Полезная модель рф 140058

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к конструкционным решениям наружных двойных зеркал заднего вида для транспортных средств. Предложено наружное двойное зеркало заднего вида, содержащее стойку с опорной пластиной, соединенную через шейку пластины корпуса с корпусом, в котором выполнены два расположенных друг над другом гнезда, разделенные перегородкой, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования, а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закрепленное относительно корпуса, причем корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно стойки. Отличительной особенностью заявляемого зеркала является то, что стойка выполнена с дополнительной верхней опорной полкой. Пластина корпуса выполнена заодно с пустотелой шейкой, которая расположена между опорными полками с возможностью поворота на вертикальной оси, проходящей через обе опорные полки и шейку. Причем в полости шейки размещен зубчатый стопор с возможностью горизонтального возвратно-поступательного перемещения, поджатый горизонтально расположенной винтовой пружиной к зубчатой поверхности стойки. При этом зубчатый стопор выполнен с двумя вертикально и соосно расположенными полуосями размещенными в вытянутых отверстиях, сформированных x в верхней и нижней частях шейки, причем большие оси указанных отверстий находятся в одной плоскости с осью пружины. Технический результат заключается в повышении надежности, долговечности и вибростойкости. 4 з.п. ф-лы, 5 илл.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к конструкционным решениям наружных двойных зеркал заднего вида для транспортных средств.

Известны различные конструкции наружных двойных зеркал заднего вида для транспортных средств (см., например, свидетельство РФ на полезную модель N 26210, B60R 1/02, 1/06, 2002; Заявку Франции N 2808752, B60R 1/02, 2001). Такие зеркала, имеющие по два зеркальных элемента, обеспечивают водителю более полный обзор заднего вида, чем обычные зеркала с одним зеркальным элементом, однако, их использование в ряде применений недостаточно эффективно, например, из-за расположения дополнительного зеркала рядом с основным зеркалом, что затрудняет обзор так называемой "мертвой зоны". Кроме того, при расположении зеркальных элементов рядом имеет место недостаточная жесткость всей конструкции, поскольку имеется возможность перемещения дополнительного зеркального элемента относительно основного зеркала в вертикальной плоскости от инерционных нагрузок, возникающих при движении транспортного средства.

Известна конструкция наружного двойного зеркала заднего вида по заявке РСТ N 02/32723, B60R 1/08, 2002, содержащего L-образную стойку, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства и соединенную через шейку с корпусом, в котором выполнены два расположенных друг под другом гнезда, разделенные перегородкой, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования, управляемого как с внутренней, так и с внешней стороны транспортного средства, а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закрепленное относительно корпуса, при этом корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно L-образной стойки.

Такая конструкция, хотя и позволяет обеспечить водителю более полный обзор заднего вида, чем обычное зеркало с одним зеркальным элементом, однако, использование такого наружного двойного зеркала в ряде применений недостаточно эффективно из-за снижения жесткости конструкции, обусловленной возможностью неконтролируемого перемещения корпуса относительно опоры в вертикальной плоскости от инерционных нагрузок, возникающих во время движения транспортного средства, что снижает надежность ее работы.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому эффекту от его использования к заявляемому является известная конструкция наружного двойного зеркала заднего вида по патенту RU 40271 (МПК B60R 1/06, 2004). Данная конструкция выбрана за прототип. Прототип содержит L-образную стойку, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства и соединенную через шейку с корпусом, в котором выполнены два расположенных друг под другом гнезда, разделенные перегородкой. Причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования. А в верхнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закрепленное относительно корпуса. Причем корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно L-образной стойки. Отличительной особенностью прототипа является то, что основное зеркало вместе с механизмом его ориентирования установлено на вертикально расположенной внутри корпуса, выполненного из пластмассы, и неподвижно закрепленной относительно него опорной пластине, в нижней части которой имеется расположенный под углом к передней поверхности опорной пластины горизонтальный пустотелый кронштейн, который, в свою очередь, шарнирно соединен с горизонтальной полкой L-образной стойки. Причем L-образная стойка, опорная пластина и горизонтальный пустотелый кронштейн выполнены из металла, например из алюминиевого или цинкового сплава. На L-образную стойку со стороны ее горизонтальной полки надет и неподвижно закреплен относительно нее L-образный пластмассовый декоративный чехол. При этом на корпусе снаружи закреплена декоративная пластмассовая облицовка, а шейка снаружи закрыта двумя пластмассовыми накладками - передней и задней, неподвижно закрепленными на горизонтальном пустотелом кронштейне и снабженными узлом их взаимной фиксации, выполненным, например, в виде защелки. Основное зеркало по форме выполнено в виде вытянутого по вертикали прямоугольника с закругленными углами, а дополнительное зеркало выполнено в виде перевернутой трапеции с закругленными углами, расположенной симметрично относительно вертикальной оси основного зеркала. Причем основное и дополнительное зеркала выполнены со следующей взаимосвязью параметров:

Sдоп /Sосн=1/3,

где Sдоп - площадь дополнительного зеркала;

Sосн - площадь основного зеркала.

При этом основное и дополнительное зеркала снабжены неподвижно закрепленными на них соответственно основным и дополнительным электрическим нагревателями, подключенными к бортовой сети транспортного средства.

Прототип характеризуется недостаточной надежностью, долговечностью и вибростойкостью. Указанные недостатки обусловлены тем, что фиксация положения корпуса на опорной стойке в горизонтальной плоскости за счет сжимаемых вертикальной пружиной выступов и впадин на прилегающих плоскостях опорной стойки и шейки не компенсирует имеющиеся радиальные зазоры в области оси вращения. Усиливает указанные недостатки применение литых металлических несущих деталей, выполненных из цветных (алюминиевых или цинковых) сплавов. Эти сплавы зачастую при литье приобретают структурную неоднородность приводящую к излишней хрупкости деталей. Металлические детали увеличивают массу изделия, что усиливает изгибающую нагрузку на опорную стойку и, соответственно, может приводить к появлению зазоров в соединениях при эксплуатации зеркала.

Авторы решали задачу по созданию наружного двойного зеркала заднего вида, лишенного указанных недостатков. Техническим результатом является повышение надежности, долговечности и вибростойкости.

Для решения поставленной задачи, а также для достижения заявленного технического результата предлагается наружное двойное зеркало заднего вида, содержащее стойку с опорной пластиной, соединенную через шейку с корпусом, в котором выполнены два расположенных друг над другом гнезда, разделенные перегородкой, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования, а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закрепленное относительно корпуса, причем корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно стойки. Отличительной особенностью заявляемого зеркала является то, что стойка выполнена с дополнительной опорной полкой. Корпус соединен с несущей пластиной, изготовленной заодно с пустотелой шейкой, которая расположена между опорными полками стойки с возможностью поворота на вертикальной оси, проходящей через обе опорные полки и шейку. Причем в полости шейки размещен зубчатый стопор с возможностью горизонтального возвратно-поступательного перемещения, поджатый горизонтально расположенной винтовой пружиной к зубчатой поверхности стойки. При этом зубчатый стопор выполнен с двумя вертикально и соосно расположенными полуосями входящими в вытянутые в длину радиусные отверстия, оформленные в верхней и нижней частях шейки, причем большие оси указанных отверстий находятся в одной плоскости с осью горизонтальной пружины.

Дополнительно предлагается на корпусе и стойке закрепить декоративные пластмассовые облицовку и кожух.

Дополнительно предлагается зубчатый стопор выполнить с тремя вертикально расположенными зубцами.

Дополнительно предлагается в корпусе разместить электрический нагреватель.

Также дополнительно предлагается пластину корпуса, стойку и зубчатый стопор выполнить из стеклонаполненной пластмассы полиамидной группы.

Выполнение стойки с дополнительной опорной полкой позволяет значительно уменьшить консольность оси вращения, увеличить высоту этой оси, создать вторую опорную точку в верхней опорной полке и, тем самым, снизить изгибающую нагрузку на стойку. Выполнение пластины корпуса заодно с пустотелой шейкой позволяет сократить число сопрягаемых деталей и, соответственно, число возможных зазоров. Размещение зубчатого стопора в полости шейки с возможностью горизонтального возвратно-поступательного перемещения, поджатие его горизонтально расположенной винтовой пружиной к зубчатой поверхности стойки позволяет выбрать неизбежные радиальные зазоры в области оси. Совместно все отличительные признаки позволяют повысить надежность, долговечность и вибростойкость при воздействии ветровой нагрузки на зеркало заднего вида и колебаний, передаваемых от кузова автомобиля.

