Бортовое зарядное устройство для высоковольтной батареи электрических накопителей энергии

 

Бортовое зарядное устройство для высоковольтной батареи электрических накопителей энергии относится к электротехнике и может быть использовано для подзаряда батарей электрических накопителей энергии различной природы на транспорте и в энергетике. Сущность полезной модели состоит в том, что в предложенном бортовом зарядном устройстве, запитанном через автоматический выключатель сети переменного тока и содержащим высокочастотный преобразователь напряжения, управляемый от микроконтроллерного блока управления и индикации по сигналам обратной связи с выхода устройства от датчика тока и измерителя напряжения, питание микроконтроллерного блока управления и индикации, а также датчиков устройства осуществляется от отдельного AC-DC преобразователя напряжения с гальванической развязкой, измеритель напряжения на выходе устройства выполнен в виде высокоточного микроконтроллерного датчика напряжения с гальванической развязкой, а в высокочастотный преобразователь напряжения до трансформатора введены датчик тока и датчик напряжения с гальванической развязкой, а также электромагнитный коммутатор, подключенные к микроконтроллерному блоку управления и индикации. Технический результат полезной модели состоит в повышении точности измерения выходных тока и напряжения устройства, обеспечивающих соблюдение необходимого профиля заряда высоковольтной батареи, и в повышении надежности защиты устройства со стороны питающей сети переменного тока.

Предлагаемая полезная модель относится к области электротехники и может быть использована для заряда батарей электрических накопителей энергии различной природы: от литий-ионных аккумуляторов до ионисторов и химических источников тока для нужд транспорта и энергетики.

Известно зарядное устройство для батареи электрических накопителей энергии, основанное на общем принципе преобразования переменного напряжения питающей сети в гальванически развязанное напряжение постоянного тока и стабилизации напряжения и тока на заданном уровне с помощью цифровой системы управления [см. патент РФ на полезную модель 87049, опубл. 20.09.2009 г.].

Известное зарядное устройство содержит последовательно соединенные сетевой фильтр, выпрямитель, входной С-фильтр, управляемый высокочастотный преобразователь, высокочастотный трансформатор, диодный выпрямитель, выходной LC-фильтр и микроконтроллерный блок управления зарядным устройством, подключенный через схему гальванической развязки к управляемому высокочастотному преобразователю, а также к датчикам тока и напряжения в выходной цепи устройства, подключаемой к клеммам заряжаемой батареи.

Известное зарядное устройство имеет следующие недостатки:

1. Недостаточная защита устройства со стороны входной питающей сети переменного тока: отсутствуют цепи контроля и отключения при отказах сети и аварийных ситуациях.

2. Недостаточная гибкость при формировании требуемого профиля заряда под конкретный тип батареи: отсутствует связь с системой управления батареей, в результате чего приходится перепрограммировать микроконтроллер блока управления зарядным устройством при изменении типа и параметров батареи.

3. Проблематичность использования данного устройства в качестве бортового зарядного устройства из-за отсутствия возможности терморегуляции.

4. Блок управления зарядного устройства запитан от батареи, что ограничивает возможности использования данного устройства при заряде высоковольтных батарей с широким динамическим диапазоном выходных напряжений (от 300 В до 600 В) и снижает точность измерения выходных токов и напряжений из-за отсутствия гальванической развязки измерительных цепей.

Известно малогабаритное зарядное устройство, содержащее последовательно соединенные входной выпрямитель, конденсаторный фильтр, полумостовую управляемую инверторную схему на IGBT транзисторах, высокочастотный трансформатор с ферритовым сердечником, выходной выпрямитель, выходной сглаживающий фильтр и датчики тока и напряжения, подключенные через узел гальванического разделения к блоку управления, подключенному к управляющих входам полумостовой инверторной схемы [см. патент РФ на полезную модель 97880, опубл. 20.09.2010 г.].

Известное устройство обладает теми же недостатками, что и предыдущий аналог, за исключением последнего, то есть его характеризируют недостаточные защита по питающей сети и гибкость при формировании требуемого профиля заряда под конкретный тип батареи, а также невозможность его использования в качестве бортового зарядного устройства по климатическим условиям.

По совокупности сходных существенных признаков наиболее близким к предложенной полезной модели является устройство питания постоянного напряжения и зарядки аккумуляторных батарей, содержащее последовательно соединенные сетевой автоматический выключатель, один или несколько параллельно соединенных преобразователей напряжения, управляемых от микроконтроллерного блока управления и индикации, подключенного к датчику тока и измерителю напряжения в выходной цепи устройства в виде резистивного делителя, к датчику температуры на радиаторах устройства, к блоку контроля тепловых процессов, включающему и отключающему вентиляцию устройства, и к внешним системам, в том числе к системе управления батареей с помощью последовательного канала связи. Преобразователь напряжения включает в себя сетевой фильтр, импульсный преобразователь с высокочастотным трансформатором, входной и выходной диодные выпрямители и сглаживающие фильтры [см. патент РФ на полезную модель 64824, опубл. 10.07.2007 г.].

