложками (3), изготовленными из пластика или картона, скобами (4).

При этом прозрачные файлы (7) скреплены с обложкой (3) с возможностью их съема и переворачивания. «Зашумляюшие» фоны нанесены на листы (5), которые выполнены из прозрачных пленок формата A4 и размещены в прозрачных файлах (7) альбома (1). «Зашумляющие» фоны, нанесенные на листы (5) имеют от 2 до 5 степеней зашумления, что обеспечивает эффективное проведение как нейропсихологической диагностики, так и восстановления нарушенного зрительного восприятия.

Предметные изображения нанесены на листы (6), представляющие собой листы обычной бумаги формата A4 и также размещены в прозрачных файлах (7) альбома. Листы с «зашумляющими» фонами (5), нанесенными на прозрачные пленки, обеспечивают при наложении их на листы с предметными изображения (5), нанесенными на листы обычной бумаги, плавную смену «зашумления» предметных изображений (от слабой степени «зашумления» до более сильной степени «зашумления» предметных изображений и от сильной степени «зашумления» предметных изображений до более слабой). В пособии используются «зашумляющие» фоны различного вида (точки, расположенные в случайном порядке, ломанные изогнутые линии, геометрические фигуры, белые широкие полосы) с различным уровнем «шума», позволяющим плавно менять и комбинировать «зашумление». Также как и большое количество предметных изображений, в качестве которых используются различные черно-белые, контурные и пунктирные изображения.

Предлагаемое пособие, предназначенное для нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, работает следующим образом.

До проведения мероприятий по нейрореабилитации осуществляют с помощью пособия нейропсихологическую диагностику состояния зрительного восприятия больного. Для этого до проведения мероприятий по нейрореабилитации специалист вынимает из альбома необходимые ему файлы (7) с предметными изображениями (6) и подкладывает их под несколько однотипных файлов (7), в которых размещены листы с прозрачными пленками с нанесенными на них «зашумляющими» фонами (5) с различной степенью «зашумления» альбома (1) и предлагает пациенту назвать изображения, которые он видит. Если пациент испытывает трудности с опознанием предметных изображений, специалист убирает верхний файл с более сильным «зашумляющим» фоном, уменьшая тем самым степень «зашумления» и переходя к менее «зашумленному» фону и облегчая больному опознание предъявляемых изображений. Если трудности возникают снова, то специалист убирает следующий файл со средним «зашумляющим» фоном. И так до тех пор, пока больной не опознает предметные изображения. Получаемые результаты о степени нарушения зрительного восприятия фиксируются в протоколе нейропсихологического обследования до лечения. Затем аналогичная процедура повторяется после проведения курса нейрореабилитации. В данном случае полученные результаты позволяют оценить степень восстановления нарушенного зрительного гнозиса и эффективность проведенной нейрореабилитации. Восстановительное обучения проводится аналогичным образом, вначале оценивается состояние нарушенного зрительного гнозиса, после чего назначают курс обучения, по восстановлению нарушенного зрительного восприятия путем опознания предъявляемых изображений, подкладывая их под несколько однотипных файлов (7) с листами прозрачных пленок, с нанесенными на них «зашумляющими» фонами (5) с различной степенью «зашумления» альбома (1) для опознания больным предъявляемых предметных изображений и при активной помощи больному в плане правильного узнавания предметных изображений. В процессе проводимого курса восстановления нарушенного зрительного восприятия проводят оценку его состояния, что обеспечивает расширение области использования предложенного пособия.

Данное пособие используется при работе над восстановлением следующих нарушений зрительного восприятия:

1. Зрительно-предметной агнозии.

2. Символической агнозии.

3. Лицевой агнозии.

Таким образом, использование пособия, содержащего листы с «зашумляющими» фонами, размешенными в прозрачных файлах (7) и выполненного в виде альбома (1) позволяет разместить большое количество различных видов «зашумляющих» фонов. Это позволяет формировать и обеспечивать плавную смену «зашумления» предметных изображений (от слабого до более сильного «зашумления» и от сильного до более слабого). Содержащиеся в прозрачных файлах (7) прозрачные пленки обеспечивают возможность быстрого поиска нужного «зашумляющего» фона. Это создает удобство процесса занятий и обеспечивает эффективное восстановление нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, а также расширяет области использования предложенного пособия, как для нейропсихологической диагностики, так и для восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники.

1. Пособие для диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, содержащее листы с «зашумляющими» фонами, отличающееся тем, что

а) пособие содержит листы с «зашумляющими» фонами, размещенные в прозрачных файлах, которые скреплены с обложками альбома с возможностью их съема и переворачивания,

в) причем листы с «зашумляющими» фонами выполнены из прозрачной пленки формата A4, а предметные изображения нанесены на листы обычной бумаги формата A4.

2. Пособие по п.1, отличающееся тем, что в качестве «зашумляющих» фонов используют точки, расположенные в случайном порядке, или ломанные изогнутые линии, или геометрические фигуры, или белые широкие полосы.

3. Пособие по п.1, отличающееся тем, что в качестве предметных изображений используют черно-белые, или контурные, или пунктирные изображения.



 

Похожие патенты:

Кукла // 22754
Наверх