Конструкция перехода трубопровода с микротоннелем
Полезная модель относится к области трубопроводного транспорта и может быть использована при прокладке трубопроводов в микротоннеле на переходах через естественные или искусственные преграды. Заявленное устройство позволяет обеспечить размещение трубопровода для перекачки продукта в микротоннеле с герметизацией межтрубного пространства и возможностью его замены в процессе эксплуатации, контроль за утечками перекачиваемого продукта из трубопровода.
Полезная модель относится к области трубопроводного транспорта и может быть использована при прокладке трубопроводов в микротоннеле на переходах через естественные или искусственные преграды.
Как показывает практика, существуют ситуации, при которых прокладка трубопроводов через естественные или искусственные преграды траншейными способами не представляется возможной по техническим, экологическим и иным причинам. Например, такие ситуации могут возникнуть на участках переходов трубопроводов через водные преграды, железные и автомобильные дороги. При этом важной проблемой является применение конструкции перехода трубопровода с микротоннелем, обеспечивающей герметичность внутренней полости микротоннеля, ограниченной его внутренней поверхностью, внешней поверхностью трубопровода и обоими концами микротоннеля.
При рассмотрении технической литературы выявлены технические решения, относящиеся к конструкции переходов трубопроводов с микротоннелем.
Известна конструкция подземного перехода трубопровода, содержащая усиленный трубопровод и защищенный кожух, выполненный из двух полуобечаек, одна из которых выполнена из металла, а другая сформирована путем заливки подземного участка трубопровода до уровня его оси армированным бетоном и снабжена пластинами с отверстиями, а пространство между кожухом и участком подземного трубопровода заполняется, например, битумом (см. RU 2121099, кл. F16L 1/028 от 11.09.1996 г.).
Недостатками данной конструкции являются: сложность ее применения для микротоннельного способа прокладки трубопровода, необходимость в дополнительных затратах на усиление трубопровода для обеспечения восприятия им внешних нагрузок, невозможность замены рабочего трубопровода в процессе эксплуатации без демонтажа всей конструкции подземного перехода, отсутствие возможности для непрерывного контроля за утечками перекачиваемого продукта из трубопровода на участке подземного перехода.
Известен трубопровод, содержащий трубу, помещенную в неподвижную оболочку, создаваемую в грунте открытым способом и выполненную с возможностью продольного и поперечного перемещения в ней трубы, при перемещении трубы вдоль оболочки используются вращающиеся катки, жидкая, твердая или иная смазка или другие средства или устройства, уменьшающие трение (см. RU 2217643, кл. F16L 1/028 от 14.01.2002 г.)..
Недостатками данной конструкции являются: сложность ее применения для микротоннельного способа прокладки трубопровода, отсутствие возможности для предотвращения попадания утечек перекачиваемого продукта из трубопровода в грунт на участке подземного перехода.
Наиболее близким техническим решением к полезной модели является конструкция секции подводного трубопровода и способ ее изготовления, включающая соосно зафиксированные завальцовкой относительно друг друга внешнюю трубу и установленную внутри нее внутреннюю трубу с зазором, заполненным двумя цилиндрическими замкнутыми оболочками, закрепленными по винтовой линии на внешней стороне внутренней трубы, одна из которых заполнена сжатым воздухом или инертным газом, а в другой размещен гибкий стержень, при этом внешняя труба с двух сторон соединена с замком сигнальных элементов, срабатывающих в случае разрыва внутренней трубы (см. RU 2429404, кл. F16L 1/16, F16L 1/20 от 30.12.2009 г.).
Недостатком данного технического решения является сложность конструкции, обеспечивающей герметизацию зазора между двумя цилиндрическими замкнутыми оболочками при ее применении в конструкции перехода трубопровода с микротоннелем.
Задача, решаемая в полезной модели, заключается в разработке конструкции, упрощающей герметизацию зазора между трубой меньшего диаметра и трубой большего диаметра в конструкции перехода трубопровода с микротоннелем.
Технический результат предполагаемой полезной модели заключается в упрощении герметизации зазора между трубой меньшего диаметра и трубой большего диаметра в конструкции перехода трубопровода с микротоннелем.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в конструкции перехода трубопровода с микротоннелем, включающей трубу меньшего диаметра, установленную внутри трубы большего диаметра с образованием зазора между трубами и последующим их герметичным соединением между собой, внешняя труба с двух сторон соединена с замком сигнальных элементов согласно полезной модели герметичное соединение между трубой меньшего диаметра и трубой большего диаметра выполнено из эластичной оболочки и 2-4 прижимных элементов, с помощью которых эластичная оболочка герметично прижимается к внутренней поверхности трубы большего диаметра и внешней поверхности трубы меньшего диаметра, эластичная оболочка в поперечном сечении имеет П-образную форму с полками, продольное сечение эластичной оболочки имеет форму кольца, внутренний диаметр которого равен внешнему диаметру трубы меньшего диаметра, а внешний диаметр равен внутреннему диаметру трубы большего диаметра, каждый из прижимных элементов содержит внутренний и внешний башмаки и не менее чем два равноудаленно размещенных по длине каждого из башмаков прижимных винта, один конец каждого из которых крепится с помощью резьбового соединения к внутреннему башмаку, а другой конец опирается на внешний башмак, при этом прижимные поверхности башмаков выполнены с продольным сечением в форме дуги с радиусом прижимной поверхности внутреннего башмака на 5-10 мм больше радиуса внешней поверхности трубы меньшего диаметра и радиусом прижимной поверхности внешнего башмака на 5-10 мм меньше радиуса внутренней поверхности трубы большего диаметра.
