Коробка отбора мощности модульного типа (варианты)

 

Коробка отбора мощности модульного типа осуществляет отбор мощности от раздаточной коробки на привод дополнительных агрегатов. Коробка отбора мощности по всем вариантам исполнения содержит центральный модуль (А), в корпусе (1) которого закреплена ось (2) с ведущей шестерней (3), установленной на оси (2) посредством подшипников (4). Шестерня (3) находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней (5), неподвижно закрепленной на ведомом валу (6), установленном в корпусе (1) на подшипниковых опорах (7) и имеющем выходы с двух сторон. Коробка отбора мощности по всем вариантам исполнения содержит боковой модуль (Б), в корпусе (8) которого установлено устройство (10) соединения-разъединения привода спецагрегатов. Боковой модуль устанавливается на любую из двух сторон центрального модуля. По первому варианту исполнения в боковом модуле (Б) в корпусе (8) установлен, кроме того, выходной вал (9). По третьему варианту исполнения к торцу бокового модуля прикреплен дополнительный агрегат (15), вал (16) которого с помощью устройства (10) соединен с ведомым валом (6) шлицевым соединением. По четвертому варианту исполнения к центральному модулю (А) с обеих сторон закреплены боковые модули (Б). Были расширены функциональные возможности устройства за счет обеспечения отбора мощности с обеих сторон посредством фланца и иных дополнительных агрегатов. 4 н.п.ф., 4 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для отбора мощности от раздаточной коробки на привод дополнительных агрегатов.

Известна коробка отбора мощности, содержащая корпус, ведущую шестерню, размещенные в подшипниковых опорах выходные валы, из которых один вал кинематически связан с ведущей шестерней через промежуточную шестерню, установленную на оси в корпусе коробки отбора мощности, средства включения и разъединения зубчатых зацеплений, размещенные на концах выходных валов элементы для соединения с дополнительными механизмами, при этом корпус коробки отбора мощности закреплен на заднем торце коробки передач с образованием общего замкнутого рабочего объема, ведущая шестерня является первичным звеном кинематической цепи коробки отбора мощности и соединена с вторичным валом, являющимся конечным звеном кинематической цепи коробки передач, а элемент для соединения коробки передач с трансмиссией автомобиля установлен соосно с вторичным валом и кинематически связан с ним через ведущую шестерню коробки отбора мощности (патент RU 2137620, МПК 6 B60K 17/20, опубл. 20.09.1999).

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции.

Известна также коробка отбора мощности, содержащая корпус, размещенный в подшипниковых опорах выходной вал, устройство соединения-разъединения привода спецагрегатов и установленный на конце выходного вала элемент для соединения с дополнительным механизмом, конструктивные элементы которой позволяют осуществлять отбор 100% мощности от верхнего люка раздаточной коробки автомобиля (патент RU 5626, МПК6 F16H 1/00, опубл. 16.12.1997).

Недостатками известного технического решения являются низкие функциональные возможности, связанные с тем, что устройство имеет только один вывод (на фланец). Для вывода фланца на противоположную сторону необходимо осуществить переустановку деталей на 180°, но для этого требуется проведение сборочно-монтажных работ, что приводит к дополнительным трудозатратам.

Была поставлена задача расширить функциональные возможности устройства за счет обеспечения отбора мощности с обеих сторон посредством фланца и иных дополнительных агрегатов.

Патентный поиск не выявил аналогов, которые бы позволяли получить заявленный технический результат.

Для решения поставленной задачи по первому варианту исполнения коробка отбора мощности модульного типа содержит центральный модуль, в корпусе которого закреплена ось с установленной на ней посредством подшипников ведущей шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, неподвижно закрепленной на ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниковых опорах и имеющем выходы с двух сторон, при этом корпус с одной стороны закрыт крышкой, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль, содержащий корпус, в котором установлен выходной вал, опирающийся на подшипники, и имеющий фланец для присоединения дополнительных механизмов, устройство соединения-разъединения привода спецагрегатов, подвижно связанное с помощью шлицевого соединения с выходным и ведомым валами.

Для решения поставленной задачи по второму варианту исполнения коробка отбора мощности модульного типа содержит центральный модуль, в корпусе которого закреплена ось с установленной на ней посредством подшипников ведущей шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, неподвижно закрепленной на ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниковых опорах и имеющем выходы с двух сторон, при этом корпус с одной стороны закрыт крышкой, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль, содержащий корпус, закрытый крышкой, в котором установлено устройство соединения-разъединения привода спецагрегатов.

