Надувное плавательное средство с системой самослива

 

Надувное плавательное средство Предлагается надувное плавательное средство, например рафты, с улучшенными ходовыми характеристиками. Надувное плавательное средство содержит надувное дно 1, основной надувной баллон 2, образующий бортовой корпус вокруг надувного дна 1, и систему спмослива, включающую по крайней мере одно сливное отверстие 3. При этом система самослива выполнена в надувной дне.

Настоящее полезная модель относится к области надувных плавательных средств, преимущественно к надувным лодкам из гибкого материала, предназначенным для сплава по порожистым рекам, в частности, к таким видам надувных лодок, как спортивные, коммерческие и туристские рафты, каноэ. Данный вид надувных лодок характеризуется выполнением надувного дна заданной толщины, позволяющим демпфировать удары о камни и придающим лодке большую жесткость и лучшие ходовые качества, в том числе маневренность и скоростные характеристики. Кроме того, одной из характерной особенностью таких надувных лодок - рафта, отличающей рафт от простой надувной лодки, является наличие системы самослива или самоосушения кокпита, осуществляющей сброс воды, попадающей в кокпит.

Известны, используемые в настоящее время, надувные лодки, рафты, содержащие надувное дно и основной надувной баллон, образующий бортовой корпус вокруг дна.

Основной баллон, как правило, разделен воздухонепроницаемыми перегородками на четыре отсека, каждый из которых надувается через отдельный клапан. Известны надувные лодки - рафты, в которых дно выполнено в виде единой надувной оболочки, содержащей ряд внутренних воздухопроницаемых продольных перегородок, соединенных изнутри с верхней и нижней стенками дна. Известны также надувные лодки, в которых дно выполнено из отдельно надуваемых продольных секций.

В описанных известных надувных лодках, самослив осуществляется через сливные отверстия, выполненные на перемычке, соединяющей основной баллон с надувным дном.

Известны, например разборные надувные лодки/рафты (производство Опытно-конструкторской группы «СПЛАВ»), в которых дно соединено с основным баллоном посредством шнуровки через сливные отверстия на перемычке между дном и основным баллоном (http://www.splav350.ru/m/rafts.html). Как правило, такие конструкции используются в коммерческих или туристских рафтах, обеспечивая более простой ремонт и смену дна, если оно износилось быстрее, чем основной баллон.

Отверстия выполнены на горизонтально выступающих полосах, соединенных, соответственно, со дном и корпусом по их периметру. При этом, выступающую полосу дна обычно образуют при изготовлении дна, а именно вдоль шва при склеивании верхней и нижней поверхностей надувного дна. Выступающую полосу основного баллона образуют путем приклеивания такой полосы к боковой поверхности основного баллона или также в процессе его изготовления. Указанные полосы дна и основного баллона, соответственно, укладывают внахлест друг на друга, образуя перемычку между ними, и через отверстия пропускают шнуровку, обеспечивающую соединение дна с корпусом. Отверстия, как правило, укреплены коррозионностойкими люверсами, например, из нержавеющей стали или никелированные. Через указанные отверстия происходит слив воды, попадающей в лодку (самослив или самоосушение). При этом, как правило, перемычка между основным баллоном и дном корпуса будет расположена на уровне ниже ватерлинии, а верх дна (его верхняя поверхность) - выше ватерлинии.

В результате, между дном и основным, бортовым баллоном лодки образуется зазор по ее периметру, и при стандартной загрузке лодки в данном зазоре будет стоять вода, образуя углубление. Количество воды в лодке зависит от ее загрузки и, соответственно, от осадки. Указанное углубление, как любая неровность на корпусе лодки, создает дополнительное трение о воду, и, соответственно, тормозит движение лодки. Кроме того, во время каждого гребка вода внутри лодки, имея инерцию, движется относительно ее корпуса и создает дополнительное сопротивление ускорению во время гребка.

