Устройство для крепления датчика эхолота

 

Заявленное техническое решение относится к крепежным средствам датчика эхолота. Устройство для крепления датчика эхолота, содержит узел крепления к плавсредству в виде струбцины, несущую штангу в виде вертикальной трубы, связанную с узлом крепления опорным шарниром в виде вертикальной втулки, закрепленной на струбцине и включающей резьбо-винтовой натяжитель с ручкой, Внутри вертикальной втулки расположена вертикальная труба, на верхнем и нижнем концах которой установлены верхний и нижний шарниры, включающие опоры, закрепленные на концах трубы и подвижные элементы, соединенные с опорами параллельными осями, а ось верхнего шарнира выполнена в виде стяжного болта с гайкой-ручкой, Внутри трубы расположен толкатель в виде штока, а на ее верхнем конце - указатель в виде стержня, имеющего первый и второй выступы, соединенные осями, соответственно с верхним шарниром, являясь его подвижным элементом, и с верхним концом штока. Конец стержня, направленный в сторону первого выступа, является указательным, а ось стержня, продолженная в сторону указательного конца, пересекает под острым углом плоскость, в которой расположены оси его выступов. На нижнем конце трубы расположена поворотная опора в виде пластины, на которой закреплен адаптер с датчиком эхолота при перпендикулярном положении к ней оси приемо-излучения датчика и имеются первый и второй выступы, соединенные, соответственно с нижним шарниром, являясь его подвижным элементом и с нижним концом штока параллельными осями, лежащими в плоскости, пересекающей плоскость пластины под углом, дополняющим угол установки стержня до прямого угла. Расстояние между осями выступов стержня равно расстоянию между осями выступов пластины, а расстояние между осями верхнего и нижнего шарниров равно расстоянию между осями концов штока. На трубе рядом с верхним и нижним шарнирами расположены держатели провода датчика. В результате повышаются эффективность, надежность, универсальность и удобство эксплуатации. 3 зависимых пункта. 4 ил.

Заявленное техническое решение относится к крепежным средствам, а именно к устройствам для крепления датчика эхолота на плавсредстве.

Из предыдущего уровня техники известно устройство для крепления датчика эхолота, содержащее узел крепления к корпусу плавсредства и держатель датчика эхолота с закрепленным на нем посредством соединительного узла, датчиком эхолота, которое снабжено профильным корпусом, в котором узел креплении выполнен в виде струбцины, профильный корпус жестко соединен со струбциной своей верхней частью и снабжен сквозным пазом, выполненным на одной из его поверхностей, держатель датчика эхолота размещен в профильном корпусе и своей верхней частью связан с последним с возможностью перемещения и фиксации относительно него, держатель связан с профильным корпусом при помощи резьбового соединения, в верхней части держателя выполнено установочное отверстие, а резьбовое соединение выполнено в виде болта, одновременно расположенного в установочном отверстии держателя и в пазе профильного корпуса и гайки-барашка или маховика, держатель снабжен концевой насадкой, которая выполнена в форме обтекателя. (Патент на полезную модель RU 54290 U1, A01K 79/00, опубл. 27.06.2006 г.).

К основным недостаткам этого устройства относятся его низкая эффективность, связанная с ограниченными функциональными возможностями устройства и низкая надежность, определяемая невысокой прочностью профильного корпуса, имеющего на своей поверхности сквозной паз и необходимость снятия устройства с плавсредства для избежания поломки датчика при возможности наезда на подводное препятствие.