Сущность предполагаемой полезной модели поясняется чертежами на фиг. 1-3.
На фиг. 1 изображена принципиальная конструкция перехода в продольном разрезе.
На фиг. 2 изображена принципиальная конструкция перехода в поперечном разрезе.
На фиг. 3 изображена принципиальная конструкция уплотняющего элемента перехода.
На фиг. 1-3 применены следующие обозначения:
1 - труба меньшего диаметра;
2 - труба большего диаметра;
3 - эластичная оболочка;
4 - внешний башмак прижимного элемента;
5 - внутренний башмак прижимного элемента;
6 - прижимной винт;
7 - резьбовая закладная деталь для крепления прижимного винта.
Предлагаемая полезная модель реализуется следующим образом.
Труба меньшего диаметра 1, предназначенная для перекачки продукта, размещается внутри трубы большего диаметра 2, предварительно помещенной в скважину известным методом микротоннелирования. На трубу меньшего диаметра 1 надевается эластичная оболочка 3. Первый прижимной элемент устанавливается в крайней нижней части труб меньшего 1 и большего 2 диаметров между внутренними сторонами полок эластичной оболочки 3. Взаимное положение внешнего 4 и внутреннего 5 башмаков прижимного элемента фиксируется прижимными винтами 6 с помощью резьбовых закладных деталей 7, жестко закрепленных на внутреннем башмаке прижимного элемента 5, и пазов, выполненных в опорной части внешнего башмака 4 в его продольном направлении. При этом затягивание прижимных винтов 6 осуществляется с обеспечением равномерности и уравновешенности создаваемых прижимных усилий на полки эластичной оболочки 3. После завершения крепления первого прижимного элемента поочередно в направлении снизу вверх устанавливаются последующие прижимные элементы. При необходимости замены трубы меньшего диаметра 1, предназначенной для перекачки продукта, производится демонтаж прижимных элементов в последовательности, обратной последовательности их монтажа, труба меньшего диаметра 1 вытаскивается (выталкивается) из трубы большего диаметра 2, на ее место устанавливается новая труба меньшего диаметра 1, производится монтаж герметизирующего устройства в последовательности, предусмотренной в полезной модели.
В результате реализации предложенной полезной модели обеспечивается:
упрощение герметизации зазора между трубой меньшего диаметра и трубой большего диаметра в конструкции перехода трубопровода с микротоннелем;
упрощение демонтажа конструкции, обеспечивающей герметизацию зазора между трубой меньшего диаметра и трубой большего диаметра в конструкции перехода трубопровода с микротоннелем при производстве работ по замене трубопровода для перекачки продукта в процессе его эксплуатации.
Конструкция перехода трубопровода с микротоннелем, включающая трубу меньшего диаметра, установленную внутри трубы большего диаметра с образованием зазора между трубами и последующим их герметичным соединением между собой, внешняя труба с двух сторон соединена с замком сигнальных элементов, отличающаяся тем, что герметичное соединение между трубой меньшего диаметра и трубой большего диаметра выполнено из эластичной оболочки и 2-4 прижимных элементов, с помощью которых эластичная оболочка герметично прижимается к внутренней поверхности трубы большего диаметра и внешней поверхности трубы меньшего диаметра, эластичная оболочка в поперечном сечении имеет П-образную форму с полками, продольное сечение эластичной оболочки имеет форму кольца, внутренний диаметр которого равен внешнему диаметру трубы меньшего диаметра, а внешний диаметр равен внутреннему диаметру трубы большего диаметра, каждый из прижимных элементов содержит внутренний и внешний башмаки и не менее чем два равноудаленно размещенных по длине каждого из башмаков прижимных винта, один конец каждого из которых крепится с помощью резьбового соединения к внутреннему башмаку, а другой конец опирается на внешний башмак, при этом прижимные поверхности башмаков выполнены с продольным сечением в форме дуги с радиусом прижимной поверхности внутреннего башмака на 5-10 мм больше радиуса внешней поверхности трубы меньшего диаметра и радиусом прижимной поверхности внешнего башмака на 5-10 мм меньше радиуса внутренней поверхности трубы большего диаметра.