Функциональный участок транспортной линии метрополитена

 

Полезная модель направлена на создание участка транспортной линии, обеспечивающего возможность оказания экстренной помощи при возникновении аварийных ситуаций. Указанный технический результат достигается тем, что на верхнем ярусе многоярусного здания, входящего в состав участка транспортной линии, оборудована взлетно-посадочная площадка для взлета и посадки воздушных транспортных средств МЧС с вертикальным взлетом и посадкой. На нижних ярусах расположены стоянка для аварийно-спасательных и пожарных машин, для машин скорой помощи и машин МЧС, технические и вспомогательные помещения. На взлетно-посадочной площадке размещен центральный диспетчерский пункт управления, связанный с справочно-информационными пунктами и электронным информационным табло, размещенными на каждом ярусе здания. Все ярусы связаны лестничными пролетами и общей вертикальной шахтой лифтов и снабжены системой освещения, жизнеобеспечения, пожаротушения, сигнализации, контроля, вентиляции, связанными между собой и с центральным пунктом управления. 3 з.в.п, 3 илл.

Полезная модель относится к области строительства, а именно, к строительству мостов и линий метрополитена и может быть использована при проектировании и строительстве линий метрополитена на сложных участках (реки, высокие берега и др.), а также с учетом функциональных и социальных особенностей той или иной местности, возникающих в настоящее время в мегаполисе больших городов.

Известны различные технические решения, учитывающие при строительстве транспортных линий и дорог особенности рельефа местности, функциональные и социальные особенности мегаполисов (стесненные условия городского землеотвода, возрастающие транспортные и пассажиропотоки в непосредственной близости от существующих действующих строительных сооружений, конструкций дорог и транспортных узлов).

Например, «Длиннопролетный переход надземного трубопровода», патент ПМ 44685 публ. 27.03.2005 бюлл. 9; «Многофункциональная эстакадная станция», патент ПМ 72702 публ. 27.04.2008 бюлл. 12; «Путепровод», патент ПМ 67104 публ. 10.10 2007 бюлл. 28; «Транспортная система (варианты)», патент РФ 2259437 публ. 27.08.2005 бюлл. 24; «Спортивно-оздоровительный комплекс «Воробьевы горы» в виде мостового перехода через реку», патент РФ 2212492 публ. 20.09.2003 бюлл. 26.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению (прототип) является техническое решение, изложенное в патенте на полезную модель 77876 в пункте 1 формулы изобретения, публ. 10.11. 2008 года, бюлл. 31.

Известен «Функциональный участок транспортной линии метрополитена», состоящий из закрытой части в виде тоннеля, открытой части в виде надводного метромоста, переходящего в надземную часть в виде эстакады, линии метрополитена в виде двух рельсовых путей, предназначенных для прохождения поезда метрополитена в двух направлениях, проходящей по тоннелю, надводному метромосту, надземной эстакадной части и станции метрополитена, включающей системы ее обслуживания и жизнеобеспечения работников и пассажиров метрополитена, расположенной на уровне эстакады на одном из ярусов внутри объемного строительного сооружения, представляющего собой многоярусное здание, на нижних ярусах которого расположены автомобильные стоянки.

Известные технические решения представляют собой сооружения максимально удобного облегченного участка транспортной линии метрополитена, проходящего через реку, с учетом создаваемых динамических нагрузок, а также геологических сложностей местности и ее рельефа, и обеспечивающего максимальное использование существующего землеотвода при значительном перепаде высот, т.е. в основном направлены на использование рельефов местности и учета ее особенностей.

Такой подход при строительстве линий метрополитена играет важную роль.

Однако, при возрастающих пассажиропотоках еще более важное значение имеет обеспечение безопасности при эксплуатации линий метрополитена.

Метрополитен при всех принимаемых мерах обеспечения безопасности все-таки представляет собой зону повышенной опасности при эксплуатации. При эксплуатации таких сложных систем велика вероятность возникновения аварийных ситуаций. Поэтому, если уж возникает чрезвычайная ситуация, важное значение имеет оказание экстренной помощи, как медицинской для пассажиров и обслуживающего персонала, так и технической для ремонта вышедших из строя технических систем.