Известно также устройство для крепления датчика эхолота, содержащее профильный корпус с продольным пазом, выполненным на одной из его поверхностей, держатель датчика эхолота, размещенный в профильном корпусе, снабженный концевой насадкой и своей верхней частью связанный с последним, узел крепления к плавучему средству в виде струбцины, при этом в боковых поверхностях профильного корпуса выполнены соосные продольные пазы, держатель датчика эхолота связан с корпусом посредством оси с возможностью вращения вокруг нее, ось снабжена резьбой, установлена в продольных пазах и фиксируется на профильном корпусе гайкой-барашком, держатель датчика эхолота снабжен, по меньшей мере, двумя держателями провода датчика эхолота, верхним и нижним, причем верхний держатель провода эхолота размещен в верхней торцевой части держателя датчика эхолота, плотно закреплен внутри держателя датчика эхолота в районе расположения отверстия под установку оси и оснащен соосным с отверстием в держателе датчика эхолота сквозным отверстием с диаметром, меньшим диаметра оси, держатель датчика эхолота в нижней части снабжен упором с возможностью регулировки его по высоте, пружиной, фиксатором фасонной формы с выступом и защитным элементом датчика эхолота, размещенным на держателе датчика эхолота перед датчиком эхолота по направлению движения плавучего средства, концевая насадка выполнена из неметаллического материала, например из пластмассы и состоит из двух частей с возможность регулировки их относительно друг друга, причем одна из этих частей оснащена фиксатором в виде штыря-шипа, предотвращающим ее поворот в горизонтальной плоскости, а другая содержит нижний держатель провода датчика эхолота, торцевая нижняя часть корпуса снабжена пазом фасонной формы. (Патент на изобретение RU 2421639 C1, F16B 45/00 (2006.01), A01K 79/00 (2006.01) опубл. 20.06.2011 г. Бюл. 17)

Это устройство имеет существенные недостатки, главные из которых - низкая эффективность и неудобство эксплуатации, определяемые невозможностью изменения направления сканирования датчика эхолота без перезакрепления датчика эхолота на держателе датчика эхолота и разворота плавсредства в нужном направлении, а также недостаточная универсальность насадки в форме П-образного зажима, не позволяющая крепить на ней все известные, предназначенные для крепления на плавсредстве датчики эхолотов, и вместе с этим, низкая надежность и долговечность, определяемые в основном невысокой прочностью профильного корпуса, имеющего сквозные продольные пазы, выполненные на его лицевой и двух боковых поверхностях.

Задача, на решение которой направлено заявленное техническое решение, заключается в повышении эффективности, надежности, универсальности и удобства эксплуатации устройства.

Данная задача решается за счет того, что устройство для крепления датчика эхолота, содержит узел крепления к плавсредству в виде струбцины, несущую штангу в виде круглой вертикальной трубы, связанную с узлом крепления посредством опорного шарнира в виде вертикальной втулки с прорезями, на которых установлен резьбо-винтовой натяжитель в виде хомута со стяжным болтом и закрепленной на нем ручкой, притом, вертикалная втулка закреплена на струбцине, а внутри нее расположена вертикальная труба с возможностью движения вдоль и вокруг своей оси и регулировки усилия движения с помощью ручки; на верхнем и нижнем концах вертикальной трубы расположены, соответственно, верхний и нижний шарниры, каждый из которых включает опору в виде хомута, закрепленного на соответствующем конце вертикальной трубы и подвижный элемент, расположенный между концами хомута и соединенный с ними невыпадающей осью с возможностью вращения подвижного элемента вокруг оси, причем ось верхнего шарнира выполнена в виде стяжного болта с гайкой-ручкой с возможностью регулировки гайкой-ручкой усилия вращения, при этом оси верхнего и нижнего шарниров параллельны друг другу а подвижные элементы расположены в общей плоскости с осью вертикальной трубы; внутри вертикальной трубы расположен толкатель в виде штока, а на ее верхнем конце - указатель в виде стержня, на одной боковой стороне которого имеются первый и второй выступы, притом первый выступ соединен с верхним шарниром, являясь его подвижным элементом, а второй выступ шарнирно соединен с верхним концом штока, при этом конец стержня, направленный в сторону первого выступа, является указательным, а противоположный конец выполнен в форме рукоятки; стержень установлен в положении, при котором его ось, продолженная в сторону указательного конца, пересекает плоскость, в которой расположены оси его шарниров, под острым углом; на нижнем конце вертикальной трубы расположена поворотная опора в виде пластины, на одной стороне которой закреплен штатный адаптер с прикрепленным к нему датчиком эхолота в положении, при котором ось приемо-излучения датчика эхолота перпендикулярна плоскости пластины, а на другой имеются первый и второй выступы, первый выступ соединен с нижним шарниром, являясь его подвижным элементом, второй выступ шарнирно соединен с нижним концом штока осью, параллельной оси нижнего шарнира, а плоскость, в которой расположены эти оси, пересекает плоскость пластины за ее первым выступом под углом, который дополняет угол установки стержня до величины прямого угла, причем расстояние между осями шарнирных соединений выступов стержня равно расстоянию между осями шарнирных соединений выступов пластины, а расстояние между осями верхнего и нижнего шарниров равно расстоянию между осями шарниров концов штока, при этом на вертикальной трубе рядом с верхним и нижним шарнирами расположены верхний и нижний держатели провода датчика эхолота, выполненные в виде хомутов со стяжными болтами и гайками-ручками с возможностью затягивания и ослабления хомутов гайками-ручками, а их концы выполнены удлиненными и загнуты навстречу друг другу с зазором у незатянутых хомутов, а у затянутых плотно заходящими один за другой.