Известны конструкции надувных лодок (производитель ООО "ТАЙМ ТРИАЛ"), в которых дно приклеено к основному баллону (http://www.timetrial.ru/raft-sport.html). Обычно такая конструкция используется в спортивных рафтах. Дно приклеено к основному баллону, например, посредством выступающей полосы дна, созданной, как описано ранее, при его изготовлении и образующей при соединении с основным баллоном перемычку между основным баллоном и надувным дном. В указанной перемычке вдоль боковых бортов лодки выполнены сливные отверстия для самослива/самоосушения.

Данная конструкция также характеризуется наличием зазора между основным баллоном и дном по внутреннему периметру, в котором стоит вода при стандартной загрузке лодки, что снижает скоростные и маневренные характеристики таких лодок.

В основу настоящей полезной модели положена задача создать надувное плавательное средство с самосливом, в котором отсутствует зазор по периметру лодки между дном и основным баллоном и тем самым повысить ходовые и маневренные характеристики надувной лодки.

Поставленная задача решается тем, что в надувном плавательном средстве с системой самослива, содержащей надувное дно, основной надувной баллон, образующий бортовой корпус вокруг надувного дна, и систему самослива, включающую по крайней мере одно сливное отверстие, согласно предлагаемой полезной модели, система самослива выполнена в надувном дне.

Благодаря тому, что система слива выполнена в надувном дне лодки, дно может быть прикреплено к основному баллону практически вплотную, исключая образование зазора между основным баллоном и надувным дном по периметру лодки, что позволяет повысить маневренность и скорость лодки.

Кроме того, увеличивается водоизмещение дна, что приводит к уменьшению осадки лодки и, соответственно, к свободному сливу воды через сливную систему в дне лодки.

Целесообразно, чтобы сливное отверстие было выполнено продольно вытянутым параллельно продольной оси лодки.

Возможно выполнение как одного, расположенного вдоль центральной оси лодки, так, например двух или более параллельных продольных сливных отверстий.

Благодаря выполнению сливного отверстия продольно вытянутым вдоль оси лодки технологически легко создать площадь сечения сливного(ых) отверстия (отверстий), достаточную для эффективного слива попадающей в кокпит воды, обеспечив высокие скоростные характеристики надувных лодок - рафтов.

Целесообразно, чтобы продольно вытянутое сливное отверстие было закрыто сверху полосой - перемычкой с отверстиями, закрепленной на верхней поверхности дна, над водой при штатной загрузке лодки.

Перемычка, закрывающая продольное сливное отверстие, предохраняет от попадания в указанное отверстие ног людей, находящихся в лодке, а также разных предметов. Слив воды, попадающей в лодку, осуществляются через отверстия в перемычке и продольное сливное отверстие.

При этом, дно может быть выполнено как в виде единой надуваемой оболочки с одним или более продольным сливным отверстием, так и в виде раздельно надуваемых секций, соединенных между собой, например, перемычкой со сливными отверстиями.

При выполнении дна из двух или более секций, отдельные смежные секции могут быть соединены между собой шнуровкой, выполненной вдоль части длины секций, с образованием одного или более продольного сливного отверстия вдоль остальной длины. Такая конструкция обеспечивает достаточно большую площадь для слива воды и защиту от попадания в сливное отверстие ног гребцов и пассажиров.

В дальнейшем предполагаемая полезная модель будет более подробно раскрыта на примерах ее выполнения со ссылками на фигуры, на которых изображены:

Фиг. 1 - изображает надувную лодку с системой самослива по одному из вариантов

Фиг. 2 - изображает надувную лодку с системой самослива по следующему из вариантов

Фиг. 3 - изображает надувную лодку с системой самослива по следующему из вариантов

Фиг. 4 - изображает надувную лодку с системой самослива по следующему из вариантов

Фиг. 5 - изображает поперечное сечение 1-1 надувной лодки на Фиг. 1.