Таким образом, технической задачей полезной модели является обеспечение возможности оказания экстренной помощи при возникновении аварийных ситуаций в процессе эксплуатации функционального участка метрополитена.

Техническая задача достигается тем, что функциональный участок транспортной линии метрополитена, состоящий из закрытой части в виде тоннеля, открытой части в виде надводного метромоста, переходящего в надземную часть в виде эстакады, линии метрополитена в виде двух рельсовых путей, предназначенных для прохождения поезда метрополитена в двух направлениях, проходящей по тоннелю, надводному метромосту, надземной эстакадной части и станции метрополитена, включающей системы ее обслуживания и жизнеобеспечения работников и пассажиров метрополитена, расположенной на уровне эстакады на одном из ярусов внутри объемного строительного сооружения, представляющего собой многоярусное здание, на нижних ярусах которого расположены автомобильные стоянки, включает оборудованную на верхнем ярусе многоярусного здания взлетно-посадочную площадку для кратковременной стоянки, взлета и посадки воздушных транспортных средств в виде, по крайней мере, вертолетов МЧС и/или других воздушных транспортных средств с вертикальным взлетом и посадкой, на нижних ярусах многоярусного здания дополнительно расположены стоянка для аварийно-спасательных и пожарных машин, для машин скорой помощи и машин МЧС, снабженных специальным аварийно-спасательным и медицинским оборудованием, необходимые технические и вспомогательные помещения, на взлетно-посадочной площадке верхнего яруса размещен центральный диспетчерский пункт управления, связанный с справочно-информационными пунктами и электронным информационным табло, размещенными на каждом ярусе здания, все ярусы связаны между собой лестничными пролетами и общей вертикальной шахтой лифтов для транспортировки между ярусами пассажиров, пассажиров с ограниченными возможностями, обслуживающего персонала и грузов, все ярусы также снабжены системой освещения, жизнеобеспечения, пожаротушения, сигнализации, контроля, вентиляции, которые связаны между собой и с центральным пунктом управления.

Автомобильная стоянка оборудована, по крайней мере, одним подъемником в виде лифтов и/или пандусами и/или лестничными пролетами для пассажиров и пассажиров с ограниченными возможностями

Расположенный на взлетно-посадочной площадке центральный диспетчерский пункт управления выполнен консольно относительно верхнего яруса многоярусного здания

Все помещения многоярусного здания и эстакады могут быть, по крайней мере, радиофицированы, телефонизированы, имеют соответственно по необходимости устройства кондиционирования воздуха, устройства автоматического контроля и индикации качества воздуха, связанные с электронным информационным табло.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена общая схема функционального участка транспортной линии метрополитена, на фиг.2 - общий вид многоярусного здания; на фиг.3 - многоярусное здание, вид сбоку с консолью.

Предлагаемый функциональный участок транспортной линии метрополитена является отдельно взятым функциональным участком на линии метрополитена, характеризующимся наиболее интересным конструкторским решением с возможным использованием таких конструкций на участках со сложным рельефом местности и в условиях городских застроек, при одновременном обеспечении возможности оказания экстренной помощи в случае возникновения аварийных ситуаций в процессе его эксплуатации.

Функциональный участок представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой частей (фиг.1): закрытой части, выполненной в виде тоннеля 1 метрополитена; открытой части в виде метромоста 2, расположенного над водным пространством 3, переходящего в эстакадную часть 4, расположенную над земной поверхностью 5, которая примыкает непосредственно к станции метрополитена 6 (фиг.2), которая расположена внутри объемного строительного сооружения, выполненного в виде многоярусного здания 7. Станция метрополитена 6 включает системы ее обслуживания и жизнеобеспечения работников и пассажиров метрополитена и расположена на уровне эстакады 4 на одном из ярусов многоярусного здания 7. Вдоль всего функционального участка: в тоннеле 1, по метромосту 2, по эстакадной части 4 непосредственно до и на самой станции метрополитена 6, расположенной внутри многоярусного здания 7, расположены рельсовые пути для продвижения поездов метрополитена в двух направлениях.