Опорный шарнир может быть соединен с узлом крепления посредством проставки в виде круглой горизонтальной трубы, первый конец которой закреплен на струбцине, а второй соединен с опорным шарниром, при этом опорный шарнир дополнительно включает горизонтальную втулку с прорезями, на которых установлен резьбо-винтовой натяжитель в виде хомута со стяжным болтом и закрепленной на нем ручкой, притом горизонтальная втулка закреплена на вертикальной втулке при поперечном положении их осей, внутри горизонтальной втулки расположен второй конец горизонтальной трубы с возможностью вращения и регулировки усилия вращения ручкой, который своим концом выступает за край горизонтальной втулки, и на его выступающем конце установлен стопор в виде подпружиненного штифта, выступающего из отверстия на стенке горизонтальной трубы с возможностью утапливания его в отверстии;

Горизонтальная труба может быть загнута под прямым углом в горизонтальном направлении, с возможностью расположения любого загнутого конца внутри горизонтальной втулки и с возможностью движения горизонтальной втулки вдоль первого конца горизонтальной трубы и установки ее на горизонтальной трубе рядом с первым концом с возможностью вращения и регулировки усилия вращения с помощью ручки, при этом крепление первого конца горизонтальной трубы к струбцине выполнено разъемным.

Адаптер с прикрепленным к нему датчиком эхолота может быть соединен с пластиной с помощью быстроразъемного соединителя с фиксатором, выполненного в виде плоской скобы, расположенной параллельно пластине и соединенной с ней своими краями, загнутыми за края пластины с возможностью движения скобы вдоль своих загнутых краев до полного разъединения с пластиной, причем на пластине и скобе имеются отверстия, совпадающие при соединенном положении пластины и скобы, в отверстиях расположен фиксатор в виде подпружиненного штифта с возможностью выведения его из одного отверстия, при этом адаптер с прикрепленным к нему датчиком эхолота, закреплен на скобе в положении, при котором ось приемо-излучения датчика эхолота перпендикулярна плоскости скобы;

Основным техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является повышение эффективности устройства для крепления датчика эхолота за счет возможности сканирования датчиком эхолота всей полусферы подводного пространства путем поворота датчика эхолота при помощи указателя в любом выбранном направлении, а также повышение надежности, универсальности и удобства эксплуатации устройства.

При этом выполнение устройства по п. 2. обеспечивает дополнительную защиту датчика эхолота за счет возможности автоматического или ручного (с помощью указателя), поворота вертикальной трубы с датчиком в вертикальной плоскости при наезде плавсредства на подводное препятствие при движении передним или задним ходом, притом возможность закрепления ручкой горизонтальной втулки вертикальной трубы в горизонтальном положении, обеспечивает дополнительную защиту устройства с датчиком при причаливании и буксировке плавсредства на берег, а также повышает безопасность людей в условиях, при которых элементы конструкции устройства не должны выступать над поверхностью плавсредства (например, в грозу, под высоковольтными линиями электропередачи), вместе с этим возможность разборки устройства путем отсоединения от проставки опорного шарнира с расположенными на нем узлами, позволяет уменьшить габариты устройства при хранении и транспортировке, притом, в собранном состоянии исключается возможность их случайного самостоятельного разъединения, что дополнительно повышает надежность и удобство эксплуатации устройства.

