Тактильно-звуковая мнемосхема

 

Полезная модель относится к средствам доступности инвалидов, предназначенным для обучения и облегчения ориентации в пространстве слепых и слабовидящих людей. Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение надежности информирования, увеличение объема сообщаемой информации, а также обеспечение возможности сообщения информации людям с нарушением зрения, не владеющим техникой чтения по системе Брайля. Полезная модель реализуется следующим образом. Изготавливают корпус 12 устройства и наносят на его первую поверхность 2 необходимый текст. Наносят текст, выполненный шрифтом Брайля, а также элементы схемы объекта 5. В готовый корпус 12 помещают блок питания 9, блок (-и) памяти 8 и ЦАП 7. Перечисленные элементы соединяют между собой электрически необходимым образом. Также с ЦАП 7 соединяют соответствующую кнопку 6 или несколько кнопок 6 и динамик 3 (или осуществляют иное соединение ЦАП 7, блока (-ов) памяти 8 и кнопки (-ок) 6 всех вместе или поотдельности с обеспечением активации информации из соответствующего блока памяти 8, ее преобразования в аналоговую форму и дальнейшее преобразование в звуковой сигнал, излучаемый динамиком 3). Готовое устройство закрепляют на стене или на стойке. Устройство размещают в месте, доступном людям с ограниченными возможностями.

Область техники

Полезная модель относится к средствам доступности инвалидов, предназначенным для обучения и облегчения ориентации в пространстве слепых и слабовидящих людей.

Уровень техники

Наиболее близким техническим решением (прототип) является тактильная мнемосхема, предназначенная для информирования и ориентации в пространстве слепых и слабовидящих людей (URL: http://strana-ravnix-vozmognostey.ru/sxemi.html (дата обращения: 19.04.2013)). Тактильная мнемосхема выполнена в форме пластины и содержит две большие поверхности. На одной поверхности пластины расположены плоско-выпуклые элементы и надписи выполненные шрифтом Брайля. На обратной поверхности тактильной мнемосхемы размещено средство крепления, благодаря которому устройство закрепляется на стене. Тактильную мнемосхему размещают около входа в помещение, в месте, доступном для инвалидов.

Недостатками прототипа являются низкая надежность информирования, ввиду стирания тактильной поверхности со временем, ограниченность сообщаемой информации, ввиду ограниченных габаритных размеров, а также неприспособленность для людей, не владеющих техникой чтения по системе Брайля.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение надежности информирования, увеличение объема сообщаемой информации, а также обеспечение возможности сообщения информации людям с нарушением зрения, не владеющим техникой чтения по системе Брайля.

Поставленная цель достигается за счет того, что в тактильно-звуковой мнемосхеме, содержащей корпус с первой поверхностью и второй поверхностью, первую область, вторую область и третью область с элементами схемы объекта, причем первая область снабжена текстом, выполненным стандартным шрифтом, вторая область снабжена текстом, выполненным шрифтом Брайля, в нее введены блок питания, блок памяти, цифро-аналоговый преобразователь, кнопка, динамик, при этом блок питания, блок памяти и цифро-аналоговый преобразователь размещены в корпусе, кнопка размещена в пределах третьей области с обеспечением ее доступности с внешней стороны корпуса, а динамик размещен с обеспечением возможности прослушивания излучаемой им информации с внешней стороны корпуса, блок питания, блок памяти, цифро-аналоговый преобразователь, кнопка и динамик электрически соединены с обеспечением работоспособности устройства и передачи от блока памяти в цифро-аналоговый преобразователь части информации, записанной в блоке памяти и соответствующей кнопке, и передачи преобразованной цифро-аналоговым преобразователем информации динамику.

Краткое описание чертежей

Полезная модель поясняется чертежом, где показан общий вид устройства.

Раскрытие полезной модели

На фигуре обозначены: первая область 1, первая поверхность 2, динамик 3, третья область 4, элементы схемы объекта 5, кнопка 6, цифро-аналоговый преобразователь 7, блок памяти 8, блок питания 9, вторая поверхность 10, вторая область 11, корпус 12.

