Наружное двойное зеркало заднего вида

 

Предложена конструкция наружного двойного зеркала заднего вида, предназначенного для установки на транспортное средство и обеспечивающего водиителю обзор обстановки сзади и сбоку.

Наружное двойное зеркало заднего вида, содержащее стойку трапециевидной формы, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства и соединенную через две шейки с корпусом, в котором выполнены два расположенных друг под другом гнезда, разделенные перегородкой, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования, установленные на вертикально расположенной внутри корпуса, выполненного из пластмассы, и неподвижно закрепленной относительно него опорной алюминиевой пластине, а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закрепленное относительно корпуса, при этом корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно стойки, на которую надет и неподвижно закреплен относительно нее пластмассовый декоративный чехол, кроме этого, на корпусе снаружи закреплена декоративная пластмассовая облицовка и корпус кинематически соединен с механизмом его поворота.

При этом, ось механизма поворота корпуса разделена на верхнюю и нижнюю части, а в место стыковки установлены соответственно верхняя и нижняя пластиковые втулки, выполненные взаимодействующими через поверхности выступов и ответных впадин, формирующих узел "складыва ния" двойного зеркала.

Кроме этого, узел "складывания" двойного зеркала закрыт и защищен снаружи пластмассовыми элементами корпуса и декоративной облицовки.

Использование заявляемой полезной модели позволяет:

1. Существенно повысить надежность работы двойного зеркала путем повышения его вибростойкости;

2. Повысить технологичность изготовления двойного зеркала путем улучшения технологичности изготовления механизма складывания зеркала при обеспечении высокой точности его работы;

3. Упростить конструкцию двойного зеркала путем исключения передней и задней облицовок шейки;

4. Повысить надежность герметичности внутренних полостей двойного зеркала и улучшить его аэродинамические характеристики за счет исключения некоторых стыковочных швов между наружными элементами конструкции

1 н.п.ф., 5 л. илл.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к проектированию конструкций так называемых наружных двойных зеркал заднего вида для транспортных средств.

Известны различные конструкции наружных двойных зеркал заднего вида для транспортных средств (см., например, свидетельство РФ на полезную модель N 26210, B60R 1/02, 1/06, 2002; патент РФ на полезную модель N 44965, B60R 1/06, 2005; заявку Франции N 2808752, B60R 1/02, 2001; заявку РСТ N 02/32723, B60R 1/08, 2002 и др.). Такие зеркала хотя и обеспечивают водителю более полный обзор заднего вида, чем обычные зеркала с одним зеркальным элементом, однако, их использование из-за некоторых конструктивных особенностей в ряде применений недостаточно эффективно.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому эффекту от его использования к заявляемому является известная конструкция наружного двойного зеркала заднего вида по патенту РФ на полезную модель N 40271, B60R 1/06, 2004, содержащего L-образную стойку, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства и соединенную через шейку с нижней частью корпуса, в котором выполнены два расположенных друг под другом гнезда, разделенные перегородкой, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования, а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закрепленное относительно корпуса, причем корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно L-образной стойки. Основное зеркало вместе с механизмом его ориентирования установлены на вертикально расположенной внутри корпуса, выполненного из пластмассы, и неподвижно закрепленной относительно него опорной пластине, в нижней части которой имеется расположенный под углом к передней поверхности опорной пластины горизонтальный пустотелый кронштейн, который, в свою очередь, шарнирно соединен с горизонтальной полкой L-образной стойки, причем L-образная стойка, опорная пластина и горизонтальный пустотелый кронштейн выполнены из металла, например, из алюминиевого или цинкового сплава. На L-образную стойку со стороны ее горизонтальной полки надет и неподвижно закреплен относительно нее L-образный пластмассовый декоративный чехол, при этом на корпусе снаружи закреплена декоративная пластмассовая облицовка, а шейка снаружи закрыта двумя пластмассовыми накладками - передней и задней, неподвижно Закрепленными на горизонтальном пустотелом кронштейне и снабженными узлом их взаимной фиксации, выполненным, например, в виде защелки. Основное зеркало по форме выполнено в виде вытянутого по вертикали прямоугольника с Закругленными углами, а дополнительное зеркало выполнено в виде перевернутой трапеции с закругленными углами, расположенной симметрично относительно вертикальной оси основного зеркала, причем основное и дополнительное зеркала выполнены с особой взаимосвязью параметров. Кроме этого, основное и дополнительное зеркала снабжены неподвижно закрепленными на них соответственно основным и дополнительным электрическими нагревателями, подключенными к бортовой сети транспортного средства.