В указанном устройстве, выбранном в качестве прототипа, устранена недостаточная гибкость при формировании требуемого профиля заряда под конкретный тип батареи и невозможность его использования в качестве бортового зарядного устройства по климатическим условиям.

Однако, известное устройство, как и все предыдущие аналоги, имеет следующие недостатки, затрудняющие его использование в качестве бортового возимого зарядного устройства:

1. Недостаточная защита устройства со стороны входной питающей сети переменного тока: имеется только автоматический выключатель,

отключающий сеть при коротких замыканиях, но отсутствуют

средства, способные контролировать состояние сети и предотвратить аварии в ней.

2. Микроконтроллерный блок управления и индикации запитан от батареи, что ограничивает возможности использования прототипа при зарядке высоковольтных батарей с широким диапазоном выходных напряжений (например, от 300 В до 600 В) и снижает точность измерения выходных токов и напряжений из-за отсутствия гальванической развязки и наличия шумов в измерительных цепях, что особенно важно при работе с литий-ионными аккумуляторными батареями.

Перед заявленной полезной моделью была поставлена задача устранения перечисленных недостатков прототипного зарядного устройства и создание бортового зарядного устройства для высоковольтных батарей электрических накопителей энергии с широким диапазоном выходных напряжений, с надежной защитой со стороны питающей сети переменного тока и с повышенной точностью измерения, достаточной для управления зарядом литий-ионных аккумуляторных батарей.

Поставленная задача решается тем, что предложено бортовое зарядное устройство для высоковольтной батареи электрических накопителей энергии, содержащее автоматический выключатель сетевого напряжения, подключенный к управляемому от микроконтроллерного блока управления и индикации высокочастотному преобразователю напряжения, соединенному по выходу с измерителем выходного напряжения, датчиком тока с гальванической развязкой и с выходами устройства для подключения батареи. Управляемый высокочастотный преобразователь напряжения состоит из последовательно соединенных сетевого фильтра, входного диодного выпрямителя, входного сглаживающего фильтра, импульсного преобразователя в виде полумостовой инверторной схемы на IGBT-транзисторах, высокочастотного трансформатора, выходного диодного выпрямителя и выходного сглаживающего фильтра. Измерительные выходы датчика температуры радиаторов устройства, датчика тока и измерителя напряжения в выходных цепях устройства подключены к микроконтроллерному блоку управления и индикации, выходы ШИМ-сигналов которого подключены к управляющим входам полумостовой инверторной схемы на IGBT-транзисторах управляемого высокочастотного преобразователя напряжения. Управляющий вход блока контроля тепловых процессов подключен к соответствующему выходу микроконтроллерного блока управления и индикации, а выход - к исполнительному устройству вентиляции. Выход последовательного канала связи микроконтроллерного блока управления и индикации подключен к системе управления батареей и к внешней ЭВМ.

Новым в предложенном устройстве является то, что микроконтроллерный блок управления и индикации запитан от AC-DC-преобразователя напряжения с гальванической развязкой, подключенного к одной из фаз питающего сетевого напряжения переменного тока после сетевого фильтра, в разрыв между которым и входным диодным выпрямителем высокочастотного преобразователя напряжения включен электромагнитный коммутатор, управляемый от микроконтроллерного блока управления и индикации, подключенного по цепям питания через шину питания датчиков устройства к цепи питания измерителя напряжения, выполненного в виде высокоточного микроконтроллерного датчика напряжения с гальванической развязкой, установленного параллельно выходам выходного сглаживающего фильтра, к цепи питания высокоточного датчика тока с гальванической развязкой и к цепи питания подключенного параллельно выходам входного сглаживающего фильтра датчика напряжения с гальванической развязкой, выходной сигнал которых подан на соответствующие входы микроконтроллерного блока управления и индикации, подключенного к выходу датчика тока на основе токового трансформатора, включенного в первичную обмотку трансформатора высокочастотного преобразователя напряжения.

Технический результат заявленной полезной модели состоит в повышении точности измерения выходных тока и напряжения устройства, обеспечивающих соблюдение необходимого профиля заряда высоковольтной батареи, и в повышении надежности защиты устройства со стороны питающей сети переменного тока.

На фигуре представлена функциональная блок-схема заявленного устройства.