Для решения поставленной задачи по третьему варианту исполнения коробка отбора мощности модульного типа содержит центральный модуль, в корпусе которого закреплена ось с установленной на ней посредством подшипников ведущей шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, неподвижно закрепленной на ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниковых опорах и имеющем выходы с двух сторон, при этом корпус с одной стороны закрыт крышкой, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль, содержащий корпус с установленным в нем устройством соединения-разъединения привода спецагрегатов, при этом корпус бокового модуля выполнен с возможностью крепления дополнительного агрегата, вал которого с помощью устройства соединения-разъединения привода спецагрегатов соединен с ведомым валом центрального модуля с помощью шлицевого соединения.

Для решения поставленной задачи по четвертому варианту исполнения коробка отбора мощности модульного типа содержит центральный модуль, в корпусе которого закреплена ось с установленной на ней посредством подшипников ведущей шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, неподвижно закрепленной на ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниковых опорах и имеющем выходы с двух сторон, при этом к корпусу центрального модуля с обеих сторон закреплены боковые модули, каждый из которых содержит корпус, в котором установлено устройство соединения-разъединения привода спецагрегатов, при этом один из модулей содержит выходной вал, связанный с помощью упомянутого устройства соединения-разъединения с ведомым валом центрального модуля, опирающийся на подшипники и имеющий фланец для присоединения дополнительных механизмов, а корпус другого бокового модуля выполнен с возможностью крепления дополнительного агрегата, вал которого с помощью устройства соединения-разъединения привода спецагрегатов соединен с ведомым валом центрального модуля с помощью шлицевого соединения.

В совокупности существенные признаки, включенные в формулу полезной модели по каждому из четырех вариантов исполнения, позволяют обеспечить отбор мощности с обеих сторон посредством фланца и иных дополнительных агрегатов, что позволит расширить функциональные возможности устройства.

Одновременно все варианты исполнения позволяют обеспечить возможность включения-выключения каждого привода дополнительных агрегатов независимо друг от друга, что также расширяет функциональные возможности коробки отбора мощности.

Техническое решение позволяет максимально упростить сборочно-монтажные работы.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется схематичными изображениями:

фиг. 1 - коробка отбора мощности модульного типа (вариант 1);

фиг. 2 - то же, (вариант 2);

фиг. 3 - то же, (вариант 3);

фиг. 4 - то же, (вариант 4).

Коробка отбора мощности модульного типа осуществляет отбор мощности от раздаточной коробки.

Коробка отбора мощности по всем вариантам исполнения содержит центральный модуль А, в корпусе 1 которого закреплена ось 2 с ведущей шестерней 3, установленной на оси 2 посредством подшипников 4. Шестерня 3 находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 5, неподвижно закрепленной на ведомом валу 6, установленном в корпусе 1 на подшипниковых опорах 7 и имеющем выходы с двух сторон.

Коробка отбора мощности по всем вариантам исполнения содержит боковой модуль Б, в корпусе 8 которого установлено устройство 10 соединения-разъединения привода спецагрегатов. Боковой модуль устанавливается на любую из двух сторон центрального модуля.

По первому варианту исполнения центральный модуль А с одной стороны закрыт крышкой 11, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль Б. В боковом модуле Б в корпусе 8 установлен выходной вал 9 и устройство 10 соединения-разъединения привода спецагрегатов, подвижно связанное с помощью шлицевого соединения с выходным и ведомым валами, соответственно 9 и 6. Выходной вал 9 бокового модуля опирается на подшипники 12 и имеет фланец 13 для присоединения дополнительных механизмов.

По второму варианту исполнения центральный модуль А с одной стороны закрыт крышкой 11, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль Б, который также закрыт крышкой 14.

По третьему варианту исполнения центральный модуль А с одной стороны закрыт крышкой 11, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль Б, к торцу которого прикреплен дополнительный агрегат 15, например гидравлический насос, вал 16 которого с помощью устройства 10 соединения-разъединения привода спецагрегатов соединен с ведомым валом 6 шлицевым соединением.

По четвертому варианту исполнения к центральному модулю А с обеих сторон закреплены боковые модули Б, каждый из которых содержит корпус 8, в котором установлено устройство 10 соединения-разъединения привода спецагрегатов. Один из модулей Б, кроме того, содержит выходной вал 9, опирающийся на подшипники 12 и имеющий фланец 13 для присоединения дополнительных механизмов. К торцу закрепленного с другой стороны бокового модуля Б прикреплен дополнительный агрегат 15, например гидравлический насос, вал 16 которого с помощью устройства 10 соединения-разъединения привода спецагрегатов соединен с ведомым валом 6 шлицевым соединением.