Выполнение устройства по п. 3 обеспечивает дополнительную защиту датчика эхолота при возможности универсального креплении устройства на плавсредстве. Так, при креплении устройства на носу и корме, горизонтальная зажимная втулка устанавливается на втором, загнутом конце горизонтальной трубы, а при креплении устройства на любом борту она устанавливается на прямом участке горизонтальной трубы рядом с ее первым концом. При этом в обоих вариантах обеспечивается автоматический, или управляемый с помощью указателя, поворот вертикальной трубы с датчиком в вертикальной плоскости при наезде на подводное препятствие и таким образом обеспечивается защита датчика эхолота.

Выполнение устройства по п.4. позволяет с помощью быстроразъемного соединителя закреплять на устройстве и отделять от него адаптер вместе с датчиком эхолота и соединенным с ним проводом, что повышает удобство хранения, транспортировки, сборки и разборки устройства. При этом возможность крепления на плоской скобе быстроразъемного соединителя, как на аналоге участка корпуса плавсредства, любого предназначенного для такого крепления штатного адаптера, входящего вместе с датчиком в комплект соответствующего эхолота, дополнительно расширяет универсальность и функциональные возможности устройства.

Таким образом, при выполнении устройства по п.2, 3 и 4, дополнительно повышаются его эффективность, надежность, универсальность и удобство эксплуатации. Заявленное устройство поясняется следующими чертежами.

На Фиг.1 изображена фронтальная и боковая проекции заявленного устройства при вертикальном направлении сканирования (адаптер датчика эхолота с прикрепленным к нему датчиком эхолота показаны условно, прорези на втулке не показаны, провод датчика эхолота не показан, пунктиром показано положение узлов устройства при горизонтальном направлении сканирования). На Фиг.2 изображены фронтальная и боковая проекции держателя провода датчика эхолота. На Фиг.3 изображены фронтальная и боковая проекции соединенных пластины и скобы с закрепленным на ней адаптером и прикрепленным к нему датчиком эхолота (адаптер с прикрепленным к нему датчиком эхолота показан условно, провод датчика эхолота не показан). На Фиг.4 изображены фронтальная и боковая проекции опорного шарнира и узла крепления, соединенных посредством проставки (загиб горизонтальной трубы под прямым углом не показан).

Согласно Фиг.1 устройство для крепления датчика эхолота содержит узел крепления к плавсредству в виде струбцины 1, несущую штангу в виде круглой вертикальной трубы 2, связанную с узлом крепления 1 посредством опорного шарнира в виде вертикальной втулки 3 с прорезями (не показаны), на которых установлен резьбо-винтовой натяжитель в виде хомута со стяжным болтом 4 и закрепленной на нем ручкой 5, притом вертикальная втулка закреплена на струбцине, а внутри нее расположена вертикальная труба 2 с возможностью движения вдоль и вокруг своей оси и регулировки усилия движения с помощью ручки 5; на верхнем и нижнем концах вертикальной трубы 2 расположены, соответственно, верхний 6 и нижний 7 шарниры, каждый из которых включает опору в виде хомута 8, закрепленного 9 на соответствующем конце вертикальной трубы 2 и подвижный элемент 10, расположенный между концами 11 хомута 8 и соединенный с ними невыпадающей осью 12 (например, с утолщениями на концах) с возможностью вращения подвижного элемента 10 вокруг оси 12, причем ось 12 верхнего шарнира выполнена в виде стяжного болта 13 с гайкой-ручкой 14 с возможностью регулировки гайкой-ручкой 14 усилия вращения, при этом оси 12 верхнего 6 и нижнего 7 шарниров параллельны друг другу, а подвижные элементы 10 расположены в общей плоскости с осью вертикальной трубы 2; внутри вертикальной трубы 2 расположен толкатель в виде штока 15, а на ее верхнем конце - указатель в виде стержня 16, на одной боковой стороне которого имеются первый 17 и второй 18 выступы, притом первый выступ 17 соединен с верхним шарниром 6, являясь его подвижным элементом 10, а второй выступ 18 шарнирно 19 соединен с верхним концом штока 15, при этом конец 20 стержня 16, направленный в сторону первого выступа 17, является указательным, а противоположный конец выполнен в форме рукоятки 21; при этом стержень 16 установлен в положении, при котором его ось, продолженная в сторону указательного конца 20, пересекает плоскость, в которой расположены оси 19 и 12 его шарниров 19 и 6, под острым углом ; на нижнем конце вертикальной трубы 2 расположена поворотная опора в виде пластины 22, на одной стороне которой закреплен штатный адаптер с прикрепленным к нему датчиком 23 эхолота в положении, при котором ось приемо-излучения m датчика 23 эхолота перпендикулярна плоскости пластины 22 а на другой стооне имеются первый 24 и второй 25 выступы, первый выступ 24 соединен с нижним шарниром 7, являясь его подвижным элементом 10, второй выступ 25 шарнирно соединен с нижним концом штока 15 осью 26, параллельной оси 12 нижнего шарнира 7, а плоскость, в которой расположены эти оси 26 и 12, пересекает плоскость пластины 22 за ее первым выступом 24 под углом , который дополняет угол установки стержня 16 до величины прямого угла, причем расстояние между осями 19 и 12 шарнирных соединений выступов 18 и 17 стержня 16 равно расстоянию между осями 26 и 12 шарнирных соединений выступов 25 и 24 пластины 22, а расстояние между осями 12 верхнего 6 и нижнего 7 шарниров равно расстоянию между осями 19 и 26 шарниров концов штока 15. при этом на вертикальной трубе 2 рядом с верхним 6 и нижним 7 шарнирами расположены верхний 27 и нижний 28 держатели провода датчика 23 эхолота.

