Двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения
Полезная модель относится к области строительства и может быть использована при сооружении метрополитенов а непосредственно при сооружении двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения.
Известна двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения включающая верхние и обратные своды, боковые опоры и внутренние конструкции с островной и боковыми платформами. Новым в заявленной полезной модели является то, что в объеме односводчатой станции метрополитена сооружена двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения, содержащая общую для верхних и обратных сводов несущую опору, состоящую из верхнего опорного элемента, средней части общей несущей опоры, монолитной железобетонной балки, опертой на сборный железобетонный ленточный фундамент с возможностью выполнения общей несущей опоры в виде сплошной стены с проемами или колонно-прогонного комплекса, боковые опоры выполнены в объеме до 60% меньшем, чем в односводчатой станции, ширина островной и боковых платформ двухсводчатой станции до 25% больше ширины платформы односводчатой станции, сборный железобетонный ленточный фундамент выполнен в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам станции.
Полезная модель относится к области строительства и может быть использовано при сооружении метрополитенов, а непосредственно при сооружении двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения.
Известна односводчатая станция метрополитена глубокого заложения, содержащая сборные верхний и обратный своды из железобетонных блоков, пяты сводов, которыми служат тоннели наружным диаметром 5,5 метров со сборной железобетонной тюбинговой обделкой, частично заполненные монолитным бетоном, которая принимается за прототип. [1]
Внутри несущей конструкции уложен монолитный бетон жесткого основания, смонтированы сборные конструкции платформ и подплатформенных помещений.
Недостатком известной односводчатой станции метрополитена глубокого заложения является малый коэффициент использования подземной выработки - малое отношение полезного объема станции к объему разработанного грунта.
Решаемо моделью полезной задачи является сооружение двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения в объеме односводчатой станции метрополитена, уменьшение объема боковых опор до 60% по сравнению с односводчатой станцией, увеличение до 25% ширины островной и боковых платформ по сравнению с односводчатой станцией, повышение коэффициента использования подземной выработки.
Поставленная задача решена тем, что двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения, включающая верхние и обратные своды, боковые опоры и внутренние конструкции с островной платформой, отличается тем, что в объеме односводчатой станции метрополитена сооружена двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения, содержащая общую для верхних и обратных сводов несущую опору, состоящую из верхнего опорного элемента, средней части общей несущей опоры, монолитной железобетонной балки, опертой на сборный железобетонный ленточный фундамент с возможностью выполнения общей несущей опоры в виде сплошной стены с проемами или колонно-прогонного комплекса, сборный железобетонный ленточный фундамент выполнен в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам станции, снабженной помимо островной боковыми платформами.
На фиг.1 изображен поперечный разрез двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения, на фиг.2 - фрагмент продольного разреза, на фиг.3 - сооружение боковых опорных тоннелей и среднего опорного тоннеля, на фиг.4 - бетонирование опор в боковых опорных тоннелях и монтаж общей несущей опоры, на фиг.5 - разработка калоттной прорези и возведение верхних сводов, на фиг.6 - разработка ядра, на фиг.7 - возведение обратных сводов.
Двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения включает верхние 1 и обратные 2 своды и боковые опоры 3, общую для верхних 1 и обратных 2 сводов несущую опору, состоящую из верхнего опорного элемента 4, средней части общей несущей опоры 5, монолитной железобетонной балки 6, опертой на сборный железобетонный ленточный фундамент 7 с возможностью выполнения общей несущей опоры в виде сплошной стены с проемами или колонно-прогонного комплекса, внутренние конструкции с островной платформой 8 и боковыми платформами 9.
Боковые опоры 3 выполнены в объеме до 60% меньшем, чем в односводчатой станции, ширина островной и боковой платформы 8 двухсводчатой станции до 25% больше ширины платформы односводчатой станции, сборный железобетонный ленточный фундамент 7 выполнен в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам 2 станции.
Двухсводчатую станцию метрополитена глубокого заложения сооружают следующим образом.
С использованием метода сквозной проходки проходят механизированным щитом боковые опорные тоннели 10.
Одновременно проходят эректором средний опорный тоннель 11, монтируют в нем обделку 12 и устанавливают в нее верхний опорный элемент 4, общий для верхних сводов 1 станции и сборный железобетонный ленточный фундамент 7, выполненный в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам 2 станции.
Затем в боковых опорных тоннелях сооружают боковые опоры 3 станции с анкерной крепью 13 для исключения поворота боковых опор 3 во время монтажа верхних сводов 1.
В верней части боковых опорных тоннелей 9 и среднего опорного тоннеля 10 осуществляют демонтаж обделки.
Монтируют среднюю часть общей несущей опоры 5 с последующим ее омоноличиванием по всей длине станции.
Посредством агрегатов 14 осуществляют проходку калоттных прорезей с возведением верхних сводов 1 и частичной разборкой обделки 15 боковых опорных тоннелей 10 и обделки 12 среднего опорного тоннеля 11.
Одновременно разрабатывают ядро 16 в каждом станционном тоннеле 17 посредством электрических экскаваторов с ковшом активного действия 18, осуществляют демонтаж обделки 15 боковых опорных тоннелей 10 и обделки 12 среднего опорного тоннеля 11.
В нижней части станционных тоннелей 17 разрабатывают грунт 19 Подводят в обоих станционных тоннелях 17 обратные своды 2 с использованием кран-балок 20 и возводят внутренние конструкции с островной платформой 8. и боковыми платформами 9.
Заявленная двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения позволяет соорудить ее в объеме односводчатой станции метрополитена, уменьшить объем боковых опор до 60% по сравнению с односводчатой и станцией, увеличить до 25% ширину островной и боковых платформ по сравнению с односводчатой станцией, повысить коэффициент использования подземной выработки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1. Фролов Ю.С. и др. Метрополитен, Москва, ЖелДорИздат, 2001 С.223-224, «односводчатая станция со сборным железобетонным сводом»
Двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения, включающая верхние и обратные своды, боковые опоры и внутренние конструкции с островной платформой, отличающаяся тем, что в объеме односводчатой станции метрополитена сооружена двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения, содержащая общую для верхних и обратных сводов несущую опору, состоящую из верхнего опорного элемента, средней части общей несущей опоры, монолитной железобетонной балки, опертой на сборный железобетонный ленточный фундамент с возможностью выполнения общей несущей опоры в виде сплошной стены с проемами или колонно-прогонного комплекса, сборный железобетонный ленточный фундамент выполнен в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам станции, снабженной, помимо островной, боковыми платформами.