Зубчатая муфта

 

Полезная модель относится к общему машиностроению и может быть использована при проектировании трансмиссий для передачи крутящего момента в машинах разного назначения. Техническим результатом полезной модели является уменьшение потерь на трение, исключение необходимости интенсивной подачи смазки к трущимся поверхностям, увеличение мощности, повышение КПД устройства. Технический результат достигается благодаря тому, что в зубчатой муфте для передачи вращения, содержащей втулки с наружными зубчатыми венцами, предназначенные для установки на ведущем и ведомом валах, и обойму, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы, входящие в зацепление с зубчатыми венцами втулок, согласно изменению, между боковыми поверхностями зубьев втулок и обоймы установлены с возможностью качения цилиндрические ролики, оси которых в исходном состоянии пересекаются с осью муфты под углом 90°. Предпочтительно, боковая наружная поверхность роликов выполнена конической, образующая которой пересекается с осью муфты. Предпочтительно, боковая наружная поверхность роликов выполнена бочкообразной. Предпочтительно, по обеим сторонам зубчатых венцов установлены с зазором по отношению к венцам ограничительные кольца, связанные с обоймой или втулками, перекрывающие с торцев зону зубчатого зацепления. Предпочтительно, ограничительные кольца выполнены изогнутыми в поперечном сечении таким образом, что каждое ограничительное кольцо связано с обоймой или втулками одним своим краем, а другим краем упирается в соответствующий ролик.

Полезная модель относится к общему машиностроению и может быть использована при проектировании трансмиссий для передачи крутящего момента в машинах разного назначения.

В технике известны и широко применяются жесткие компенсирующие муфты, допускающие, в небольших пределах, продольные, поперечные и угловые смещения одного вала относительно другого на небольшую величину за счет относительного перемещения жестких металлических деталей муфты. К таким муфтам относится зубчатая муфта, содержащая втулки с наружными зубчатыми венцами, предназначенные для установки на ведущем и ведомом валах, и обойму, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы, входящие в зацепление с зубчатыми венцами втулок. Обычно зубья выполняют эвольвентного профиля. Поверхности наружных зубьев втулок на окружности выступов обтачивают по сфере, форма боковых поверхностей прямолинейная или бочкообразная (см., например, книгу Э.Л. Айрапетов, Д.М. Мирзаджанов «Зубчатые соединительные муфты», М., Наука, 1991 - 248 с).

Недостатком известной муфты является то, что при несоосности валов в процессе работы зубья испытывают переменные контактные и изгибные напряжения, а также скольжение, возникающее между рабочими, контактирующими поверхностями зубьев муфты, что приводит к износу, нагреву и потере мощности. В данном случае присутствует необходимость интенсивной подачи смазки к трущимся поверхностям.

Техническим результатом полезной модели является уменьшение потерь на трение, исключение необходимости интенсивной подачи смазки к трущимся поверхностям, увеличение мощности, повышение КПД устройства.

Технический результат достигается благодаря тому, что в зубчатой муфте для передачи вращения, содержащей втулки с наружными зубчатыми венцами, предназначенные для установки на ведущем и ведомом валах, и обойму, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы, входящие в зацепление с зубчатыми венцами втулок, согласно изменению, между боковыми поверхностями зубьев втулок и обоймы установлены с возможностью качения цилиндрические ролики, оси которых в исходном состоянии пересекаются с осью муфты под углом 90°.

Предпочтительно, боковая наружная поверхность роликов выполнена конической, образующая которой пересекается с осью муфты.

Предпочтительно, боковая наружная поверхность роликов выполнена бочкообразной.

Предпочтительно, по обеим сторонам зубчатых венцов установлены с зазором по отношению к венцам ограничительные кольца, связанные с обоймой или втулками, перекрывающие с торцев зону зубчатого зацепления.

Предпочтительно, ограничительные кольца выполнены изогнутыми в поперечном сечении таким образом, что каждое ограничительное кольцо связано с обоймой или втулками одним своим краем, а другим краем упирается в соответствующий ролик.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

На фиг.1 - показано предлагаемое устройство в продольном разрезе;

На фиг.2 - показано место зубчатого зацепления втулки с обоймой с цилиндрическими роликами (разрез А-А на фиг.1);

На фиг.3 - показано место зубчатого зацепления втулки с обоймой с коническими роликами (разрез А-А на фиг.1);

На фиг.4 - показано место соединения зубьев втулки с зубьями обоймы посредством роликов (разрез Б-Б на фиг.2 и фиг.3);

На фиг.5 - показано место соединения зубьев втулки с зубьями обоймы посредством роликов при взаимном смещении частей муфты в процессе работы в условиях перекоса валов (также разрез Б-Б на фиг.2 и фиг.3);

На фиг.6 - показан цилиндрический ролик (выносной элемент В, фиг 2);

На фиг.7 - показан конический ролик (выносной элемент Г, фиг.3).

