Низкопольный автобус средней вместимости

 

Использование: пассажирский транспорт, а именно относится к низкопольным городским автобусам небольшой размерности и вместимости для перевозки пассажиров по городским маршрутам. Задача: повышение безопасности при перевозке пассажиров за счет удлинения колесной базы и увеличения прочности кузова, увеличение числа мест для сидения, и повышение скорости пассажирообмена на остановках. Сущность полезной модели: автобус содержит пассажирский салон с двумя служебными дверями и рабочим местом водителя, отделенным от пассажирского салона перегородкой. В створе задней двери выполнена накопительная площадка, имеющая место для инвалидной коляски. В проеме задней двухстворчатой служебной двери выполнена аппарель. В передней части салона на надстройках-подиумах размещены двенадцать сидений, а в задней части салона на надстройке-подиуме установлены тринадцать сидений. Первый ряд сидений в передней части салона расположен над колесными арками спинкой против движения. Напротив первого ряда размещены второй и третий ряд с двумя парами сидений, расположенных лицом по ходу движения. В отсеках передних надстроек-подиумов в створе передней стойки задней двери установлены диагональные растяжки, соединяющие поперечины рамы пола кузова со стойками каркаса кузова. Диагональные растяжки установлены под углом =38° к поперечинам рамы пола кузова. Перегородка, сбоку отделяющая рабочее место водителя от пассажирского салона, выполнена на ширину рабочего места для водителя. В отсеке надстройки-подиума, расположенном за передней стойкой задней двери, выполнено место для размещения запасного колеса. 1 н.п.ф., 3 з.п.ф. 3 фиг.

Предлагаемое техническое решение относится к пассажирским транспортным средствам, а именно к низкопольным городским автобусам средней размерности и вместимости. Автобус предназначен для перевозки пассажиров по городским маршрутам.

Известен Автобус городской средней вместимости (патент на полезную модель RU 81694 B62D 31/00, B62D 47/00), один из вариантов которого содержит пассажирский салон, рабочее место водителя, отделенное от пассажирского салона глухой остекленной перегородкой с дверью, две служебные двери, выполненный в передней и средней частях пассажирского салона низкопольной площадкой с местом для инвалидной коляски, оборудованным ремнем безопасности и отбойником, предотвращающим движение коляски по пассажирскому салону, и аппарель в проеме двухстворчатой служебной двери, имеющий сиденья для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, расположенные по левой и правой боковинам в передней части салона, оборудованные складывающимися поручнями и кнопками связи с водителем, имеющий в задней части салона на надстройке-подиуме посадочные места для пассажиров. Ряды сидений на надстройке-подиуме сдвинуты в сторону задней стенки и перед ними установлены два сиденья, расположенных боком по ходу движения с левой и правой стороны. В передней части салона на левой передней колесной арке установлены два пассажирских сиденья, которые сдвинуты к остекленной перегородке, а на правой передней колесной арке дополнительно установлены два пассажирских сиденья, при этом место для инвалидной коляски оборудовано откидывающимся поручнем.

Второй вариант известного автобуса, в отличие от первого, имеет две пары сидений, установленные на надстройке-подиуме перед рядами сидений и расположенные лицом по ходу движения, а над правой передней колесной аркой установлены четыре пассажирских сиденья, расположенных спинкой друг к другу. Недостатками известного аналога являются пониженная безопасность перевозки пассажиров, обусловленная короткой базой и значительной величиной заднего свеса автобуса, составляющей достаточно большую часть от всей длины автобуса, что приводит к снижению управляемости, устойчивости и плавности хода, а также пониженная скорость пассажирообмена.

Наиболее близким к предлагаемому автобусу является Автобус I класса (патент на полезную модель RU 60470, B62D 47/00, B60R 3/00, B60R 3/02), включающий рабочее место водителя, пассажирский салон, две служебные двери. Автобус выполнен в передней и средней частях пассажирского салона низкопольным без ступеней подножек служебных дверей с накопительной площадкой с местом для инвалидной коляски, обозначенным на полу специальной наклейкой с логотипом коляски и оборудованным ремнем безопасности и отбойником, предотвращающим движение коляски по пассажирскому салону, и аппарелью в проеме двустворчатой служебной двери. Рабочее место водителя отделено от пассажирского салона глухой остекленной перегородкой с дверью, лотком-емкостью для денег и талонов, на перегородке за дверью в пассажирском салоне установлен автоматический турникет. Над арками передних колес оборудованы два места для провоза крупногабаритного багажа. По левой и правой боковинам за турникетом расположены сиденья для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, оборудованные складывающимися поручнями и кнопками связи с водителем. В задней части автобуса на надстройке-подиуме, имеющей центральный проход, в три ряда расположены посадочные места для пассажиров. Пассажирские сиденья установлены на надстройке-подиуме слева, справа и сзади от прохода, имеющим П-образную форму. Центральный проход имеет 2 ступени высотой 180 мм каждая. Перед первым рядом сидений задней части салона у накопительной площадки на надстройке, слева и справа от центрального прохода, установлены поручни.

