Движительно-рулевая колонка

 

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована в устройствах активного управления, обеспечивающих созданию тяги судна и изменения направления тяги.

Движительно-рулевая колонка (ДРК) состоит из баллера, соединенного с основанием колонки. Внутри баллера размещен вертикальный приводной вал, передающий крутящий момент на угловой редуктор, установленный внутри обтекаемой гондолы, и далее на гребной винт. Баллер в ДРК выполнен составным из двух деталей, скрепленных между собой: колокола из нержавеющей стали и цилиндрической трубы. Расширяющая часть колокола крепится к механизму поворота колонки, а сужающая часть - к цилиндрической трубе.

Использование полезной модели позволяет повысить надежность работы ДРК.

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована в устройствах активного управления судами, обеспечивающих создание тяги судна и изменение направления тяги.

Известен винтовой движитель, включающий ступицу, на внешней поверхности которой установлены лопасти, и гребной вал, соединяющий движитель с судовым двигателем (см., П.В.Орехов, B.C.Муругов «Гребные винты регулируемого шага», ВИНИТИ, Москва, 1961 г., стр.53). Недостатком известного винтового движителя является невозможность его использования в движительно-рулевых комплексах.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели по технической сущности и достигаемому результату является движительно-рулевая колонка (ДРК), содержащая баллер, соединенный с основанием колонки, вертикальный приводной вал, расположенный внутри баллера, угловой редуктор, обтекаемую гондолу, закрывающую угловой редуктор, гребной винт и механизм поворота колонки (см. патент РФ на полезную модель 114662, В63Н 3/00, 2012 г.). Недостатком данной движительно-рулевой колонки является относительно невысокая надежность работы, обусловленная сложностью подачи смазывающей жидкости к трущимся узлам ДРК. Дело в том, что запас смазывающей жидкости находится вне ДРК и подается в колонку из специальной емкости по трубопроводам. Чем дальше источник смазывающей жидкости от конечного потребителя, тем ниже надежность качественной смазки узлов.

Цель настоящей полезной модели - повышение надежности работы двигательно-рулевой колонки.

Указанная цель достигается тем, что в известной движительно-рулевой колонке, содержащей баллер, соединенный с основанием колонки, вертикальный приводной вал, расположенный внутри баллера, угловой редуктор, обтекаемую гондолу, закрывающую угловой редуктор, гребной винт и механизм поворота колонки, в ней баллер выполнен составным из двух деталей, скрепленных между собой: колокола из нержавеющей стали и цилиндрической трубы, при этом расширяющая часть колокола крепится к механизму поворота колонки, а сужающая часть - к цилиндрической трубе. Выполнение баллера составным позволяет расширить его функциональную нагрузку. Верхняя часть баллера, выполненная в виде колокола, делает ДРК более жесткой, а также выполняет роль емкости для хранения смазывающей жидкости. Это позволяет обеспечить непосредственный доступ смазывающей жидкости к вертикальному приводному валу без трубопроводов и нагнетающего насоса. Остальные узлы ДРК, требующие смазки находятся также в непосредственной близости от этой емкости, что позволяет быстро и надежность подать смазывающую жидкость к трущимся узлам и деталям. Колоколообразная форма верхней части баллера будет выполнять роль емкости только в том случае, если расширяющая часть колокола будет крепится к механизму поворота колонки (в верхней зоне), а сужающая - к цилиндрической трубе баллера (в нижней зоне). Выполнение колокола из нержавеющей стали обеспечивает не только высокие прочностные и жесткостные характеристики колокола, но и надежное хранение в нем смазывающей жидкости.

На фигуре показан общий вид движительно-рулевой колонки со следующими обозначениями:

1 - основание колонки;

2 - цилиндрическая труба баллера;

3 - вертикальный приводной вал;

4 - угловой редуктор;

5 - обтекаемая гондола;

6 - гребной винт;

7 - вал гребного винта;

8 - колокол;

9 - шестерня-подшипник;

10 - защитная обечайка;

Движительно-рулевая колонка состоит из основания 1 и баллера, включающего цилиндрическую трубу баллера 2 и колокол 8, скрепленных между собой. Расширяющая часть колокола 8 крепится к механизму поворота колонки (в данном случае к шестерне-подшипнику 9), а сужающая часть колокола 8 - к цилиндрической трубе 2. В нижней части труба баллера 2 крепится к гондоле 5, внутри которой размещен угловой редуктор 4, связанный с валом гребного винта 7. На валу 7 установлен гребной винт 6. Защита колокола от внешних факторов осуществляется защитной обечайкой 10.

Движительно-рулевая колонка работает следующим образом. Крутящий момент от главного двигателя (на фигурах не показан) передается на вертикальный приводной вал 3, установленный внутри баллера 2. Нижней частью приводной вал 3 соединен с угловым редуктором 4, который в свою очередь передает крутящий момент на вал гребного винта 7 и далее на гребной винт 6. Поворот ДРК для изменения вектора тяги производится при помощи электродвигателей (на фигуре не показаны), которые вращают шестерню-подшипник 9 и скрепленный с ней колокол 8, то есть поворачивают весь баллер. Поворот баллера 2 приводит к повороту обтекаемой гондолы 5 и тем самым меняется вектор тяги ДРК. Подача смазывающей жидкости в гондолу 5 для смазки углового редуктора 4 и вала гребного винта 7 осуществляется по трубопроводам, расположенным внутри цилиндрической трубы 2 баллера.

В предлагаемой конструкции смазывающая жидкость находится в непосредственно в самой движительно-рулевой колонке, что обеспечивает надежное смазывание узлов и деталей ДРК.

Движительно-рулевая колонка, содержащая баллер, соединенный с основанием колонки, вертикальный приводной вал, расположенный внутри баллера, угловой редуктор, обтекаемую гондолу, закрывающую угловой редуктор, гребной винт и механизм поворота колонки, отличающаяся тем, что баллер выполнен составным из двух деталей, скрепленных между собой: колокола из нержавеющей стали и цилиндрической трубы, при этом расширяющая часть колокола крепится к механизму поворота колонки, а сужающая часть - к цилиндрической трубе.



 

Наверх