Система автоматического контроля и диагностики авиационного газотурбинного двигателя

 

Полезная модель относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля и диагностики авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета.

Система автоматического контроля и диагностики авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета содержит персональный компьютер с монитором, соединенный с контролируемым авиационным двигателем через промежуточный блок согласования или минуя его. В персональный компьютер установлен диагностический комплекс. Информация от газотурбинного двигателя, установленного на самолете, поступает в персональный компьютер с диагностическим комплексом.

В составе диагностического комплекса эта информация в блоке расчетов и сравнения проходит сравнение с содержащейся в блоке исходных характеристик информацией о характеристиках данного экземпляра авиационного газотурбинного двигателя по состоянию поставки его на самолет и адаптивной математической моделью, построенной на данных основных (газодинамических) параметров двигателя и широкополосных вибрационных сигналов, а также автоматически осуществляется расчет компонентов трендового контроля и диагностики технического состояния с выработкой информационных сообщений, поступающих на монитор персонального компьютера, и сигналов рассогласования для корректировки адаптивной математической модели.

Полезная модель позволяет повысить надежность за счет исключения субъективного фактора при принятии решения, сократить время контроля и снизить расходы по эксплуатации авиационной техники.

1 з.п.ф., 1 илл.

Полезная модель относится к области двигателестроения, в частности, к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета.

Известна система автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета, включающая электронный пульт контроля и управления с указателями, соединенный электрическими кабелями с датчиками давлений, вибраций и частот вращения, а также с блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета, при этом между датчиками, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта установлен диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических характеристик с исходными и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя [1]. Данная система является наиболее близкой к заявленной полезной модели по выполняемой функции и достигаемому результату и принята заявителем в качестве прототипа.

Недостатком известной системы автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя является необходимость принятия субъективного решения о воздействии на газотурбинный двигатель при наличии сигнала рассогласования между исходными и измеренными характеристиками двигателя, поступающего оператору от диагностического комплекса.

Техническим результатом полезной модели является обеспечение автоматического контроля и прогнозирования технического состояния авиационного двигателя в целом и его отдельных частей.

Технический результат заявленной полезной модели достигается за счет того, что в диагностический комплекс, включающий блок исходных характеристик авиационного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических (текущих) характеристик с данными блока для этого экземпляра двигателя и блок выдачи на указатель электронного пульта информации о неисправностях конкретного узла двигателя в случае недопустимого отклонения фактического параметра от исходного, встроена адаптивная математическая модель двигателя, включающая индивидуальные характеристики авиационного двигателя как параметрические (газодинамические), так и вибрационные в широкой полосе частот, позволяющая не только регистрировать имеющиеся отклонения от исходного состояния двигателя, но и прогнозировать состояние газотурбинного двигателя в целом, а также его отдельных частей.

Сущность заявленной модели поясняется чертежом, где:

на фиг.1 изображена блок-схема системы автоматического контроля и диагностики авиационного ГТД.

Система автоматического контроля и диагностики авиационного газотурбинного двигателя 1 в наземных условиях в составе самолета содержит персональный компьютер 2 с монитором 10, соединенный с контролируемым авиационным двигателем 1 через промежуточный блок согласования 3 или минуя его. В персональный компьютер установлен диагностический комплекс 4.

В случае применения предложенного технического решения информация от газотурбинного двигателя 1, установленного на самолете, поступает в персональный компьютер с диагностическим комплексом 4.

В составе диагностического комплекса 4 эта информация в блоке расчетов и сравнения 5 проходит сравнение с содержащейся в блоке исходных характеристик 6 информацией о характеристиках данного экземпляра авиационного газотурбинного двигателя 1 по состоянию поставки его на самолет и адаптивной математической моделью 7, построенной на данных основных (газодинамических) параметров двигателя 8 и широкополосных вибрационных сигналов 9, а также автоматически осуществляется расчет компонентов трендового контроля и диагностика технического состояния с выработкой информационных сообщений, поступающих на монитор 10 персонального компьютера 2, и сигналов рассогласования для корректировки адаптивной математической модели.

Использование системы автоматического контроля авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета позволяет повысить надежность за счет исключения субъективного фактора при принятии решения, сократить время контроля и снизить расходы по эксплуатации авиационной техники.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

1. Полезная модель по патенту RU 76390 U1 МПК F01D 17/02 от 29.04.2008 - прототип.

1. Система автоматического контроля и диагностики авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета, включающая персональный компьютер с монитором, соединенный электрическими кабелями с контролируемым авиационным газотурбинным двигателем в составе самолета, отличающаяся тем, что диагностический комплекс, входящий в состав персонального компьютера, содержит адаптивную математическую модель, построенную на данных основных (газодинамических) параметров двигателя и широкополосных вибрационных сигналов и позволяющую не только регистрировать имеющиеся отклонения от исходного состояния двигателя, но и прогнозировать состояние газотурбинного двигателя в целом, а также его отдельных частей.

2. Система автоматического контроля и диагностики авиационного газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что диагностический комплекс, входящий в состав персонального компьютера, содержит блок расчетов и сравнения, обеспечивающий расчет компонентов трендового контроля и диагностики технического состояния с выработкой информационных сообщений, поступающих на монитор персонального компьютера, и сигналов рассогласования для корректировки адаптивной математической модели.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета
Наверх