Аппаратно-программный комплекс тренажера для подготовки операторов

 

Аппаратно-программный комплекс относится к части технического средства обучения и может быть применен в составе тренажера для подготовки операторов боевых машин зенитно-ракетного комплекса. Аппаратно-программный комплекс позволяет расширить функциональные возможности средств обучения. Аппаратно-программный комплекс содержит блок 1 моделирования реальных процессов, формирователь 2 управляющих сигналов, устройство 3 обмена информацией, блок 4 управления и сопряжения и головные телефоны 5, три видеомонитора 6, 7 и 8, видеоразветвитель 9, звуковой адаптер 10, звуковые колонки 11, микрофон 12, видеоадаптер 13.

Предлагаемая полезная модель относится к части технического средства обучения и может быть применена в составе тренажера для подготовки операторов комплексов управляемого вооружения, в частности, операторов боевых машин зенитно-ракетного комплекса «Стрела-10М».

Известно устройство аналогичного назначения, применяемое в тренажере для подготовки операторов управляемого вооружения, которое содержит блок моделирования реальных процессов, информационный вход которого соединен с устройством ввода информации, а выход - с устройством отображения информации, и головные телефоны (свидетельство №7763 на полезную модель РФ, G 09 B 9/00, 1997).

Известен аппаратно-программный комплекс применяемый в тренажерах для подготовки операторов управляемого вооружения, который содержит блок моделирования реальных процессов, информационный вход которого соединен с устройством ввода информации, а выход - с устройством отображения информации, головные телефоны, формирователь управляющих сигналов, устройство обмена информацией и блок управления и сопряжения. Указанные узлы и блоки соответствующим образом связаны между собой (патент №36540 на полезную модель РФ, G 06 F 17/00, G 09 B 9/00, 2003).

Указанные устройства успешно эксплуатируются в составе тренажеров, выпускаемых патентообладателем, однако, они не позволяют готовить операторов боевых машин зенитно-ракетных комплексов.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является аппаратно-программный комплекс по патенту РФ №36540, который заявитель и авторы принимают за прототип.

Перед авторами стояла задача, сохранив достоинства известного устройства, создать аппаратно-программный комплекс с более широкими

функциональными возможностями с использованием современных компьютерных технологий, позволяющий производить подготовку операторов боевых машин зенитно-ракетного комплекса за счет введения дополнительных узлов и блоков и их функциональных связей между собой и с известными.

Поставленная задача решена за счет того, что аппаратно-программный комплекс, содержащий блок моделирования реальных процессов, информационный вход которого соединен с устройством ввода информации, а выход - с видеомонитором, головные телефоны, формирователь управляющих сигналов, устройство обмена информацией и блок управления и сопряжения, дополнительно снабжен звуковым адаптером, видеоразветвителем, двумя видеомониторами, микрофоном и звуковыми колонками. При этом второй вход видеоадаптера блока моделирования реальных процессов соединен с входом видеоразветвителя, выходы которого соединены со вторым и третьим видеомониторами, вход звукового адаптера соединен с микрофоном, первый выход звукового адаптера соединен со звуковыми колонками, а второй - с головными телефонами, выход формирователя управляющих сигналов соединен с имитатором азимутального привода наведения боевой машины.

Головные телефоны, видеоразветвитель, третий видеомонитор, блок управления и сопряжения конструктивно расположены на вращающейся части тренажера.

Заявленный аппаратно-программный комплекс тренажера для подготовки операторов обладает совокупностью существенных признаков, не известных из уровня техники для устройств подобного назначения, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «новизна» для полезной модели.

Сущность полезной модели поясняется с помощью чертежа, где представлена структурная схема.

