Колодочный тормоз

 

Заявляемая полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в колодочных тормозах подъемно-транспортного, дорожно-строительного, металлургического и другого грузоподъемного оборудования.

Колодочный тормоз содержит основание, гидротолкатель, тормозные колодки, смонтированные на стойках, соединенных посредством штока с рычагом, связанным посредством тяги с замыкающей пружиной. Замыкающая пружина снабжена регулировочной гайкой, размещенной над замыкающей пружиной с возможностью кинематической связи с ней. Стойки и рычаг выполнены сдвоенными и жестко соединены резьбовыми втулками. Тяга с замыкающей пружиной размещены в экране, один конец которого закреплен на основании, а второй конец экрана снабжен отверстием для взаимодействия тяги с рычагом.

Н.з п. ф-лы -1, з.п. ф-лы - 5, илл. - 2.

Заявляемая полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в колодочных тормозах подъемно-транспортного, дорожно-строительного, металлургического и другого грузоподъемного оборудования.

Известен колодочный тормоз (пат. РФ 2162437, МПК B66D 5/08 F16D 49/16, опубл. 27.01.2001 г.), содержащий шкив, взаимодействующие с ним тормозные колодки, размещенные на стойках, соединенных верхней тягой с трехплечим рычагом, взаимодействующим с замыкающей пружиной и электрогидротолкателем, параллельно гидротолкателю включен дополнительный гидроцилиндр, подпоршневая полость которого соединена с подпоршневой полостью гидроцилиндра электрогидротолкателя маслопроводом с регулируемым дросселем и обратным клапаном, а со штоком дополнительного гидроцилиндра соединены регулировочная втулка и удлинитель, имеющий возможность взаимодействия с трехплечим рычагом.

Известен тормоз (пат. РФ 2060228, МПК B66D 5/08, опубл. 20.05.1996 г.), содержащий шкив, взаимодействующие с ним тормозные колодки, размещенные на стойках, соединенных верхней тягой и трехплечим подпружиненным рычагом, электрогидротолкатель и маслопровод, соединяющий над - и подпоршневую полости гидроцилиндра, снабженный регулятором расхода, золотник которого взаимодействует с трехплечим рычагом.

Известен колодочный тормоз (пат. РФ 60158, МПК Fl6D 69/04. опубл. 10.01.2007 г.), снабженный фрикционными накладками и устройствами их крепления, фрикционные накладки выполнены в виде жестких дугообразных фрикционных вкладышей и устройства их крепления выполнены в виде разъемных фиксирующих устройств, размещенных на торцевых поверхностях тормозных колодок.

Общими недостатками вышеуказанных решений являются низкие эксплуатационные свойства, обусловленные небольшим тормозным моментом из-за недостаточной жесткости стоек и верхнего рычага, малой длины плеча приложения усилия замыкающей пружины, а также невысокая надежность, обусловленная недостаточной жесткостью верхнего рычага и стоек, приводящей к перекосам тормозных колодок относительно тормозного барабана.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели является колодочный тормоз (пат. РФ 97176, МПК F16D 65/46, опубл. 27.08.2010 г.), содержащий основание, гидротолкатель, тормозные колодки, смонтированные на стойках, соединенных посредством штока с рычагом, связанным посредством тяги с замыкающей пружиной, снабженный устройством регулирования его тормозного момента, включающий вертикально размещенную замыкающую пружину, снабженную регулировочной гайкой, размещенной над замыкающей пружиной с возможностью кинематической связи с ней.

Недостатками прототипа, как и вышеприведенных тормозных колодочных устройств, являются низкие эксплуатационные свойства, обусловленные небольшим тормозным моментом из-за недостаточной жесткости стоек и верхнего рычага и малой длины плеча приложения усилия замыкающей пружины, невысокая надежность, обусловленная недостаточной жесткостью верхнего рычага и стоек.

Основной задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является создание колодочного тормоза, обладающего высокими эксплуатационными свойствами и надежностью.

Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в повышении тормозного момента и надежности за счет обеспечения необходимой жесткости стоек и верхнего рычага путем выполнения их сдвоенными с жестким соединением резьбовыми втулками и увеличения расстояния от точки приложения усилия замыкающей пружины до оси поворота верхнего рычага.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в колодочном тормозе, содержащем основание, гидротолкатель, тормозные колодки, смонтированные на стойках, соединенных посредством штока с рычагом, связанным посредством тяги с замыкающей пружиной, снабженной регулировочной гайкой, размещенной над замыкающей пружиной с возможностью кинематической связи с ней, стойки и рычаг выполнены сдвоенными и жестко соединены резьбовыми втулками, тяга с замыкающей пружиной размещены в экране, один конец которого закреплен на основании, а второй конец экрана снабжен отверстием для взаимодействия тяги с рычагом.

Рекомендуется в колодочном тормозе оконечную часть штока выполнять с резьбой и снабжать регулировочными гайками.

Рационально в колодочном тормозе на колодках устанавливать регулировочные пластины, снабженные регулировочными пазами.

Целесообразно в колодочном тормозе стойки выполнять с отверстиями, снабженными резьбой для фиксации регулировочных пластин колодок.

Рекомендуется в колодочном тормозе на одной из стоек устанавливать регулировочный упор.

Оптимально второй конец экрана снабжать отверстием для взаимодействия тяги с рычагом.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где

на фиг.1 представлена фронтальная проекция колодочного тормоза;

на фиг.2 показан вид стойки в сборе.

Особенности полезной модели поясняются одним из вариантов ее выполнения, где на чертежах (фиг.1, 2) представлены основные конструктивные элементы.