Заявленное устройство содержит автоматический выключатель сетевого напряжения 1, подключенный к управляемому от микроконтроллерного блока управления и индикации 2 высокочастотному преобразователю напряжения 3, соединенному по выходу с измерителем выходного напряжения 4, датчиком тока с гальванической развязкой бис выходами «+» и «-» батареи. Высокочастотный преобразователь напряжения 3 состоит из последовательного соединенных сетевого фильтра 6, входного диодного выпрямителя 7, входного сглаживающего фильтра 8, полумостовой инверторной схемы на IGBT-транзисторах 9, высокочастотного трансформатора 10, выходного диодного выпрямителя 11 и выходного сглаживающего фильтра 12. Измерительные выходы датчика температуры на радиаторах устройства 13, датчика тока 5 и измерителя напряжения 4 в выходных цепях устройства подключены к микроконтроллерному блоку управления и индикации 2, выходы ШИМ-сигналов которого подключены к управляющим входам полумостовой инверторной схемы 9 на IGBT-транзисторах высокочастотного преобразователя напряжения 3. Управляющий вход блока контроля тепловых процессов 14 подключен к соответствующему выходу микроконтроллерного блока управления и индикации 2, а выход - к исполнительному устройству вентиляции (на чертеже не показано). Выход последовательного канала связи 15 микроконтроллерного блока управления и индикации 2 подключен к системе управления батареей (BMS) и к внешней ЭВМ. Микроконтроллерный блок управления и индикации 2 по питанию подключен к преобразователю напряжения AC-DC 16 с гальванической развязкой, подключенному к одной из фаз А, В или C и нейтрали N питающей сети переменного тока после сетевого фильтра 6. В разрыв между сетевым фильтром 6 и входным диодным выпрямителем 7 высокочастотного преобразователя напряжения 3 включен управляемый от микроконтроллерного блока управления и индикации 2 электромагнитный коммутатор 17. Параллельно выходам входного сглаживающего фильтра 8 высокочастотного преобразователя напряжения 3 включен датчик напряжения 18 с гальванической развязкой, а в первичную обмотку высокочастотного трансформатора 10 установлен датчик тока 19 на основе токового трансформатора, выходные сигналы которых поданы на соответствующие входы микроконтроллерного блока управления и индикации 2. Цепи питания измерителя напряжения 4, выполненного в виде высокоточного микроконтроллерного датчика напряжения с гальванической развязкой, датчиков напряжения 18 и тока 5 с гальванической развязкой подключены к шине 20 питания датчиков микроконтроллерного блока управления и индикации 2.

Заявленное устройство работает следующим образом.

Через автоматический выключатель 1 и сетевой фильтр 6, предотвращающий попадание в сеть помех, возникающих при работе устройства, одна из фаз входного питающего напряжения поступает на AC-DC преобразователь напряжения 16 с гальванической развязкой, который запитывает микроконтроллерный блок управления и индикации 2, и через него посредством шины питания датчиков 20 измеритель напряжения 4, датчики напряжения 18 и тока 5 с гальванической развязкой.

Микроконтроллерный блок управления и индикации 2 включает электромагнитный коммутатор 17 и входное переменное напряжение поступает на входной диодный выпрямитель 7 и после выпрямления и сглаживания с помощью входного сглаживающего фильтра 8 на входы датчика напряжения 18 и входы полумостовой инверторной схемы 9 на IGBT-транзисторах, управляемой ШИМ-сигналом от микроконтроллерного блока 2 высокочастотного преобразователя 3. На выходе полумостовой инвертной схемы 9 формируются импульсы напряжения высокой частоты, которые через высокочастотный трансформатор 10 поступают на выходной диодный выпрямитель 11 и выходной сглаживающий фильтр по току и напряжению 12. Выпрямленные и сглаженные напряжение и ток выходной цепи устройства через измеритель выходного напряжения 4, выполненный в виде высокоточного микроконтроллерного датчика напряжения с гальванической развязкой, и датчик тока с гальванической развязкой 5 повышенной точности поступают на соответствующие входы микроконтроллерного блока управления и индикации 2, в котором проверяется соответствие между заданными в программе значениями напряжения и тока на выходе фильтра 12. В результате сравнения формируется ШИМ-сигнал обратной связи, который через схему гальванической развязки (на чертеже не показана) поступает на управляющие входы полумостовой инверторной схемы 9 высокочастотного преобразователя 3, на выходе которой изменяется скважность импульсов, поступающих на трансформатор 10 через датчик тока 19, и как следствие, изменяются напряжение и ток на выходе фильтра 12 так, чтобы выходные напряжение и ток пришли в соответствие с заданными значениями. Выбор регулируемого параметра - ток или напряжение - осуществляется в микроконтроллерном блоке 2 в соответствии с управляющей программой, при этом в основу управления положен алгоритм цифрового пропорционально-интегрального регулирования. Например, для литий-ионных аккумуляторных батарей на первом этапе проводится заряд стабилизированным током величиной от 0,3 С до 1 С в зависимости от температуры аккумуляторной батареи до напряжения всей батареи, равного 4,2 N, где N - число накопителей в батарее. После чего начинается второй этап заряда стабилизированным напряжением до достижения конечного зарядного тока 0,03 С. Параметры и состояние заряжаемой батареи поступают в микроконтроллерный блок 2 бортового зарядного устройства из системы управления батареей (BMS) по последовательному каналу связи 15 (RS485 или CAN), обеспечивая автоматическую настройку бортового зарядного устройства к типу батареи и необходимому профилю заряда, а также дублирование функции момента окончания заряда батареи. В процессе формирования управляющего ШИМ-сигнала блок управления 2 контролирует достигнутые значения параметров, сравнивает их с заданными и на основании этих данных осуществляет оценку состояния заряжаемой батареи, а также все необходимые изменения процесса управления. Кроме того, микроконтроллерный блок управления и индикации 2 осуществляет следующие дополнительные функции:

- обеспечивает контроль за состоянием входной питающей сети переменного тока с помощью датчика напряжения 18 с гальванической развязкой и датчика тока 19 на основе токового трансформатора. При обнаружении провалов напряжения из-за отсутствия каких-либо фаз или токовой перегрузки из-за коротких замыканий в цепях питания, блок управления 2 отключает питающую сеть от зарядного устройства с помощью коммутатора 17;

- получает сигналы от датчика температуры 13, установленного на радиаторе устройства, и через блок контроля тепловых процессов 14 управляет системой вентиляции бортового зарядного устройства по ее включению и выключению;

- индицирует состояние батареи и параметры зарядки. Микроконтроллер блока управления и индикации 2 может быть выполнен на микросхеме TMS 320F 8027PTS. В качестве датчика тока 5 с гальванической развязкой может быть выбран датчик Холла LAN50-P, в качестве датчика температуры - терморезистор В57045К0473К000. Полумостовая инверторная схема 9 на IGBT-транзисторах может быть реализована на полумосте FF100R12RT4 и драйвере ACPL-332J, входной выпрямитель - на трехфазном диодном мосте VS-110MT120KPBF.

Бортовое зарядное устройство для высоковольтной батареи электрических накопителей энергии, содержащее автоматический выключатель сетевого напряжения, подключенный к управляемому от микроконтроллерного блока управления и индикации высокочастотному преобразователю напряжения, соединенному по выходу с измерителем выходного напряжения, датчиком тока с гальванической развязкой и с выходами устройства для подключения батареи, в котором высокочастотный преобразователь напряжения состоит из последовательно соединенных сетевого фильтра, входного диодного выпрямителя, входного сглаживающего фильтра, полумостовой инверторной схемы на IGBT-транзисторах, высокочастотного трансформатора, выходного диодного выпрямителя и выходного сглаживающего фильтра, микроконтроллерный блок управления и индикации подключен к датчику температуры радиаторов устройства, измерителю напряжения и датчику тока с гальванической развязкой в выходных цепях устройства, к управляющим входам полумостовой инверторной схемы на IGBT-транзисторах, к управляющему входу блока контроля тепловых процессов, выход которого подключен к исполнительному устройству вентиляции, и к системе управления батареей по последовательному каналу связи, отличающееся тем, что микроконтроллерный блок управления и индикации запитан от AC-DC преобразователя напряжения с гальванической развязкой, подключенного к одной из фаз питающего напряжения переменного тока после сетевого фильтра, в разрыв между которым и входным диодным выпрямителем высокочастотного преобразователя напряжения включен электромагнитный коммутатор, управляемый от микроконтроллерного блока управления и индикации, подключенного по цепям питания через шину питания датчиков к цепи питания измерителя напряжения, выполненного в виде высокоточного микроконтроллерного датчика напряжения с гальванической развязкой, установленного параллельно выходам выходного сглаживающего фильтра, к цепи питания высокоточного датчика тока с гальванической развязкой и к цепи питания подключенного параллельно выходам входного сглаживающего фильтра датчика напряжения с гальванической развязкой, выходной сигнал которых подан на соответствующие входы микроконтроллерного блока управления и индикации, подключенного к выходу датчика тока на основе токового трансформатора, включенного в первичную обмотку трансформатора высокочастотного преобразователя напряжения.



 

Похожие патенты:

Представлена схема прибора управления зарядным устройством и зарядкой аккумуляторов возобновляемых источников электроэнергии, состоящее из различных частей.

Полезная модель относится к электротехнике и предназначена для заряда электрохимических накопителей энергии, а именно аккумуляторных батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для контроля и заряда неограниченного количества типов аккумуляторных батарей, применяемых в переносных, подвижных, стационарных средствах связи и в других областях применения
Наверх