Для изготовления предлагаемой конструкции надувных плавательных средств (далее в тексте для обозначения «надувное плавательное средство» могут быть также использованы в том же значении термины «надувная лодка», «рафт») может быть использована ткань с герметизирующим покрытием, например прорезиненная ткань, а также ткань с двусторонним герметизирующим покрытием из поливинилхлорида. Например, может быть использована ткань с герметизирующим покрытием из поливинилхлорида (ПВХ), например ВИНИПЛАН (VINYPLAN) производства Финляндии; УНИСОЛ (UNISOL) производства Республики Корея. Может также быть использована прорезиненная ткань, ткань с резиноподобными покрытиями типа "хайполон" или полиуретановым покрытием. Может также применяться материал на основе ткани не только с двусторонним покрытием, но и с односторонним. Детали из материалов с такими покрытиями как ПВХ или полиуретан могут соединяться друг с другом склейкой или сваркой, осуществляемой нагревом наложенных друг на друга деталей в месте соединения до температуры, при которой происходит сплавление покрытий обеих деталей. Соединение сваркой обеспечивает прочность, определяемую прочностью сцепления герметизирующего покрытия с тканевой основой материала, сравнимой с прочностью клеевого соединения, и может рассматриваться как разновидность склейки.

Показанная на Фиг. 1 надувная лодка с системой самослива, содержит надувное дно 1, основной надувной баллон 2, образующий замкнутый бортовой корпус вокруг дна 1, и систему самослива. Основной баллон 2, как в известных решениях, может быть разделен воздухонепроницаемыми перегородками на четыре отсека (не показан), каждый из которых надувается через отдельный клапан (не показан). Возможно, иное выполнение основного баллона.

Надувное дно 1 выполнено с центральным продольным сливным отверстием 3 и цельным в носу и в корме, которое в данном случае образует систему самослива.

Площадь сечения сливного(ых) отверстия(ий), достаточную для эффективного самоосушения лодки, определяется, как и в известных конструкциях, в зависимости от множества факторов, исходя из оптимального соотношения «скорость слива - ходовые характеристики», в том числе от условий эксплуатации, соотношения длины и ширины, диаметра баллонов, толщины надувного дна. При этом, в начале эксплуатации, возможно изменение площади сечения сливного(ых) отверстия(ий) путем, например, выполнения дополнительных отверстий или, наоборот - заклеивать лишние.

Продольное сливное отверстие 3 может быть закрыто сверху полосой - перемычкой 4 (Фиг. 2) с отверстиями 5, закрепленной на верхней поверхности 11 дна 1, выше уровня воды при штатной загрузке лодки. Отверстия 5 могут быть укреплены вторым слоем материала, который приклеивают к перемычке перед пробитием отверстий или коррозионностойкими люверсами, или иным известным способом.

Перемычка 4, закрывающая продольное сливное отверстие 3, предохраняет от попадания в указанное отверстие ног людей, находящихся в лодке, а также разных мелких предметов. Слив воды, попадающей в лодку, осуществляются через отверстия 5 в перемычке 4 и продольное сливное отверстие 3, которые в совокупности образуют систему самослива. При этом, в указанной перемычке 4 со сливными отверстиями 5 практически не будет скапливаться вода, и, поскольку она расположена выше уровня воды, указанная перемычка не будет образовывать углубления со стороны нижней стенки дна. То есть данная конструкция обеспечивает хорошие ходовые и маневренные характеристики таких надувных плавательных средств.

Дно 1 может быть выполнено в виде единой оболочки, надуваемой через один клапан, с центральным продольным сливным отверстием 3 и цельной в носу и\или в корме. Возможно выполнение продольного сливного отверстия до самого носа или кормы.

При этом, дно 1 надувной лодки, как в известных конструкциях, может содержать ряд внутренних воздухопроницаемых продольных перегородок (не показано), соединенных изнутри с верхней и нижней стенками дна 1, образующих продольные отсеки дна в его надутом состоянии. Внутренние перегородки обычно выполнены из более тонкого и, соответственно, более легкого материала, чем оболочка дна. При изготовлении дна с продольным сливным отверстием могут быть использованы известные технология, в том числе технология объемного шва, как описано в патенте 2317911.