Зубчатая муфта (фиг.1) содержит предназначенные для установки на ведущем и ведомом валах 4 и 5 втулки 1, 2, на наружной поверхности которых имеются зубчатые венцы 3. Перекрывая втулки 1, 2, установлена обойма 6, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы 7, входящие в зацепление с зубчатыми венцами 3 втулок 1, 2 (фиг.1), посредством шарниров из твердого, упругого материала, например из стали. Между боковыми поверхностями зубьев втулок 1, 2 и обоймы 6 установлены с возможностью качения цилиндрические ролики 10 (фиг.2), выполняющие роль шарниров. Оси 11 цилиндрических роликов 10 в исходном состоянии пересекаются с осью 12 муфты под углом 90° и находятся в одной плоскости. Размеры цилиндрических роликов 10 соответствуют размерам между противолежащими боковыми поверхностями зубьев втулок 1, 2 и обоймы 6. По обеим сторонам зубчатых венцов 3, 7 установлены с зазором по отношению к венцам 3, 7 ограничительные кольца 8, 9, связанные с обоймой 6 или втулками 1, 2, перекрывающие с торцев зону зубчатого зацепления. При этом ограничительные кольца 8, 9 закреплены посредством промежуточных колец на соответствующей втулке 1, 2 (фиг.1, 4) или на обойме 6 (на чертежах не показано). Опорные поверхности 13, 14 зубьев втулок 1, 2 и обоймы 6 расположены в плоскостях, параллельных оси 12 муфты (фиг.1, 2). Ограничительные кольца 8, 9 выполнены упругими и изогнутыми в поперечном сечении таким образом, что каждое ограничительное кольцо 8, 9 связано с обоймой 6 или втулками 1, 2 одним своим краем, а другим краем упирается в соответствующий ролик 10, 15 (фиг.4, 5).

Шарниры могут быть выполнены как в виде роликов 15 с конической боковой наружной поверхностью (фиг.3). При этом образующие этих поверхностей роликов 15 пересекаются с осью 12 муфты. Так и в виде роликов 10 с бочкообразной боковой наружной поверхностью.

Преимущества предложенного устройства заключаются в следующем:

- при взаимодействии рабочих частей зубчатой муфты в процессе работы в зубчатом соединении полностью исключено трение скольжения за счет введения роликов 10, 15. Перемещение частей зубчатой муфты осуществляется через качающиеся ролики 10 или 15, что на порядок уменьшает силы трения, а, следовательно, и потери энергии на их преодоление;

- существенно уменьшается износ деталей зубчатого зацепления, отпадает необходимость подачи интенсивной смазки к трущимся поверхностям, уменьшается нагрев частей муфты;

- появляется возможность упрощения технологии обработки профилей зубчатых венцов, их эвольвентных профилей с приданием «бочкообразности», вместо этих сложных поверхностей вводится обработка простейших форм - цилиндрических образующих зубьев 9 и 10.

Ограничительные кольца 8 и 9, связанные с обоймой 6 или с втулками 1, 2, не препятствуют вращению частей муфты в процессе работы и предотвращают выпадение роликов 10, 15 из зоны зацепления зубьев втулок 1, 2 и обоймы 6.

Предложенное устройство обладает повышенным КПД, поскольку трение скольжения в частях муфты исключено, а присутствует трение качения. Существенно уменьшается износ деталей муфты и отпадает необходимость подачи интенсивной смазки к трущимся поверхностям деталей муфты.

Особенности конструкции шарниров в устройстве отражаются на работе муфты, улучшая ее характеристику при определенных видах смещения, например:

- при продольном, вдоль оси муфты, смещении втулок 1, 2 относительно обоймы 6 происходит прямолинейное качение роликов 10 или 15 по опорным поверхностям зубьев втулки 1, 2 и обоймы 6, в этом случае ролик (шарнир) 10 цилиндрической формы совершает чистое качение, а ролик (шарнир) 15 конической формы будет совершать качение с небольшим проскальзыванием;

- при угловом смещении втулок 1, 2 относительно обоймы 6 происходит качение ряда роликов 10 или 15 по дуге окружности, в этом случае ролик (шарнир) 15 конической формы совершает чистое качение, а ролик (шарнир) 10 цилиндрической формы будет совершать качение с небольшим проскальзыванием.

В общем случае ролики в муфте испытывают комбинированное движение в сочетании поступательного перемещения с угловым, в этом случае целесообразно роликам придавать бочкообразность их боковым опорным поверхностям, однако, при этом, несколько уменьшается пятно контакта с сопрягаемыми поверхностями зубьев втулки и обоймы, что вызывает некоторое повышение контактных напряжений.

1. Зубчатая муфта для передачи вращения, содержащая втулки с наружными зубчатыми венцами, предназначенные для установки на ведущем и ведомом валах, и обойму, на оконечностях которой с внутренней стороны образованы ответные зубчатые венцы, входящие в зацепление с зубчатыми венцами втулок, отличающаяся тем, что между боковыми поверхностями зубьев втулок и обоймы установлены с возможностью качения цилиндрические ролики, оси которых в исходном состоянии пересекаются с осью муфты под углом 90°.

2. Зубчатая муфта по п.1, отличающаяся тем, что боковая наружная поверхность роликов выполнена конической, образующая которой пересекается с осью муфты.

3. Зубчатая муфта по п.1, отличающаяся тем, что боковая наружная поверхность роликов выполнена бочкообразной.

4. 3убчатая муфта по п.1, отличающаяся тем, что по обеим сторонам зубчатых венцов установлены с зазором по отношению к венцам ограничительные кольца, скрепленные с обоймой и втулками, перекрывающие с торцов зону зубчатого зацепления.

5. Зубчатая муфта по п.4, отличающаяся тем, что ограничительные кольца выполнены изогнутыми в поперечном сечении таким образом, что каждое ограничительное кольцо связано с обоймой или втулками одним своим краем, а другим краем упирается в соответствующий ролик.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в лабораторном оборудовании для экспериментального исследования КПД зубчатых передач, например, в учебном процессе студентов ВУЗов
Наверх