Согласно Фиг.2 каждый держатель провода датчика эхолота (верхний 27 и нижний 28) выполнен в виде хомута 29 со стяжным болтом 30 и гайкой-ручкой 31 с возможностью затягивания и ослабления хомута 29 гайкой-ручкой 31, а концы 32 хомута 29 выполнены удлиненными и загнуты навстречу друг другу с зазором 33 у незатянутого хомута 29, а у затянутого хомута 29 плотно заходящими 34 один за другой.

Согласно Фиг.3 адаптер с прикрепленным к нему датчиком 23 эхолота может быть соединен с пластиной 22 с помощью быстроразъемного соединителя с фиксатором, выполненного в виде плоской скобы 35, расположенной параллельно пластине 22 и соединенной с ней своими краями, загнутыми 36 за края пластины 22 с возможностью движения скобы 35 вдоль своих загнутых краев 36 до полного разъединения с пластиной 22, причем на пластине 22 и скобе 35 имеются отверстия 37, совпадающие при соединенном положении пластины 22 и скобы 35, в отверстиях 37 установлен фиксатор в виде подпружиненного 38 штифта 39 с возможностью выведения его из одного отверстия 37, при этом адаптер с прикрепленным к нему датчиком 23 эхолота, закреплен на скобе 35 в положении, при котором ось приемо-излучения m датчика 23 эхолота перпендикулярна плоскости скобы 35.

Согласно Фиг.4 опорный шарнир 3 может быть соединен с узлом крепления 1 посредством проставки в виде круглой горизонтальной трубы 40, первый конец 41 которой закреплен (например, болтами 42) на струбцине 1, а второй 43 расположен на опорном шарнире 3, при этом опорный шарнир 3 дополнительно включает горизонтальную втулку 44 с прорезями (не показаны), на которых установлен резьбо-винтовой натяжитель в виде хомута со стяжным болтом 45 и закрепленной на нем ручкой 46, притом горизонтальная втулка 44 закреплена 47 на вертикальной втулке 3 при поперечном положении их осей, внутри горизонтальной зажимной втулки 44 расположен второй конец 43 горизонтальной трубы 40 с возможностью вращения и регулировки усилия вращения ручкой 46, и который своим концом 48 выступает за край горизонтальной втулки 44, а на его выступающем конце 48 установлен стопор в виде подпружиненного 49 штифта 50, выступающего из отверстия 51 на стенке горизонтальной трубы 40 с возможностью утапливания его в отверстии 51. Горизонтальная труба 40 может быть загнута под прямым углом в горизонтальном направлении, с возможностью расположения любого из ее загнутых концов 43 и 41 внутри горизонтальной втулки 44 и с возможностью продвижения горизонтальной втулки вдоль первого конца 41 горизонтальной трубы 40 и установки ее рядом с первым концом 41 с возможностью вращения и регулировки усилия вращения при помощи ручки 46, при этом крепление первого конца 41 горизонтальной трубы 40 к струбцине 1 выполнено разъемным (например, при помощи болтов 42).