На фиг. 1 и 2 представлено заявляемое устройство (вид спереди и сверху соответственно), на на фиг. 3 представлен горизонтальный разрез в районе шейки, на фиг. 4 показан стопор с полуосями и пружиной, на фиг. 5 представлен вертикальный разрез в районе корпуса, где 1 - стойка с верхней 2 и нижней 3 опорными полками, 4 - корпус, в котором расположены верхнее гнездо 5 и нижнее гнездо 6, разделенные перегородкой 7, 8 - пластина корпуса, выполненная заодно с шейкой 9, 10 - основное зеркало, 11 - механизм ориентирования основного зеркала, 12 - дополнительное зеркало, 13 - вертикальная ось, 14 - зубчатый стопор, 15 - винтовая пружина, 16 - верхняя, 17 - нижняя полуоси, входящие в вытянутые отверстия, выполненные в верхней и нижней частях шейки, 18 - облицовка, 19 - кожух, 20 - электрический нагреватель основного зеркала, 21 - электрический нагреватель дополнительного зеркала.

Предлагаемое наружное двойное зеркало заднего вида эксплуатируется следующим образом. В процессе сборки изделия дополнительное зеркало 12 устанавливается неподвижно в корпус под определенным углом к продольной оси автомобиля, расчетная дополнительная обзорность обеспечивается малым радиусом кривизны отражающей поверхности. Водитель транспортного средства устанавливает нужное положение основного зеркала 10 для получения необходимой обзорности, для чего он непосредственно с водительского места при закрытой двери салона поворачивает основное зеркало 10 относительно корпуса 4 на необходимый угол. В процессе движения транспортного средства в штатной ситуации водитель пользуется предлагаемым наружным двойным зеркалом заднего вида обычным образом. При этом корпус 4 с настроенным основным зеркалом 10 и дополнительным зеркалом 12 располагается в зафиксированной средней рабочей позиции. В аварийной же ситуации, например, при наезде корпусом 4 на препятствие, корпус 4 поворачивается вдоль кузова транспортного средства в зависимости от того, с какой стороны воздействует нагрузка, тем самым смягчая удар. При этом, поскольку усилие складывания не зависит от угла поворота, то удар смягчается более эффективно. После ликвидации последствий аварийной ситуации перед возобновлением движения транспортного средства водитель вручную, взявшись за корпус 4, возвращает его исходное рабочее положение.

Использование заявляемой полезной модели позволяет повысить повысить надежность, долговечность и вибростойкость при воздействии ветровой нагрузки и колебаний кузова на зеркало заднего вида.

1. Наружное двойное зеркало заднего вида, содержащее стойку с опорной пластиной, соединённую через шейку пластины корпуса с корпусом, в котором выполнены два расположенных друг над другом гнезда, разделённые перегородкой, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединённое с механизмом его ориентирования, а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закреплённое относительно корпуса, причем корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно стойки, отличающееся тем, что стойка выполнена с дополнительной полкой, пластина корпуса выполнена заодно с пустотелой шейкой, которая расположена между полками с возможностью поворота на вертикальной оси, проходящей через обе полки и шейку, причём в полости шейки размещен зубчатый стопор с возможностью горизонтального возвратно-поступательного перемещения, поджатый горизонтально расположенной винтовой пружиной к зубчатой поверхности стойки, при этом зубчатый стопор выполнен с двумя вертикально и соосно расположенными полуосями, размещёнными в вытянутых радиусных отверстиях, выполненных в верхней и нижней частях шейки, причем большие оси указанных отверстий находятся в одной плоскости с осью пружины.

2. Зеркало по п.1, отличающееся тем, что на корпусе и стойке закреплены декоративные, обтекаемые пластмассовые облицовка и кожух.

3. Зеркало по п.1, отличающееся тем, что зубчатый стопор выполнен с тремя вертикально расположенными зубцами.

4. Зеркало по п.1, отличающееся тем, что в корпусе размещён электрический нагреватель.

5. Зеркало по п.1, отличающееся тем, что корпус, стойка и зубчатый стопор выполнены из стеклонаполненной пластмассы полиамидной группы.



 

Наверх