Многоярусноое здание 7 может быть выполнено в виде открытого или закрытого строительного сооружения цилиндрической формы или в форме параллелепипеда. Здание 7 имеет ярусы (фиг.2, фиг.3): два нижних 8 и 9, второй 10, третий 11 и верхний 12.

Первый нижний ярус 8 расположен на нулевой отметке от грунта. На ярусе 8 размещены (на чертеже не показано) необходимые технические и вспомогательные помещения. Основную и большую площадь яруса 8 занимает стоянка для аварийно-спасательных и пожарных машин, для машин скорой помощи и машин МЧС, снабженных специальным аварийно-спасательным и медицинским оборудованием. Автостоянка рассчитана на одновременную парковку 4-х автомашин на основе КАМАЗа и 2-х легковых автомашин.

Второй нижний ярус 9 расположен над первым нижним ярусом 8. На втором нижнем ярусе 9 размещены (на чертеже не показано) парковочные места и места для стоянки автомобилей пассажиров, приехавших своим автотранспортом от места жительства до ближайшей станции метрополитена 6.

Оба нижних яруса 8 и 9 имеют возможность въезда/выезда непосредственно на магистраль, например, по пандусам 13 и 14.

Второй ярус 10 расположен на уровне эстакады 4 и соединен с ней. На ярусе 10 оборудована станция метрополитена 6 и системы ее обслуживания и жизнеобеспечения работников и пассажиров метрополитена.

Третий ярус 11 расположен над вторым ярусом 10 и представляет собой уровень обслуживания пассажиров. На третьем ярусе 11 могут быть оборудованы (на чертеже не показано) залы ожидания с помещениями для отдыха и специально оборудованными помещениями для оказания скорой медицинской и психологической помощи, зоны регистрации и контроля пассажиров, справочно-информационный пункт с рабочим местом администратора-консультанта, электронные информационные табло, торговые секции, пункты питания в виде кафе и автоматов «бистро», помещения жизнеобеспечения: установки водоснабжения и канализации, отопления и теплоснабжения, пожарная сигнализация и установки пожаротушения, устройства автоматического контроля качества воздуха, связанные с электронным табло.

На верхнем ярусе 12 оборудована взлетно-посадочная площадка 15. Площадка 15 предназначена для кратковременной стоянки, взлета и посадки по вертолетному без влияния воздушной подушки воздушных транспортных средств 16 с вертикальным взлетом и посадкой. В качестве таких транспортных средств могут быть использованы, по крайней мере, вертолеты, самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, воздушные шары. Для аварийно-спасательных работ сил МЧС предполагается использование вертолета МИ-8. На площадке 15 размещается центральный диспетчерский пункт управления 17, включающий в себя помещения 18 (вертикальные шахты лифтов) для организации транспортировки пассажиров и грузов между ярусами здания 7. Помещение 18 имеет выход на каждом из ярусов 8 и 9, 10, 11 и 12. Ввиду ограниченности пространства и площадей на верхнем ярусе 12 здания 7 диспетчерский пункт управления 17 может быть расположен консольно относительно верхнего яруса 12 здания 7.

Кроме того, все помещения многоярусного здания 7 могут быть, по крайней мере, радиофицированы, телефонизированы, имеют устройства кондиционирования воздуха, устройства автоматического контроля и индикации воздуха, систему освещения, жизнеобеспечения, пожаротушения, сигнализации контроля, вентиляции. Все системы объединены между собой и связаны с центральным пультом управления центрального диспетчерского пункта управления. Эстакады и съезды радиофицированы, телефонизированы.

Все ярусы 8 и 9, 10, 11 и 12 связаны также между собой лестничными пролетами.

Функционирует участок транспортной линии следующим образом.

Учитывая возрастающие транспортные и пассажиропотоки в непосредственной близости от существующих действующих уже имеющихся автомобильных трасс предлагаемая конструкция функционального участка транспортной линии метрополитена позволит значительно увеличить пропускную способность выше названых потоков.