Устройство работает следующим образом. Устройство крепится к любому борту, транцу или на носу плавучего средства струбциной 1. Нажатием на указатель 16, труба 2 своим нижним концом вместе с пластиной 22 и закрепленным на ней адаптером с прикрепленным к нему датчиком 23 эхолота опускается в воду, и таким образом датчик 23 эхолота устанавливается на требуемой глубине. Необходимое усилие движения вертикальной трубы 2 вдоль и вокруг своей оси устанавливается вращением ручки 5 вертикальной втулки 3. Поворот указателя 16 вокруг горизонтальной оси 12 верхнего шарнира 6 на определенный угол передает усилие вращения при помощи штока 15 подвижной опоре 22, которая поворачивается на такой же угол вокруг горизонтальной оси 12 нижнего шарнира 7 вместе с закрепленными на ней адаптером и датчиком 23 эхолота, притом вместе с датчиком 23 эхолота на этот же угол поворачивается в вертикальной плоскости ось m приемо-излучения датчика 23 эхолота, при этом усилие поворота регулируется вращением гайки-ручки 14 верхнего шарнира 6. Поворот указателя 16 в горизонтальной плоскости на определенный угол приводит к передаче усилия вращения через передний выступ 17 указателя 16 к опоре 8 верхнего шарнира 6, закрепленной на трубе 2, и далее через закрепленную на трубе 2 опору 8 нижнего шарнира 7 к первому выступу 24 пластины 22, вызывая поворот вместе с трубой на этот же угол в горизонтальной плоскости пластины 22 вместе с закрепленным на ней посредством адаптера датчиком 23 эхолота . При этом вместе с датчиком 23 эхолота на этот же угол в горизонтальной плоскости повернется и его ось m приемо-излучения. Поворот указателя 16 одновременно в горизонтальной и вертикальной плоскости позволяет направлять ось приемо-излучения датчика 23 эхолота в любую, соответствующую направлению указателя 16 точку подводного пространства и таким образом обнаруживать и сопровождать подводные объекты. Поворот указателя 16 с одновременным нажатием на него приводитк заглублению нижнего конца трубы 2 вместе с датчиком 23 эхолота для продолжения кругового обзора ниже уровня дна плавсредства. Подъем за указатель 16 вертикальной трубы 2 позволяет поднять и извлечь из воды датчик 23 эхолота и закрепить его в поднятом положении поворотом ручки 5 вертикальной втулки 3.

При выполнении устройства по п.2, и установке его на любом борту плавсредства, движущегося передним или задним ходом и наезде на подводное препятствие, вертикальная труба 2 вместе с датчиком 23 эхолота автоматически поворачивается соответственно, назад или вперед в вертикальной плоскости вокруг оси горизонтальной втулки 44, не допуская повреждения датчика 23 эхолота. Усилие поворота заранее устанавливается вращением ручки 46 горизонтальной втулки 44. При установке указателем 16 вертикальной трубы 2 в горизонтальном положении, датчик 23 эхолота, расположенный на ее нижнем конце, извлекается из воды, а вертикальная труба 2 может быть зафиксирована в горизонтальном положении вращением ручки 46 горизонтальной зажимной втулки 44. Для уменьшения габаритов устройства при хранении и транспортировке, опорный шарнир 3 с вертикальной трубой 2 и соединенными с ней узлами устройства могут быть отсоединены от горизонтальной трубы 40 изакрепленной на ней струбцины 1 путем утапливания штифта 50 в отверстии 51 и снятия горизонтальной втулки 44 со второго конца 43 горизонтальной трубы 40. Для их соединения штифт 50 утапливают в отверстии 51 на выступающем 48 втором конце 43 горизонтальной трубы 40 и одевают на него горизонтальную втулку 44 опорного шарнира 3, после чего подпружиненный штифт 50 автоматически выступает из отверстия 51 на конце 48 горизонтальной трубы 40 и предотвращает их (44 и 40) разъединение.

