Бортовое устройство ограничения видимости

 

Полезная модель относится к техническим средствам обучения и может быть использована, преимущественно, для подготовки летчиков. В бортовом устройстве ограничения видимости, содержащем экран с переменной прозрачностью, датчики высоты и угла тангажа летательного аппарата, а также пульт управления, при этом датчики высоты и угла тангажа подключены ко входам пульта управления, а экран с переменной прозрачностью - к выходу пульта управления, экран с переменной прозрачностью выполнен в виде прозрачного несущего элемента, на одной или на обеих сторонах которого укреплена разделенная на отдельные элементы пленка с переменной прозрачностью, при этом каждый элемент подключен к пульту управления отдельными связями; отдельные элементы пленки с переменной прозрачностью могут быть выполнены в виде горизонтальных полос, при этом верхняя полоса имеет ширину, составляющую 20-50% высоты прозрачного несущего элемента. Упрощается и повышается надежность конструкции, а также снижается ее вес и энергопотребление.

Полезная модель относится к техническим средствам обучения и может быть использована, преимущественно, для подготовки летчиков.

Известен тренажер водителя танка; для выдачи обучаемому зрительной информации неожиданного ухудшения (прекращения) видимости через смотровой прибор механика-водителя и для отработки навыков в действиях при нестандартных часто повторяющихся случаях тренажер снабжен блоком имитации системы гидропневмоочистки смотрового прибора механика-водителя и дополнительными элементами, имитирующими прекращения видимости через прибор наблюдения механика-водителя, RU 2010341.

Данное устройство представляет собой неподвижную кабину, снабженную органами управления аналогично реальной машине.

Известен также имитатор визуальной обстановки для тренажера летательного аппарата, содержащий макет местности, перед которым расположена телекамера с координатором, соединенная с телепроектором, экран, установленный перед макетом кабины ЛА, резервуар с водой, соединенный с устройством для подачи воды в коллектор; с целью приближения условий имитации к реальным, в него введены датчик высоты, задатчик уровня высоты и компаратор, при этом выход задатчика уровня высоты подключен к первому входу компаратора, выход датчика высоты подключен к второму входу компаратора, а выход компаратора соединен с устройством подачи воды в коллектор, SU 1515941 A1. Устройство подачи воды подает воду из резервуара в коллектор, который распыляет воду на остекление кабины, имитируя тем самым условия зависания ЛА над водной поверхностью, так как при снижении на определенную высоту при нулевой скорости полета на остеклении кабины появляется морось (капли воды) за счет турбулентности под ЛА.

Недостатком приведенных выше аналогов является то обстоятельство, что обучение происходит не в реальной обстановке полета или движения машины, а в искусственно созданных условиях при неподвижном объекте.

Известно бортовое устройство ограничения видимости, содержащее экран с переменной прозрачностью, снабженный следящим приводом для механического перемещения экрана, датчики высоты и тангажа летательного аппарата, пульт управления, обеспечивающий достижение заданной видимости, SU 801733 A1.

Данное техническое решение принято в качестве прототипа настоящей полезной модели.

Недостатком данного устройства является сложность конструкции и относительно невысокая надежность, обусловленная наличием механических элементов. Кроме того, устройство имеет значительный вес и существенное энергопотребление, что весьма важно в условиях летательных аппаратов, в особенности, используемых в малой авиации.

Задачей настоящей полезной модели является упрощение и повышение надежности конструкции, а также снижение ее веса и энергопотребления.

Согласно полезной модели в бортовом устройстве ограничения видимости, содержащем экран с переменной прозрачностью, датчики высоты и угла тангажа летательного аппарата, а также пульт управления, при этом датчики высоты и угла тангажа подключены ко входам пульта управления, а экран с переменной прозрачностью - к выходу пульта управления, экран с переменной прозрачностью выполнен в виде прозрачного несущего элемента, на одной или на обеих сторонах которого укреплена разделенная на отдельные элементы пленка с переменной прозрачностью, при этом каждый элемент подключен к пульту управления отдельными связями; отдельные элементы пленки с переменной прозрачностью могут быть выполнены в виде горизонтальных полос, при этом верхняя полоса имеет ширину, составляющую 20-50% высоты прозрачного несущего элемента.