Пассажиры на автомобильном транспорте с близлежащей автотрассы въезжают на автостоянку, расположенную на ярусах 8 или 9 многоярусного здания 7. Пассажир паркует автомобиль в любом свободном боксе или на любом свободном месте и свободно по лестничным пролетам или подъемникам или пандусам направляется на ярус 10, где расположена станция метрополитена 6. Пассажир проходит на станцию метрополитена 6 и садится в первый подошедший поезд метро в нужном ему направлении. При посадке пассажира в направлении метромоста 2 поезд выезжает со станции и движется сначала по эстакаде 4 над земной поверхностью 5, а затем по метромосту 2 над водной поверхностью 3.

Пройдя по метромосту 2 поезд входит в тоннель 1 и уже продолжает движение до следующей станции по закрытому участку пути до места своего назначения. Используя метрополитен пассажир без особого труда и препятствий движется к месту встречи или к месту работы и т.д. При этом количество времени, затраченное в пути значительно сокращается (ввиду избежания автомобильных «пробок» так часто имеющих место в настоящее время).

На обратном пути пассажир, опять же используя метрополитен, возвращается на станцию метрополитена, где был оставлен его автомобиль на автостоянке. Забирает свой автомобиль, выезжает со стоянки и продолжает движение уже по автомобильной трассе в нужном ему направлении.

При возникновении аварийной ситуации в каком-либо месте функционального участка транспортной линии метрополитена, например, в тоннеле 1, на метромосте 2, эстакаде 4 или внутри многоярусного здания 7, сигнал аварийной ситуации поступает непосредственно на центральный диспетчерский пункт управления 17. Диспетчер центрального пункта выясняет местоположение аварии и степень повреждений и передает информацию ремонтной бригаде (технический обслуживающий персонал транспортной линии) или медицинской бригаде (дежурный медицинский персонал, обслуживающий данный участок транспортной линии). Одновременно оператор передает информацию об аварии машинистам электропоездов, находящихся в данный момент на линии движения, и периодически сообщает график движения в сложившейся ситуации.

В случае, когда обслуживающий персонал не имеет возможности справиться своими силами, с центрального диспетчерского пункта 17 оператор передает информацию на диспетчерский пункт расположенного вблизи комплекса МЧС.

В зависимости от аварийной ситуации с местного комплекса МЧС на место аварии направляется группа сотрудников МЧС либо на вертолете и/или на машине скорой помощи и/или на специально оборудованном автомобиле.

Предлагаемый проект участка транспортной линии метрополитена, включающий многоярусное здание 7 позволяет принимать практически любую технику МЧС, которая может быть использована при ликвидации аварии.

Вертолет группы МЧС может осуществлять посадку на специальной площадке 15, оборудованной на верхнем ярусе 12 многоярусного здания 7 транспортной линии метрополитена. Машины скорой помощи или специально оборудованные автомобили МЧС могут быть припаркованы на первом нижнем ярусе 8 или втором нижнем ярусе 9 многоярусного здания 7. Кроме того, при ликвидации аварии или оказании первой экстренной медицинской помощи бригады сотрудников МЧС могут задействовать специальную технику, уже находящуюся на первом нижнем ярусе 8 многоярусного здания 7.

На месте происшествия сотрудники МЧС оценивают ситуацию и, передав информацию в диспетчерский пункт близлежащего местного комплекса МЧС, оказывают пострадавшим первую квалифицированную помощь на месте происшествия.

Пострадавшие пассажиры через помещение 18 (вертикальные шахты для грузовых и пассажирских лифтов) отправляются самостоятельно или перевозятся сотрудниками МЧС на третий ярус 11 для оказания более полной медицинской и/или психологической помощи в специально оборудованных помещениях третьего яруса 11. На третьем ярусе 11 пассажиры проходят регистрацию, отдыхают, пользуются пунктами общественного питания и другими жизненеобходимыми объектами. В зале ожидания пассажиры могут связаться с родственниками и передать им информацию о происшествии. Наиболее пострадавшие пассажиры немедленно направляются на верхний ярус 12, где вертолетом или другим воздушным транспортным средством 16 с площадки 15 транспортируются в больницу.