Устройство содержит корпус 12, который может быть выполнен, например из пластмассы. Корпус 12 выполнен по форме прямоугольного параллелепипеда, у которого одна сторона много меньше других. Двум поверхностям корпуса, которые много больше других поверхностей, в данном контексте присвоены названия первая поверхность 2 и вторая поверхность 10.

Внутри корпуса расположены блок памяти 8, блок питания 9 и цифро-аналоговый преобразователь 7 (далее - ЦАП). В частном случае блок памяти 8 и ЦАП 7 соединены между собой, ЦАП 7 соединен с соответствующей кнопкой 6, также с ЦАП 7 соединен блок питания 9. Блок памяти 8 обеспечивает возможность хранения записанной информации в цифровом формате. ЦАП 7 обеспечивает считывание и перевод записи информации из цифрового формата в аналоговый, а также дальнейшую передачу сигнала к динамику 3. Блок питания 9 обеспечивает питание элементов устройства электрическим током.

На первой поверхности 2 устройства расположены первая область 1, вторая область 11 и третья область 4. В данном случае под областью понимают часть поверхности, в пределах которой могут быть расположены текст, выполненный различным способом (например путем размещения слоя краски определенной конфигурации или иного слоя с измененными свойствами поверхности или приповерхностного или поверхностного слоя), и элементы схемы объекта 5 (выполненные аналогично тексту). В пределах первой области 1 размещен текст, буквы которого выполнены стандартным шрифтом русского и/или иного алфавита. Текст может представлять собой нанесенный (или приклеенный) слой краски, определенной конфигурации. Буквы текста могут быть выполнены выпуклыми. Первая область 1 может быть сопровождена второй областью И, в пределах которой размещен текст, выполненный посредством шрифта Брайля (определение шрифта Брайля приведено, например на сайте Яндекс. Словари. Большая Советская Энциклопедия. URL: http://slovari.yandex.ru/%25D1%88%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82%20%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8F/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8F%20%D1%88%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82/ (дата обращения 17.07.2013)). Текст, выполненный посредством шрифта Брайля может представлять собой выступы, нанесенные (или приклеенные) слои краски, определенной конфигурации. Вторая область 11 предназначена для использования людьми с нарушением зрения. Количество первых областей 1 и вторых областей 11 зависит от объема сообщаемой информации пользователю устройства. Первая область 1 и вторая область 11 могут быть расположены рядом, например друг под другом. На третьей области 4 размещены элементы схемы объекта 5. К элементам схемы объекта 5 могут относиться контуры и элементы объекта (-ов), а также направления перемещения по объекту или между ними. Схема может представлять собой план помещения, здания, парка и т.д. Элементы схемы объекта 5 могут быть выполнены нанесением (или приклеиванием) слоев краски определенной конфигурации, а также тиснением или фрезеровкой поверхности.

Также на первой поверхности 2 корпуса 12 расположена кнопка 6, по крайне мере одна. Кнопка 6 может быть размещена в пределах третьей области 4. Определенному объекту схемы может соответствовать определенная кнопка 6, которая может быть расположена на объекте схемы или вблизи него. Количество кнопок 6 может соответствовать количеству элементов схемы объекта 5, а также количеству блоков памяти 8. При этом каждая кнопка 6 выполнена с обеспечением возможности запуска процесса преобразования и воспроизведения записанной информации, хранящейся в соответствующем ей блоке памяти 8 или ее фрагменте. Поверхность кнопки 6 может содержать выпуклые элементы, буквы или цифры, выполненные посредством шрифта Брайля, для сообщения дополнительной информации человеку с нарушением зрения. Динамик 3, который может быть закреплен на корпусе 12 устройства, обеспечивает воспроизведение после преобразования ЦАП 7 записанной в блоке памяти 8 информации. Готовый корпус 12 устройства может быть снабжен средствами крепления, расположенными на второй поверхности корпуса 10.