При выполнении устройства по п.3, для защиты датчика 23 эхолота путем автоматического отклонения вертикальной трубы 2 при креплении устройства на носу или корме плавсредства, горизонтальная втулка 44 одевается на второй загнутый конец 43 горизонтальной трубы 40 и автоматически фиксируется подпружиненным 49 штифтом 50. При наезде плавсредства, движущегоя передним или задним ходом на подводное препятствие, вертикальная труба 2 вместе с датчиком 23 эхолота автоматически или рукой при помощи указателя 16 поворачивается вокруг загнутого второго конца 43 горизонтальной трубы 27 в вертикальной плоскости, сохраняя датчик эхолота 23 от повреждения. При креплении устройства на любом борту плавсредства с возможностью защиты датчика путем автоматического или ручного отклонения вертикальной трубы 2, горизонтальная втулка 44 одевается на первый конец 41 горизонтальной трубы 40, предварительно отсоединенной от струбцины 1 (например, путем выкручивания крепежных болтов 42), и сдвигается к ее изгибу, после чего первый конец 41 горизонтальной трубы 40 заново крепится к струбцине 1 (например, крепежными болтами 42). При установке горизонтальной втулки 44 на любом конце (41 или 43) загнутой горизонтальной трубы 40, усилие поворота регулируется вращением ручки 46. При любых вариантах креплении устройства на бортах, носу или корме плавсредства обзор подводного пространства может беспрепятственно производится во всех направлениях путем соответствующего поворота указателя 16 и не зависит от места крепления устройства.

При выполнении устройства по п.4, для удобства его хранения и транспортировки скоба 35 вместе с закрепленным на ней адаптером и датчиком 23 эхолота может быть отделена от устройства, для чего нажатием на подпружиненный 38 штифт39, он выводится из одного из отверстий 37, после чего скоба 35 с закрепленными на ней адаптером и датчиком 23 эхолота сдвигается вдоль своих загнутых краев 36 до разъединения с пластиной 22. Провод датчика эхолота может быть отсоединен от устройства, для чего хомуты 29 ослабляются гайками-ручками 31 до образования зазоров 33 между их концами 32 и провод извлекается через образовавшиеся зазоры 33. Для сборки устройства скоба 35 вместе с закрепленным на ней адаптером и датчиком 23 эхолота вводится в зацепление с пластиной 22 и задвигается на пластину 22 вдоль своих загнутых краев 36 до совпадения отверстий 37, при этом в свободное отверстие 37 автоматически под действием пружины 38 заходит штифт 39 и фиксирует скобу 35 от смещения относительно пластины 22. При этом ось m приемо-излучения датчика 23 эхолота, расположенная перпендикулярно к плоскости скобы 35, остается перпендикулярной к плоскости пластины 22, на которой закреплена параллельная ей скоба 35. Провод датчика эхолота (на чертежах не показан) закладывается в разомкнутые 33 концы 32 незатянутых хомутов 31 нижнего 28 и верхнего 27 держателей провода датчика 23 эхолота и передвижением хомутов 31 вдоль и вокруг вертикальной трубы 2, размещается с учетом местоположения эхолота, конструктивных особенностей датчика 23 и плавсредства и фиксируется в выбранном положении от смещения и выпадения затяжкой хомутов 29 их гайками-ручками 31 одновременно с перекрытием 34 зазоров 33 на концах 32 хомутов 29.

Таким образом, повышается эффективность, надежность, универсальность и удобство эксплуатации предложенного устройства для крепления датчика эхолота.