Возможно выполнение лодки, как показано на Фиг. 3 и 4 с двумя (и более) продольными сливными отверстиями 3, при этом также возможно выполнение двух продольных отверстий без покрытия их перемычкой со сливными отверстиям.

Кроме того, дно 1, как показано на Фиг. 4, может быть выполнено в виде раздельно надуваемых продольных секций 12, соединенных между собой, например, шнуровкой 13 на перемычке 14 или склеены между собой посредством данной перемычки.

При этом, возможно выполнение дна, при котором часть соседних секций, преимущественно, центральных, имеют несплошное, прерывистое соединение, образующее продольное сливное отверстие 3, которое может быть закрыто, как описано выше, перемычкой с отверстиями. Возможно также соединение ряда секций между собой перемычкой со сливными отверстиями. Выбор конструкции осуществляется, как и в известных конструкциях, в зависимости от используемой технологии.

Дно 1 надувной лодки соединено с основным баллоном 2 вплотную, то есть стенка баллона дна 1 склеена или сварена со стенкой основного баллона 2, как показано на Фиг. 5. При этом, соединение стенок дна 1 и основного баллона 2 расположено ближе к верхней поверхности 11 надувного дна, чтобы исключить образование зазора по внутреннему периметру лодки, в котором скапливалась бы вода, попадающая в рафт сверху. Ближе к нижней поверхности 15 дна 1 между основным баллоном 2 и дном 1, закреплена дополнительная перемычка 16, закрывающая углубление, образующееся с нижней стороны лодки между основным баллоном 2 и дном 1 при надутом состоянии лодки.

Возможно также иное крепление дна с основным баллоном, например, без нижней перемычки.

При этом, благодаря выполнению сливных отверстий в дне, а не вдоль соединения дна с основным баллоном, вне зависимости от количества сливных продольных отверстий, соединение дна с основным баллоном может быть выполнено без внутреннего зазора и наружного нижнего углубления по периметру между основным баллоном 2 и дном 1, что позволяет повысить маневренность и скоростные характеристики лодки.

1. Надувное плавательное средство, содержащее надувное дно, основной надувной баллон, образующий бортовой корпус вокруг надувного дна, и систему самослива, включающую по крайней мере одно сливное отверстие, отличающееся тем, что система самослива выполнена в надувном дне.

2. Надувное плавательное средство по п.1, отличающееся тем, что система самослива содержит по крайней мере одно сливное отверстие, выполненное продольно вытянутым, параллельно продольной оси лодки.

3. Надувное плавательное средство по п.1, отличающееся тем, что система самослива содержит одно продольно вытянутое сливное отверстие, расположенное вдоль центральной продольной оси лодки.

4. Надувное плавательное средство по п.1, отличающееся тем, что дно выполнено в виде герметичной замкнутой оболочки, вдоль продольной оси которой выполнено по крайней мере одно продольно вытянутое сливное отверстие.

5. Надувное плавательное средство по п.1, отличающееся тем, что дно содержит по крайней мере две раздельно надуваемые продольные секции, соединенные между собой несплошным соединением, с образованием продольно вытянутого сливного отверстия между указанными секциями.

6. Надувное плавательное средство по п.5, отличающееся тем, что секции соединены между собой шнуровкой.

7. Надувное плавательное средство по п.1, отличающееся тем, что стенка дна и стенка основного баллона соединены между собой вблизи верхней поверхности дна вплотную, при этом основной баллон и дно соединены дополнительной перемычкой, закрепленной на нижних поверхностях соответственно основного баллона и дна.

8. Надувное плавательное средство по пп.2-6, отличающееся тем, что продольно вытянутое сливное отверстие закрыто сверху перемычкой с отверстиями, закрепленной на верхней поверхности дна.



 

Наверх