Аппаратно-программный комплекс содержит блок 1 моделирования реальных процессов, формирователь 2 управляющих сигналов, устройство 3 обмена информацией, блок 4 управления и сопряжения, головные телефоны 5, три видеомонитора 6, 7 и 8, видеоразветвитель 9, звуковой адаптер 10, звуковые

колонки 11, микрофон 12 и видеоадаптер 13. При этом вход формирователя 2 управляющих сигналов соединен с выходом блока 1 моделирования реальных процессов, а выход - с входом имитатора азимутального привода наведения боевой машины, входы/выходы устройства 3 обмена информацией соединены с входами/выходами блока 1 моделирования реальных процессов и блока 4 управления и сопряжения, подсоединенного к имитаторам пультовой аппаратуры тренажера, первый выхода видеоадаптера 13 соединен с видеомонитором 6, а второй выход соединен с входом видеоразветвителя 9, выходы которого соединены с видеомониторами 7 и 8, вход звукового адаптера 10 соединен с микрофоном 12, первый выход звукового адаптера 10 соединен со звуковыми колонками 11, а второй выход - с головными телефонами 5. Позиция 14 - вращающаяся часть тренажера, позиция 15 - имитатор азимутального привода наведения боевой машины.

Аппаратно-программный комплекс тренажера для подготовки операторов боевой машины зенитно-ракетного комплекса работает следующим образом.

Блок 1 моделирования реальных процессов синтезирует оперативную обстановку, которая выводится на экран видеомонитора 6, фоно-целевую обстановку (ФЦО), кольцо перекрестия, следящую марку и другую служебную информацию, которая выводится через видеоразветвитель 9 на экраны видеомониторов 7 и 8.

Через устройство 3 обмена информацией от блока 4 управления и сопряжения в блок 1 моделирования реальных процессов поступает информация о состоянии органов управления имитаторов пультовой аппаратуры боевой машины зенитно-ракетного комплекса.

Получая информацию о состоянии органов управления имитаторов пультовой аппаратуры от блока 4 управления и сопряжения, блок 1 моделирования реальных процессов имитирует алгоритм работы боевой машины зенитно-ракетного комплекса, при этом изменяет на втором выходе видеоадаптера соответствующим образом поле зрения ФЦО (узкое, широкое, обзорное), перемещает поле зрения ФЦО в зависимости от положения рукояток

имитатора пульта наведения и через формирователь 2 управляющих сигналов выдает сигнал на поворот рабочего места оператора в азимутальной плоскости. На первом выходе видеоадаптера 13 блок 1 моделирования реальных процессов имитирует оперативную боевую обстановку на фоне цифровой карты местности (трассы средств воздушного нападения, трассы своих ракет и т.д.) в реальном масштабе времени. В процессе выполнения оператором учебного упражнения блок 1 моделирования реальных процессов вырабатывает звуковые сигналы, разгон ракеты, взятие цели на сопровождение, признак своей цели и т.д., которые поступают на звуковые колонки 11 инструктора и в головные телефоны 5 оператора, а также осуществляет с помощью микрофона 12 и звукового адаптера 10 передачу голосовых сообщений от инструктора к оператору.

Процесс выполнения учебно-тренировочной задачи контролируется визуально по изображению на видеомониторах 6 и 7 и управляется инструктором.

На предприятии-заявителе разработана конструкторская документация, по которой изготовлено устройство, реализующее заявляемую полезную модель, успешно проведены предварительные испытания тренажера для подготовки операторов боевых машин зенитно-ракетного комплекса «Стрела-10М» с использованием указанного аппаратно-программного комплекса.

В соответствии с изложенным появляется возможность сделать вывод, что заявляемое устройство соответствует критерию «применимость» для полезной модели.

1. Аппаратно-программный комплекс тренажера для подготовки операторов, содержащий блок моделирования реальных процессов, информационный вход которого соединен с устройством ввода информации, а выход - с видеомонитором, головные телефоны, формирователь управляющих сигналов, устройство обмена информацией и блок управления и сопряжения, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен звуковым адаптером, видеоразветвителем, двумя видеомониторами, микрофоном и звуковыми колонками, при этом второй вход видеоадаптера блока моделирования реальных процессов соединен с входом видеоразветвителя, выходы которого соединены со вторым и третьим видеомониторами, вход звукового адаптера соединен с микрофоном, первый выход звукового адаптера соединен со звуковыми колонками, а второй - с головными телефонами, выход формирователя управляющих сигналов соединен с имитатором визуального привода наведения боевой машины.

2. Аппаратно-программный комплекс тренажера для подготовки операторов по п.1, отличающийся тем, что головные телефоны, видеоразветвитель, третий монитор, блок управления и сопряжения конструктивно расположены на вращающейся части тренажера.



 

Наверх