Существенным недостатком наиболее близкого аналога является пониженная безопасность перевозки пассажиров вследствие недостаточной управляемости и устойчивости и плавности хода, обусловленные короткой базой и значительной величиной заднего свеса автобуса, который составляет достаточно большую часть от всей длины автобуса. Кроме того, конструкция пола и стоек в створе передней стойки задней двери, образующих двухопорную балку, приводит к пониженной жесткости кузова в поперечном направлении и повышенным напряжениям в несущих деталях накопительной площадки, на которой находится наибольшее количество пассажиров, особенно в пиковое время или при езде на дорогах низкого качества. Еще одним недостатком наиболее близкого аналога является недостаточная скорость пассажирообмена на остановках, обусловленная нерациональным потоком пассажиров вследствие расположения большого количества пассажиров на возвышении задней части салона. Кроме того, из-за малого количества мест для сидения не полностью используется внутреннее пространство автобуса.

Задачей заявляемой полезной модели является повышение безопасности при перевозке пассажиров за счет удлинения колесной базы и увеличения прочности кузова, увеличение числа мест для сидения, а также повышение скорости пассажирообмена на остановках.

Поставленная задача решается тем, что в низкопольном автобусе средней вместимости, содержащем каркас кузова с пассажирским салоном с двумя служебными дверями, выполненными в его передней и средней частях, рабочим местом водителя, отделенным от пассажирского салона перегородкой, накопительной площадкой, размещенной в створе задней двери и имеющей место для инвалидной коляски, аппарелью, выполненной в проеме задней двухстворчатой служебной двери, сиденьями в передней части салона и сидениями в задней части салона, расположенными на надстройке-подиуме в ряд у задней стенки салона и по левой и правой боковинам, при этом между правой и левой сторонами надстройки-подиума выполнены две ступени, в передней части салона по левой и правой боковинам выполнены надстройки-подиумы, на которых размещены по три ряда сидений, первый из которых с двумя парами сидений расположен над колесными арками спинкой против движения, напротив первого ряда размещены второй и третий ряд с двумя парами сидений, расположенных лицом по ходу движения, при этом в отсеках передних надстроек-подиумов в створе передней стойки задней двери установлены диагональные растяжки, соединяющие поперечины рамы пола кузова со стойками каркаса кузова.

Диагональные растяжки установлены под углом =38° к поперечинам рамы пола кузова.

Перегородка, сбоку отделяющая рабочее место водителя от пассажирского салона, выполнена на ширину рабочего места для водителя.

В отсеке надстройки-подиума, расположенном за передней стойкой задней двери, выполнено место для размещения запасного колеса.

Сущность полезной модели заключается в том, что в предлагаемом автобусе увеличено количество мест для сидения за счет размещения в передней части автобуса 12 сидений. Увеличение количества мест для сидения существенно увеличило длину всего салона, в том числе и длину салона в базе, что улучшает динамические показатели автобуса, т.е. машина работает с лучшей управляемостью, более устойчиво, плавно, а это в свою очередь, как следствие, повышает безопасность автобуса. Кроме того, повышению прочности кузова и, следовательно, его безопасности способствуют также и диагональные растяжки, установленные в отсеках передней надстройки-подиума в створе передней стойки задней двери, которые соединяют поперечину рамы пола кузова со стойками каркаса и образуют четырехопорную балку. Угол установки растяжек 38° и их расположение рассчитаны из условия обеспечения минимальной величины напряжения, возникающего в деталях конструкции, по сравнению с величинами напряжений, возникающих при любых других значениях угла растяжки.

Симметричное расположение сидений и свободный проход через обе двери обеспечивает свободный вход и выход пассажиров на остановках, что повышает удобство для пассажиров.

Выполнение перегородки, сбоку отделяющей рабочее место водителя от пассажирского салона, только на ширину сиденья создает для водителя более комфортные условия в условиях жаркого климата.

Снабжение автобуса запасным колесом, для чего предусмотрено в отсеке надстройки-подиума место для его размещения, повышает качество обслуживания, особенно при использовании автобуса на удаленных маршрутах.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена планировка пассажирского салона и рабочего места водителя автобуса, на фиг.2 показано сечение кузова автобуса по Б-Б и расположение запасного колеса, на фиг.3 показано сечение кузова автобуса по А-А в створе передней стойки задней двери.