1. Устройство для крепления датчика эхолота, характеризующееся тем, что оно содержит узел крепления к плавсредству в виде струбцины, несущую штангу в виде круглой вертикальной трубы, связанную с узлом крепления посредством опорного шарнира в виде вертикальной втулки с прорезями, на которых установлен резьбо-винтовой натяжитель в виде хомута со стяжным болтом и закрепленной на нем ручкой, притом вертикальная втулка закреплена на струбцине, а внутри нее расположена вертикальная труба с возможностью движения вдоль и вокруг своей оси и регулировки усилия движения с помощью ручки; на верхнем и нижнем концах вертикальной трубы расположены соответственно верхний и нижний шарниры, каждый из которых включает опору в виде хомута, закрепленного на соответствующем конце вертикальной трубы, и подвижный элемент, расположенный между концами хомута и соединенный с ними невыпадающей осью с возможностью вращения подвижного элемента вокруг оси, причем ось верхнего шарнира выполнена в виде стяжного болта с гайкой-ручкой с возможностью регулировки гайкой-ручкой усилия вращения, при этом оси верхнего и нижнего шарниров параллельны друг другу, а подвижные элементы расположены в общей плоскости с осью вертикальной трубы; внутри вертикальной трубы расположен толкатель в виде штока, а на ее верхнем конце - указатель в виде стержня, на одной боковой стороне которого имеются первый и второй выступы, притом первый выступ соединен с верхним шарниром, являясь его подвижным элементом, а второй выступ шарнирно соединен с верхним концом штока, при этом конец стержня, направленный в сторону первого выступа, является указательным, а противоположный конец выполнен в форме рукоятки; стержень установлен в положении, при котором его ось, продолженная в сторону указательного конца, пересекает плоскость, в которой расположены оси его шарниров, под острым углом; на нижнем конце вертикальной трубы расположена поворотная опора в виде пластины, на одной стороне которой закреплен штатный адаптер с прикрепленным к нему датчиком эхолота в положении, при котором ось приемоизлучения датчика эхолота перпендикулярна плоскости пластины, а на другой имеются первый и второй выступы, первый выступ соединен с нижним шарниром, являясь его подвижным элементом, второй выступ шарнирно соединен с нижним концом штока осью, параллельной оси нижнего шарнира, а плоскость, в которой расположены эти оси, пересекает плоскость пластины за ее первым выступом под углом, который дополняет угол установки стержня до величины прямого угла, причем расстояние между осями шарнирных соединений выступов стержня равно расстоянию между осями шарнирных соединений выступов пластины, а расстояние между осями верхнего и нижнего шарниров равно расстоянию между осями шарниров концов штока, при этом на вертикальной трубе рядом с верхним и нижним шарнирами расположены верхний и нижний держатели провода датчика эхолота, выполненные в виде хомутов со стяжными болтами и гайками-ручками с возможностью затягивания и ослабления хомутов гайками-ручками, а их концы выполнены удлиненными и загнуты навстречу друг другу с зазором у незатянутых хомутов, а у затянутых плотно заходящими один за другой.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорный шарнир соединен с узлом крепления посредством проставки в виде круглой горизонтальной трубы, первый конец которой закреплен на струбцине, а второй соединен с опорным шарниром, при этом опорный шарнир дополнительно включает горизонтальную втулку с прорезями, на которых установлен резьбовинтовой натяжитель в виде хомута со стяжным болтом и закрепленной на нем ручкой, притом горизонтальная втулка закреплена на вертикальной втулке при поперечном положении их осей; внутри горизонтальной втулки расположен второй конец горизонтальной трубы с возможностью вращения и регулировки усилия вращения ручкой, который своим концом выступает за край горизонтальной втулки, и на его выступающем конце установлен стопор в виде подпружиненного штифта, выступающего из отверстия на стенке горизонтальной трубы с возможностью утапливания его в отверстии.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что горизонтальная труба загнута под прямым углом в горизонтальном направлении с возможностью расположения любого загнутого конца внутри горизонтальной втулки и с возможностью продвижения горизонтальной втулки вдоль первого конца горизонтальной трубы и установки ее на горизонтальной трубе рядом с первым концом с возможностью вращения и регулировки усилия вращения с помощью ручки, при этом крепление первого конца горизонтальной трубы к струбцине выполнено разъемным.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что адаптер с прикрепленным к нему датчиком эхолота соединен с пластиной с помощью быстроразъемного соединителя с фиксатором, выполненного в виде плоской скобы, расположенной параллельно пластине и соединенной с ней своими краями, загнутыми за края пластины с возможностью движения скобы вдоль своих загнутых краев до полного разъединения с пластиной, причем на пластине и скобе имеются отверстия, совпадающие при соединенном положении пластины и скобы, в отверстиях установлен фиксатор в виде подпружиненного штифта с возможностью выведения его из одного отверстия, при этом адаптер с прикрепленным к нему датчиком эхолота закреплен на скобе в положении, при котором ось приемоизлучения датчика эхолота перпендикулярна плоскости скобы.



 

Наверх