Для осуществления процесса отбора мощности корпус 1 центрального модуля А устанавливают на картер 17 раздаточной коробки, при этом ведущая шестерня 3 зацеплена с шестерней 18 раздаточной коробки, неподвижно установленной на валу 19 раздаточной коробки, который, в свою очередь, установлен в картере 17 на подшипниковых опорах 20. К модулю А крепят боковой модуль Б.

Коробка отбора мощности модульного типа работает следующим образом.

Крутящий момент от шестерни 18 раздаточной коробки передается на ведущую шестерню 3, далее через ведомую шестерню 5 на ведомый вал 6. В исходном состоянии устройство 10 соединения-разъединения привода спецагрегатов выключено, валы 6 и 9 или 6 и 16 не связаны друг с другом, крутящий момент на фланец 13 привода спецагрегатов или дополнительный агрегат 15 не передается. При включении устройства 10 валы 6 и 9 или 6 и 16 жестко связываются, и крутящий момент передается на фланец 13 или дополнительный агрегат 15.

Особенность конструкции заключается в том, что боковой модуль Б можно устанавливать как с правой, так и с левой стороны центрального модуля А, в том числе два боковых модуля Б одновременно. При этом конструкция центрального модуля остается неизменной, и только в боковом модуле Б производится добавление либо удаление деталей. В этом случае, комбинируя установку крышек 11 и 14, выходного вала 9 с фланцем 13 привода спецагрегатов и дополнительного агрегата 15, можно получать большое количество вариантов отбора мощности.

Заявляемая коробка отбора мощности модульного типа позволяет получать различные варианты отбора мощности, комбинируя центральный и боковой модули, что позволяет расширить ее функциональные возможности при минимальных трудозатратах на сборочно-монтажные работы.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Коробка отбора мощности модульного типа содержит центральный модуль, в корпусе которого закреплена ось с установленной на ней посредством подшипников ведущей шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, неподвижно закрепленной на ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниковых опорах и имеющем выходы с двух сторон, при этом корпус с одной стороны закрыт крышкой, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль, содержащий корпус, в котором установлен выходной вал, опирающийся на подшипники и имеющий фланец для присоединения дополнительных механизмов, устройство соединения-разъединения привода спецагрегатов, подвижно связанное с помощью шлицевого соединения с выходным и ведомым валами.

2. Коробка отбора мощности модульного типа содержит центральный модуль, в корпусе которого закреплена ось с установленной на ней посредством подшипников ведущей шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, неподвижно закрепленной на ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниковых опорах и имеющем выходы с двух сторон, при этом корпус с одной стороны закрыт крышкой, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль, содержащий корпус, закрытый крышкой, в котором установлено устройство соединения-разъединения привода спецагрегатов.

3. Коробка отбора мощности модульного типа содержит центральный модуль, в корпусе которого закреплена ось с установленной на ней посредством подшипников ведущей шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, неподвижно закрепленной на ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниковых опорах и имеющем выходы с двух сторон, при этом корпус с одной стороны закрыт крышкой, а с другой стороны к нему закреплен боковой модуль, содержащий корпус с установленным в нем устройством соединения-разъединения привода спецагрегатов, при этом корпус бокового модуля выполнен с возможностью крепления дополнительного агрегата, вал которого с помощью устройства соединения-разъединения привода спецагрегатов соединен с ведомым валом центрального модуля с помощью шлицевого соединения.

4. Коробка отбора мощности модульного типа содержит центральный модуль, в корпусе которого закреплена ось с установленной на ней посредством подшипников ведущей шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, неподвижно закрепленной на ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниковых опорах и имеющем выходы с двух сторон, при этом к корпусу центрального модуля с обеих сторон закреплены боковые модули, каждый из которых содержит корпус, в котором установлено устройство соединения-разъединения привода спецагрегатов, при этом один из модулей содержит выходной вал, связанный с помощью упомянутого устройства соединения-разъединения с ведомым валом центрального модуля, опирающийся на подшипники и имеющий с одной стороны фланец для присоединения дополнительных механизмов, а корпус другого бокового модуля выполнен с возможностью крепления дополнительного агрегата, вал которого с помощью устройства соединения-разъединения привода спецагрегатов соединен с ведомым валом центрального модуля с помощью шлицевого соединения.



 

Наверх