Наименее пострадавшие пассажиры, а также встречающие, по желанию на личном автотранспорте или на машине скорой помощи или на автотранспорте МЧС направляются либо в больницу, либо по месту жительства, либо ожидают приезда родственников в зале ожидания на третьем ярусе 11.

С места аварии пострадавшие направляются в близлежащий комплекс МЧС или непосредственно в лечебное учреждение на специальном транспорте МЧС, выезжая с места аварии с нижних ярусов 8 и 9 многоярусного здания 7 по пандусам 13 и 14 непосредственно на близлежащую магистраль.

Таким образом, предлагаемый проект функциональной транспортной линии метрополитена, включающий функциональное многоярусное здание, позволяет обеспечить быстрое реагирование на возникающие аварийные ситуации, проведение аварийно-спасательных мероприятий на данном участке линии, оказание технической, первой медицинской помощи и оперативную транспортировку пострадавших в больницу для оказания специализированной помощи, которая так часто необходима в подобных ситуациях.

Кроме того, предлагаемая полезная модель представляет собой сооружение максимально удобного облегченного участка транспортной линии метрополитена, проходящего через реку, с учетом создаваемых динамических нагрузок, а также геологических сложностей местности и ее рельефа, и обеспечивает максимальное использование существующего землеотвода при значительном перепаде высот с учетом возрастающих транспортных и пассажиропотоков.

1. Функциональный участок транспортной линии метрополитена, состоящий из закрытой части в виде тоннеля, открытой части в виде надводного метромоста, переходящего в надземную часть в виде эстакады, линии метрополитена в виде двух рельсовых путей, предназначенных для прохождения поезда метрополитена в двух направлениях, проходящей по тоннелю, надводному метромосту, надземной эстакадной части и станции метрополитена, включающей системы ее обслуживания и жизнеобеспечения работников и пассажиров метрополитена, расположенной на уровне эстакады на одном из ярусов внутри объемного строительного сооружения, представляющего собой многоярусное здание, на нижних ярусах которого расположены автомобильные стоянки, отличающийся тем, что на верхнем ярусе многоярусного здания оборудована взлетно-посадочная площадка для кратковременной стоянки, взлета и посадки воздушных транспортных средств в виде, по крайней мере, вертолетов МЧС и/или других воздушных транспортных средств с вертикальным взлетом и посадкой, на нижних ярусах многоярусного здания дополнительно расположены стоянка для аварийно-спасательных и пожарных машин, для машин скорой помощи и машин МЧС, снабженных специальным аварийно-спасательным и медицинским оборудованием, необходимые технические и вспомогательные помещения, при этом на взлетно-посадочной площадке верхнего яруса размещен центральный диспетчерский пункт управления, связанный с справочно-информационными пунктами и электронным информационным табло, размещенными на каждом ярусе здания, причем все ярусы связаны между собой лестничными пролетами и общей вертикальной шахтой лифтов для транспортировки между ярусами пассажиров, пассажиров с ограниченными возможностями, обслуживающего персонала и грузов, все ярусы также снабжены системой освещения, жизнеобеспечения, пожаротушения, сигнализации, контроля, вентиляции, которые связаны между собой и с центральным пунктом управления.

2. Функциональный участок транспортной линии метрополитена по п.1, в котором автомобильная стоянка оборудована, по крайней мере, одним подъемником в виде лифтов, и/или пандусами, и/или лестничными пролетами для пассажиров и пассажиров с ограниченными возможностями

3. Функциональный участок транспортной линии метрополитена по п.1, в котором расположенный на взлетно-посадочной площадке центральный диспетчерский пункт управления выполнен консольно относительно верхнего яруса многоярусного здания.

4. Функциональный участок транспортной линии метрополитена по п.1, в котором все помещения многоярусного здания и эстакады могут быть, по крайней мере, радиофицированы, телефонизированы, имеют соответственно по необходимости устройства кондиционирования воздуха, устройства автоматического контроля и индикации качества воздуха, связанные с электронным информационным табло.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности, к устройству узла учета тепловой энергии и количества теплоносителя для водяных систем теплоснабжения

Предлагаемая полезная модель относится к вентиляции и может быть использована для систем основной (тоннельной) вентиляции метрополитена.
Наверх