Колодочный тормоз состоит из основания 13, электрогидротолкателя 16, тормозных колодок 10, смонтированных на левой стойке 5 и правой стойке 9. Стойки 5 и 9 соединены между собой при помощи штока 7 и с верхним рычагом 1, связанным посредством тяги 3 с замыкающей пружиной 14, нижняя часть которой взаимодействует посредством гайки 15 с тягой 3. Оконечная часть штока 7 снабжена резьбой, на которую навинчены гайки 8, что обеспечивает изменение в широких пределах величины зазора между тормозными колодками 10 и барабаном. Регулировка тормозного момента осуществляется при помощи регулировочной гайки 2 жестко закрепленной на тяге 3, размещенной над замыкающей пружиной 14, кинематически связанной с ней. Размещение регулировочной гайки 2 в верхней торцевой части замыкающей пружины 14 улучшает доступ к ней и в значительной мере облегчает проведение регулировочных операций.

Тяга 3 с замыкающей пружиной 14 размещены в экране 4 трубчатой формы, один конец которого закреплен на основании 13, второй конец экрана 4 снабжен отверстием для взаимодействия тяги 3 с верхним рычагом 1. Такая конструкция позволяет увеличить расстояние от точки приложения усилия замыкающей пружины до оси поворота верхнего рычага и обеспечить значительное увеличение тормозного момента.

Для обеспечения жесткости конструкции колодочного тормоза, необходимой для передачи тормозного момента левая стойка 5, правая стойка 9 и верхний рычаг 1 выполнены сдвоенными и жестко соединены резьбовыми втулками 6. Такое решение позволяет значительно повысить технологичность изготовления и сборки верхнего рычага и стоек, исключив выполнение сварочных работ, приводящих к ухудшению прочностных свойств используемого материала.

Предусмотрена установка равномерного зазора между тормозными колодками 10 и барабаном при помощи установленных на колодках 10 регулировочных пластин 11, снабженных регулировочными пазами для фиксации на стойках 5, 9 болтами в отверстиях 17, снабженных резьбой.

Для симметричного расхождения стоек 5, 9 на правой стойке 9 установлен регулировочный упор 12.

Работает колодочный тормоз следующим образом.

После монтажа и закрепления основания 13 на рабочей поверхности, в расторможенном состоянии, при помощи регулировочных пластин 11, производится установка равномерного по всей длине колодок зазора между тормозными колодками 10 и барабаном, затем регулировочным упором 12 осуществляется симметрирование левой 5 и правой 9 стоек. Установка требуемого значения тормозного момента производится при помощи регулировочной гайки 2, жестко закрепленной на тяге 3, размещенной над замыкающей пружиной 14, кинематически связанной с ней.

В исходном состоянии, при отсутствии напряжения на электрогидротолкателе 16, шток электрогидротолкателя 16 втянут внутрь него, левая консоль верхнего рычага 1 перемещается в крайнее нижнее положение и посредством штока 7 левая стойка 5 и правая стойка 9 сходятся, выбирается зазор между тормозными колодками 11 и барабаном, происходит плотный прижим колодок 10, торможение и надежное удержание барабана в заторможенном состоянии. Замыкающая пружина 14 оказывается в сжатом состоянии и удерживается в нем до подачи напряжения на электрогидротолкатель 16.

При подаче напряжения на электрогидротолкатель 16 шток электрогидротолкателя поднимается в крайнее верхнее положение, преодолевая усилие пружины 14, левая консоль верхнего рычага 1 перемещается в крайнее верхнее положение и посредством штока 7 левая стойка 5 и правая стойка 9 расходятся, тормозные колодки 10 отходят от барабана, возникает зазор между тормозными колодками 10 и барабаном, и происходит растормаживание барабана.

В заявляемой полезной модели тормозной момент повышается за счет выполнения стоек и верхнего рычага сдвоенными с жестким соединением резьбовыми втулками и путем увеличения расстояния от точки приложения усилия замыкающей пружины до оси поворота верхнего рычага. Это достигается тем, что тяга с замыкающей пружиной размещены в экране, один конец которого закреплен на основании, второй конец экрана снабжен отверстием для взаимодействия тяги с рычагом.

Повышение надежности обеспечивается увеличением жесткости верхнего рычага и стоек путем выполнения их сдвоенными с жестким соединением резьбовыми втулками.

Предлагаемая полезная модель позволяет создать колодочный тормоз, с высокими эксплуатационными свойствами, высокой надежностью, при этом его конструктивное выполнение обеспечивает высокотехнологичный процесс изготовления и сборки.

1. Колодочный тормоз, содержащий основание, гидротолкатель, тормозные колодки, смонтированные на стойках, соединенных посредством штока с рычагом, связанным посредством тяги с замыкающей пружиной, снабженной регулировочной гайкой, размещенной над замыкающей пружиной с возможностью кинематической связи с ней, отличающийся тем, что стойки и рычаг выполнены сдвоенными и жестко соединены резьбовыми втулками, а тяга с замыкающей пружиной размещены в экране, один конец которого закреплен на основании.

2. Колодочный тормоз по п.1, отличающийся тем, что оконечная часть штока выполнена с резьбой и снабжена регулировочными гайками.

3. Колодочный тормоз по п.1, отличающийся тем, что на колодках установлены регулировочные пластины, снабженные овальными отверстиями.

4. Колодочный тормоз по п.1, отличающийся тем, что стойки выполнены с отверстиями, снабженными резьбой для фиксации регулировочных пластин колодок.

5. Колодочный тормоз по п.1, отличающийся тем, что на одной из стоек установлен регулировочный упор.

6. Колодочный тормоз по п.1, отличающийся тем, что второй конец экрана снабжен отверстием для взаимодействия тяги с рычагом.



 

Наверх