Между горизонтальным пустотелым кронштейном и горизонтальной полкой L-образной стойки расположен механизм поворота корпуса (механизм "складывания" зеркала) и возврата его в исходное положение после завершения аварийной или нештатной ситуации, содержащий резьбовую втулку (выполняющей функцию оси), неподвижно закрепленную на горизонтальной полке L-образной стойки, на которую надет горизонтальный пустотелый кронштейн, подпружиненный тарировочной пружиной, снабженной регулировочной гайкой, навернутой на резьбовую втулку. При этом механизм поворота корпуса снабжен фиксатором положениякорпуса в трех положениях, выполненным в виде трех трапециобразных в сечении выступов на горизонтальной полке и ответных впадин на горизонтальном пустотелом кронштейне.

Такое двойное зеркало хотя и обеспечивает водителю хороший визуальный обзор обстановки сзади и сбоку автомобиля, однако, как показала практика его эксплуатации, в процессе движения автомобиля такое Зеркало испытывает повышенные вибрационные нагрузки, что, в свою очередь, снижает надежность его эксплуатации. Кроме того, некоторые конструктивные особенности механизма складывания такого зеркала снижают технологические возможности его массового изготовления.

Кроме этого, несмотря на то, что конструкция данного зеркала полностью соответствует современным аэродинамическим требованиям к эксплуатации наружных зеркал заднего вида, в то же время продолжение исследований в данной области автомобилестроения показали необходимость дальнейшего совершенствования этого одного из важнейших узлов автомобиля в области аэродинамики.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является дальнейшее повышение надежности работы и расширение функциональных возможностей наружного двойного зеркала заднего вида.

Данная задача решается с помощью технического результата от использования заявляемой полезной модели, заключающегося:

во-первых, в повышении надежности работы конструкции путем снижения динамической нагрузки на корпус зеркала за счет введения второй дополнительной шейки и соответствующего повышения вибростойкости всей конструкции;

во-вторых, в повышении технологичности изготовления двойного зеркала путем улучшения технологичности изготовления механизма складывания зеркала при обеспечении высокой точности работы этого механизма;

в-третьих, в упрощении конструкции двойного зеркала путем исключения передней и задней облицовок шейки и в передаче их функций пластмассовому корпусу и его декоративной пластмассовой облицовке;

Указанный результат достигается тем, что в известном наружном двойном зеркале заднего вида, содержащем стойку, неподвижно Закрепленную на кузове транспортного средства и соединенную через шейку с нижней частью корпуса, в котором выполнены два расположенных друг под другом гнезда, разделенные перегородкой, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования, установленные на вертикально расположенной внутри корпуса, выполненного из пластмассы, и неподвижно закрепленной относительно него опорной алюминиевой пластине, а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закрепленное относительно корпуса, при этом корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно стойки, на которую надет и неподвижно закреплен относительно нее пластмассовый декоративный чехол, кроме этого, на корпусе снаружи закреплена декоративная пластмассовая облицовка и корпус кинематически соединен с механизмом поворота корпуса (механизмом "складывания" двойного зеркала), имеющем ось,

во-первых, стойка выполнена трапециевидной формы и дополнительно соединена с корпусом через вторую (верхнюю) шейку;

во-вторых, ось механизма поворота корпуса разделена на верхнюю и нижнюю части, в место стыковки установлены соответственно верхняя и нижняя пластиковые втулки, выполненные взаимодействующими через поверхности выступов и ответных впадин, формирующих узел "складывания" двойного зеркала, причем, узел "складывания" двойного зеркала закрыт и защищен снаружи элементами корпуса и декоративной облицовки;

в-четвертых, механизм ориентирования основного зеркала может быть выполнен в двух вариантах - в виде ручного привода и в виде электрического привода.

Введение в конструкцию двойного зеркала новых элементов, а также особое выполнение уже имеющихся узлов и элементов позволяет существенно повысить надежность работы и улучшить условия эксплуатации наружного двойного зеркала заднего вида.

Заявляемая полезная модель пояснена чертежами, на которых:

- на Фиг.1 схематически изображен общий вид спереди предлагаемого наружного двойного зеркала заднего вида;

- на Фиг.2 схематически изображен общий вид сзади предлагаемого наружного двойного зеркала заднего вида;

- на Фиг.3 схематически изображены детали механизма поворота корпуса предлагаемого наружного двойного зеркала заднего вида;

- на Фиг.4 в ракурсе 3/4 спереди изображен внешний вид предлагаемого наружного двойного Зеркала заднего вида;

- на Фиг.5 в ракурсе 3/4 сзади изображен внешний вид предлагаемого наружного двойного зеркала заднего вида. Предлагаемое наружное двойное зеркало заднего вида содержит (см. Фиг.1, 2) трапециевидную стойку 1, неподвижно закрепленную через прокладку 2 на кузове транспортного средства (на чертеже не показан) и соединенную через две шейки - нижнюю 3 и верхнюю 4 с корпусом 5, выполненным из пластмассы, в котором имеются два расположенных друг под другом гнезда, разделенные перегородкой 6, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало 7, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования (на чертеже не показан), а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало 8, неподвижно закрепленное относительно корпуса 5, и установленное под постоянным углом к передней плоскости корпуса 5, причем корпус 5 выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно стойки 1.