Низкопольный автобус средней вместимости имеет кузов 1 вагонной компоновки с пассажирским салоном 2 с двумя служебными дверями - одностворчатой 3 и двустворчатой 4 и рабочим местом водителя 5, отделенным от пассажирского салона 2 перегородкой 6. Перегородка 6, отделяющая рабочее место водителя 5 от пассажирского салона 2, за спинкой сидения для водителя выполнена сплошной, а с правого бока - на ширину рабочего места 5 водителя.

Пол 7 в пассажирском салоне 2 в передней и средней частях выполнен низким, без ступеней. В средней части автобуса, напротив двустворчатой служебной двери 4 организована накопительная площадка 8 для стоящих пассажиров и на ней организовано специальное место 9 для инвалида с коляской. Коляска упирается спинкой в специальную полужесткую панель - отбойник 10, предотвращающей движение коляски по пассажирскому салону 2. Для заезда инвалидной коляски предусмотрена аппарель (трап) 11 в проеме двустворчатой служебной двери 4. Для обеспечения удобства и безопасности, место 9 для инвалидной коляски оборудовано поручнем 12.

Задняя часть пассажирского салона 2 выполнена с надстройкой-подиумом 13, имеющей проход 14 П-образной формы с двумя ступенями 15. На надстройке-подиуме 13 в 3 ряда установлены тринадцать пассажирских сидений 16 - слева и справа от прохода установлено по два сиденья в два ряда и сзади от прохода 14 установлено 5 сидений.

В передней части пассажирского салона 2 по левой и правой боковинам выполнена надстройка-подиум 17, на которой размещены в три ряда двенадцать сидений 18. Из них над колесными арками 19 передних колес 20 спиной по ходу движения установлен один ряд сидений 18 для детей и пожилых людей с каждой боковины, и один ряд сидений 18 с каждой боковины расположен напротив. За сиденьями 18, на надстройке-подиуме 17 установлены по два сиденья 21 с каждой боковины лицом по ходу движения.

Перед первым рядом сидений 16 задней части салона, у накопительной площадки 8 на подиуме-надстройке 13, слева и справа от центрального прохода 14 установлены поручни 22 для того, чтобы держаться за них стоящим рядом пассажирам. Поручни 22 служат и ограждением для сидящих пассажиров при торможении автобуса.

В отсеках 23 (фиг.3) передней надстройки-подиума 17 в створе передней стойки 24 задней двери 4 установлены диагональные растяжки 25, соединяющие поперечину 26 рамы пола 7 кузова со стойками 24 каркаса кузова 1. Диагональные растяжки 25 установлены под углом =38°.

В отсеке 23 надстройки-подиума 17, расположенном за передней стойкой задней двери, выполнено место для размещения запасного колеса 27.

Предлагаемая конструкция автобуса с повышенной безопасностью позволяет увеличить количество мест для сидения (до 25) и общее количество пассажиров (до 56).

Автобус городской средней вместимости соответствует всем требованиям и Правилам ЕЭК ООН 107 в отношении общей конструкции, обеспечивает необходимый комфорт пассажирам и водителю и безопасность и может производиться с применением имеющихся технологий на стандартном оборудовании.

1. Низкопольный автобус средней вместимости, содержащий каркас кузова с пассажирским салоном с двумя служебными дверями, выполненными в его передней и средней частях, рабочим местом водителя, отделенным от пассажирского салона перегородкой, накопительной площадкой, размещенной в створе задней двери и имеющей место для инвалидной коляски, аппарелью, выполненной в проеме задней двухстворчатой служебной двери, сиденьями в передней части салона и сидениями в задней части салона, расположенными на надстройке-подиуме в ряд у задней стенки салона и по левой и правой боковинам, при этом между правой и левой сторонами надстройки-подиума выполнены две ступени, отличающийся тем, что в передней части салона по левой и правой боковинам выполнены надстройки-подиумы, на которых размещены по три ряда сидений, первый из них с двумя парами сидений расположен над колесными арками спинкой против движения, напротив первого ряда размещены второй и третий ряд с двумя парами сидений, расположенных лицом по ходу движения, при этом в отсеках передних надстроек-подиумов в створе передней стойки задней двери установлены диагональные растяжки, соединяющие поперечины рамы пола кузова со стойками каркаса кузова.

2. Автобус по п.1, отличающийся тем, что диагональные растяжки установлены под углом =38° к поперечинам рамы пола кузова.

3. Автобус по п.1, отличающийся тем, что перегородка, сбоку отделяющая рабочее место водителя от пассажирского салона, выполнена на ширину рабочего места для водителя.

4. Автобус по п.1, отличающийся тем, что в отсеке надстройки-подиума, расположенном за передней стойкой задней двери, выполнено место для размещения запасного колеса.



 

Наверх