Осуществление полезной модели

Полезная модель реализуется следующим образом. Изготавливают корпус 12 устройства и наносят на его первую поверхность 2 необходимый текст. Наносят текст, выполненный шрифтом Брайля, а также элементы схемы объекта 5. В готовый корпус 12 помещают блок питания 9, блок (-и) памяти 8 и ЦАП 7. Перечисленные элементы соединяют между собой электрически необходимым образом. Также с ЦАП 7 соединяют соответствующую кнопку 6 или несколько кнопок 6 и динамик 3 (или осуществляют иное соединение ЦАП 7, блока (-ов) памяти 8 и кнопки (-ок) 6 всех вместе или поотдельности с обеспечением активации информации из соответствующего блока памяти 8, ее преобразования в аналоговую форму и дальнейшее преобразование в звуковой сигнал, излучаемый динамиком 3). Готовое устройство закрепляют на стене или на стойке. Устройство размещают в месте, доступном людям с ограниченными возможностями.

Устройство предназначено для обучения и облегчения ориентирования в пространстве, в частности для людей с ограниченными возможностями. Пользователь устройства может ознакомиться с размещенной на нем информацией визуально, а также тактильно. Пользователь также может получить более полную информацию, воздействуя на кнопку (-и) 6. Определенная кнопка 6 при воздействии замыкает определенную электрическую цепь. На ЦАП 7 поступает определенный сигнал в цифровом формате соответствующий набору значений соответствующих ячеек блока памяти 8 (набор значений ячеек памяти соответствует информации, которая при ее воспроизведении сообщает пользователю необходимую информацию о соответствующем объекте на схеме и, следовательно, в здании). При воздействии на другую кнопку 6, замыкается другая электрическая цепь. На ЦАП 7 поступает другой сигнал, соответствующий другим ячейкам блока памяти 8, соответственно другой информации, о другом объекте в здании. ЦАП 7 преобразует формат сигнала в аналоговый. Затем динамик 3 преобразовывает электрический сигнал поступающий с ЦАП 7 в звуковые волны, воспринимаемые человеком.

Таким образом, выполнение устройства с блоком питания 9, блоком памяти 8, ЦАП 7, кнопкой 6 и динамиком 3 обеспечивает повышение надежности информирования, за счет введения звукового сопровождения. А также выполнение устройства с перечисленными элементами обеспечивает увеличение объема сообщаемой информации и приспособленность для людей, не владеющих техникой чтения по системе Брайля за счет возможности хранения и воспроизведения неограниченного объема записанной информации, тем самым обеспечивая донесение информации до людей, которым недоступна информация выполненная шрифтом Брайля.

Тактильно-звуковая мнемосхема, содержащая корпус с первой поверхностью и второй поверхностью, первую область, вторую область и третью область с элементами схемы объекта, причем первая область снабжена текстом, выполненным стандартным шрифтом, вторая область снабжена текстом, выполненным шрифтом Брайля, отличающаяся тем, что в нее введены блок питания, блок памяти, цифро-аналоговый преобразователь, кнопка, динамик, при этом блок питания, блок памяти и цифро-аналоговый преобразователь размещены в корпусе, кнопка размещена в пределах третьей области с обеспечением ее доступности с внешней стороны корпуса, а динамик размещен с обеспечением возможности прослушивания излучаемой им информации с внешней стороны корпуса, блок питания, блок памяти, цифроаналоговый преобразователь, кнопка и динамик электрически соединены с обеспечением работоспособности устройства и передачи от блока памяти в цифроаналоговый преобразователь части информации, записанной в блоке памяти и соответствующей кнопке, и передачи преобразованной цифроаналоговым преобразователем информации динамику.



 

Похожие патенты:

Световой прожектор с ксеноновой газоразрядной лампой относится к осветительным устройствам и может быть использован в различных областях техники, в том числе в качестве прожектора для подвижного состава железных дорог.
Полезная модель относится к устройствам для записи и воспроизведения информации, а именно к устройствам для записи и воспроизведения «говорящих книг», «аудио книг» с использованием флеш-карт и может быть использована преимущественно людьми с ограниченными возможностями по зрению.
Наверх