На трапециевидную стойку 1 (см. Фиг. 1, 2, 4, 5) надет и неподвижно закреплен относительно нее трапециевидный пластмассовый декоративный чехол 9, при этом на корпусе 5 снаружи (см. Фиг.2, 5) закреплена декоративная пластмассовая облицовка 10, а обе шейки 3 и 4 снаружи закрыты специальными выступающими пластмассовыми элементами корпуса 5 и облицовки 10 (см. Фиг.1, 2, 4, 5).

Внутри нижней шейки 3 (см. Фиг.3) расположен механизм поворота корпуса 5, содержащий пружину 11 и ось, состоящую из двух частей - верхней 12 и нижней 13. В месте их стыковки размещены специальные пластиковые втулки - верхняя 14 и нижняя 15, выполненные взаимодействующими между собой через поверхности специальных выступов и впадин (на чертеже не показаны), которые формируют узел складывания, в то время, как металлические детали в данном механизме выполняют либо функцию силового каркаса (ось 12, 13), либо источника энергии (пружина 11) для обеспечения или облегчения возврата деталей механизма в исходное положение. При повороте корпуса 5 (под воздействием на него внешней силы при аварийной или нештатной ситуации на дороге или на стоянке) ось 12, 13 сжимает пружину 11 и фиксируется на нижней шейке 3 (неподвижно закрепленной относительно трапециевидной стойки 1) при помощи замка 16 байонетного типа.

Основное 7 и дополнительное 8 зеркала снабжены неподвижно закрепленными на них соответственно основным (на чертеже не показан) и дополнительным (на чертеже не показан) электрическими нагревателями, подключенными к бортовой электросети транспортного средства, которые обеспечивают отмораживание наледи в холодное время года и испарение конденсата в пасмурную погоду.

Предлагаемое наружное двойное зеркало заднего вида эксплуатируется следующим образом.

Перед началом эксплуатации в процессе установки зеркал на автомобиль производят установку дополнительного зеркала 8 с поворотом на необходимый угол и его фиксацию для каждого конкретного автомобиля.

Затем водитель транспортного средства устанавливает нужное положение основного зеркала 7 для получения нужной обзорности с водительского места, для чего он непосредственно с водительского места при закрытой двери салона с помощью управляющего элемента механизма ориентирования (на чертеже не показан), который может выполняться с ручным или электрическим приводом, поворачивает основное зеркало 7 относительно корпуса 5 на необходимый угол и фиксирует его.

В процессе движения транспортного средства в штатной ситуации водитель пользуется предлагемым наружным двойным зеркалом заднего вида обычным образом.

В аварийной же ситуации, например, при наезде корпусом 5 на препятствие, корпус 5 поворачивается вдоль кузова транспортного средства в направление, зависящее от того, с какой стороны воздействует нагрузка, тем самым смягчая удар.

После ликвидации последствий аварийной ситуации перед возобновлением движения транспортного средства водитель вручную, взявшись за корпус 5, возвращает корпус 5 с зеркалами 7 и 8 в исходное рабочее положение.

Использование заявляемой полезной модели позволяет:

1. Существенно повысить надежность работы двойного зеркала путем снижения динамической нагрузки на корпус зеркала за счет повышения вибростойкости всей конструкции;

2. Повысить технологичность изготовления двойного зеркала путем улучшения технологичности изготовления механизма складывания Зеркала при обеспечении высокой точности его работы;

3. Упростить конструкцию двойного зеркала путем исключения передней и задней облицовок шейки и передачи их функций элементам пластмассового корпуса и его декоративной пластмассовой облицовки.

4. Повысить внешнюю привлекательность наружного двойного зеркала заднего вида за счет исключения некоторых стыковочных швов между элементами конструкции снаружи зеркала с одновременным обеспечением более надежной герметичности внутренних полостей зеркала и некоторым улучшением его аэродинамических характеристик.

Наружное двойное зеркало заднего вида, содержащее стойку, неподвижно закрепленную на кузове транспортного средства и соединенную через шейку с нижней частью корпуса, в котором выполнены два расположенных друг под другом гнезда, разделенные перегородкой, причем в верхнем гнезде размещено основное зеркало, кинематически соединенное с механизмом его ориентирования, установленные на вертикально расположенной внутри корпуса, выполненного из пластмассы, и неподвижно закрепленной относительно него опорной алюминиевой пластине, а в нижнем гнезде размещено дополнительное зеркало, неподвижно закрепленное относительно корпуса, при этом корпус выполнен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно стойки, на которую надет и неподвижно закреплен относительно нее пластмассовый декоративный чехол, кроме этого, на корпусе снаружи закреплена декоративная пластмассовая облицовка, и корпус кинематически соединен с механизмом его поворота, имеющего ось, отличающееся тем, что стойка выполнена трапециевидной формы и дополнительно соединена с корпусом через вторую (верхнюю) шейку.



 

Наверх