Заявителем не выявлены какие-либо технические решения, идентичные заявленному, что позволяет сделать вывод о соответствии полезной модели условию патентоспособности «Новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором приведена блок-схема устройства.

Бортовое устройство ограничения видимости содержит экран с переменной прозрачностью, включающий прозрачный несущий элемент 1, выполненный из поликарбоната «Моногаль». На одной (в конкретном примере) или на обоих сторонах прозрачного несущего элемента 1 укреплена разделенная на отдельные элементы 5, в конкретном примере, горизонтальные полосы, пленка с переменной прозрачностью.

Аналогичные элементы 5 могут быть размещены и на другой стороне прозрачного элемента 1 для усиления эффекта ограничения видимости. В данном примере использована пленка с переменной прозрачностью - электрохромная пленка «Magic Film» фирмы DMDisplay, Республика Корея. Элементы 5 пленки выполнены в виде горизонтальных полос, при этом верхняя полоса имеет ширину от 25 до 50% высоты прозрачного несущего элемента 1. В случае использования устройства на вертолетах верхняя полоса более узкая (25-35%), поскольку вертолеты взлетают и садятся с отрицательными углами тангажа, а при использовании на самолетах - более широкая (30-50%), так как взлет и посадка происходит с положительным углом тангажа. Нижние полосы - узкие, их ширина 0,5-3 см.

В качестве датчика 2 высоты применен радиовысотомер РВ-5 (Россия), в качестве датчика 3 тангажа - гировертикаль МГВ-1-СУ-8 (Россия). В качестве пульта управления использован пульт ПУ-М производства ООО «Контур-НИИРС», Санкт-Петербург, Россия. Пульт 4 управления включает блок приема сигналов датчиков 2 и 3 и блок задания режима работы устройства (I. «дальность видимости огней взлетно-посадочной полосы (ВПП), II. «снежная буря»), ограничения видимости в соответствии с заданным режимом и выдачи сигналов управления, поступающих к элементам 5 пленки с переменной прозрачностью.

Устройство работает следующим образом.

С помощью пульта 4 управления задают требуемый режим работы. В режиме I работы устройства - «дальность видимости огней ВПП» верхний элемент 5 пленки с переменной прозрачностью по сигналу, поступающему к нему по электрической связи 6 от пульта 4, становится полностью непрозрачным, а часть нижних элементов 5 по сигналам с пульта 4 становится непрозрачными, а другие - остаются прозрачными. Соотношение количества прозрачных и непрозрачных нижних элементов 5 определяется задаваемым значением дальности видимости огней ВПП.

В режиме II «Снежная буря» все элементы 5, включая верхние и нижние, должны быть либо полностью прозрачные, либо полностью непрозрачные, что определяется задаваемой высотой нижней и верхней границ снежной бури.

Для изготовления устройства использованы обычные материалы и оборудование, что позволяет, по мнению заявителя, сделать вывод о соответствии данной полезной модели критерию «Промышленная применимость».

1. Бортовое устройство ограничения видимости, содержащее экран с переменной прозрачностью, датчики высоты и угла тангажа летательного аппарата, а также пульт управления, при этом датчики высоты и угла тангажа подключены ко входам пульта управления, а экран с переменной прозрачностью - к выходу пульта управления, отличающееся тем, что экран с переменной прозрачностью выполнен в виде прозрачного несущего элемента, на одной или на обеих сторонах которого укреплена разделенная на отдельные элементы пленка с переменной прозрачностью, при этом каждый элемент подключен к пульту управления отдельными связями.

2. Бортовое устройство по п.1, отличающееся тем, что отдельные элементы пленки с переменной прозрачностью выполнены в виде горизонтальных полос, при этом верхняя полоса имеет ширину, составляющую 20-50% высоты прозрачного несущего элемента.



 

Наверх