Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку

 

Полезная модель относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использована для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку днем и ночью, при бортовой, килевой и вертикальной качках, в простых и сложных метеоусловиях за счет расширения диапазона курсовых углов захода вертолета на посадку, а также за счет повышения точности стабилизации оптических осей индикаторов курса и глиссады.

Техническим результатом решения является повышение безопасности посадки вертолета, а также повышение технико-эксплуатационных характеристик системы.

Технический результат достигается тем, что оптическая система посадки вертолета в индикаторы курса и глиссады введены устройства дистанционного наведения по курсу блоков огней индикаторов курса и глиссады, а устройства двухосной стабилизации индикаторов курса и глиссады выполнены на основе электромеханических устройств, управляемых дистанционно по данным вычислителя блока защиты питания, коммутации и управления, а индикатор положения взлетно-посадочной площадки выполнен на основе светодиодного экрана, на информационном поле которого дополнительно к информационному полю отображения вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки введено информационное поле для отображения в виде светового креста или световой буквы Т истинной вертикали или (и) истинного горизонта.

Технико-экономическим эффектом полезной модели является повышение безопасности посадки вертолета на корабельную ВППл днем и ночью при бортовой, килевой и вертикальной качках корабля при существенном улучшении технико-эксплуатационных характеристик ее индикаторов и блока управления.

Полезная модель относится к области приборостроения, а именно к технике морских светосигнальных приборов, и может быть использована на кораблях для обеспечения взлета и посадки вертолета или иного летательного аппарата (ЛА) с вертикальным взлетом и посадкой, на взлетно-посадочную площадку в простых и сложных метеорологических условиях.

Известно, что вертолеты успешно используются при проводке морских судов в Арктике и Антарктиде, на рыболовных, транспортных и пассажирских судах, на кораблях военно-морского флота. Для организации полетов на таких судах и кораблях оборудуются вертолетные взлетно-посадочные площадки ВППл и средства обеспечения полетов. Эффективность применения вертолетов существенно зависит от возможности выполнения захода на посадку и посадки на ВППл ночью в сложных метеоусловиях (СМУ).

Для повышения безопасности посадки вертолетов на корабли и водные судна используются такие визуальные средства обеспечения посадки, как индикаторы курса и глиссады, указатели истинного горизонта или вертикали. Применяются оригинальные системы подсветки ВППл, которые помогают летчикам ориентироваться в пространстве над палубой корабля. Одним из эффективных направлений повышения безопасности посадки вертолетов на ВППл является комплексный подход к созданию оптических систем посадки вертолетов. (ИВП) и блоки световых излучателей индикации бортовой качки водного судна, именуемые в НКУГ.461523.001 РЭ как огни крена заказа (ОКЗ), блок стабилизации (БС), в состав которого входят вычислительное устройство, блок управления светодиодами ИВП, электромеханический блок одноосной стабилизации планки указателя истинного горизонта.

Светотехнические устройства излучают в пространство световые лучи, используя которые летчик осуществляет полет при заходе на посадку и при посадке. Управление питанием всех составных частей ОСПВ производится с помощью пульта управления (ПУ).

Индикаторы ИГ и ИК имеют двухоосную маятниковую систему стабилизации, а указатель истинного горизонта - одноосную на основе электромеханического блока одноосной стабилизации.

ОСПВ имеет два входа: на один из них в пульт управления подается бортовое питание, а на другой по мультиплексному каналу информационного обмена (МКИО) поступают данные от навигационной системы корабельной (НСК). Данные содержат информацию о бортовой, килевой и вертикальной качках.

С пульта управления электропитание подается на все составные части ОСПВ. Включение и выключение питания производится с помощью тумблеров, которые расположены на пульте управления.

Указатель истинного горизонта (УИГ) представляет собой световую планку указателя истинного горизонта (ПУИГ), которая в исходном положении крепится на выходном валу блока одноосной стабилизации параллельно плоскости взлетно-посадочной площадки. УИГ обеспечивает летчика информацией о положении

Известна оптическая система посадки вертолета корабельного базирования - ОСПВ (см., Оптическая система посадки вертолета ОСПРВ-20380. Руководство по эксплуатации НКУГ.461523.001 РЭ, созданная ЗАО Научно-технический центр Альфа-М г.Раменское, Московская обл.).

Основными средствами обеспечения посадки в этой системе являются светотехнические устройства: индикатор глиссады (ИГ), индикатор курса (ИК), указатель истинного горизонта (УИГ), индикатор вертикального перемещения линии горизонта при бортовой качке корабля в земной системе координат. При этом линию горизонта обозначает светящаяся планка.

Блоки световых излучателей индикации крена водного судна, устанавливаются на надстройке судна на одной линии с планкой ПУИГ параллельно горизонтальной плоскости ВППл неподвижно на некотором расстоянии от концов планки. При качке ПУИГ сохраняет горизонтальное положение, а блоки световых излучателей индикации бортовой качки качаются в вертикальной плоскости относительно ПУИГ, обеспечивая тем самым летчика информацией о направлении и, примерно, о величине бортовой качки и положении ВППл относительно истинного горизонта.

Индикатор вертикального перемещения ИВП предназначен для индикации положения взлетно-посадочной площадки (ВППл) корабля в вертикальной плоскости относительно невозмущенной поверхности воды. Этот уровень отображается с помощью базового блока огней. ИВП имеет шесть верхних и шесть нижних блоков огней шкалы и индикации положения ВППл относительно невозмущенной поверхности воды. В каждом блоке огней размещены четыре зеленых элемента светового излучения для индикации текущего положения ВППл и один желтый - для индикация шкалы ВППл. Огни шкалы располагаются справа от зеленых световых излучателя.

Все блоки будучи собранными на объекте применения образуют собственно индикатор вертикального перемещения, в котором зеленые световые излучатели образуют вертикальную линию индикации текущего положения ВППл, а желтые - шкалу индикатора из вертикально - расположенных меток, обозначающих величину вертикального перемещения ВППл относительно невозмущенной поверхности воды.

ИГ формирует в пространстве за кормой корабля желтый (выше глиссады), зеленый (на глиссаде) и красный (ниже глиссады) прилегающие друг к другу три световых потока, расположенных в вертикальной плоскости.

Оптическая ось центрального светового потока индикатора глиссады совпадает с направлением траектории снижения вертолета при заходе на посадку.

ПК формирует в пространстве за кормой корабля три синих световых потока, которые прилегают друг к другу в горизонтальной плоскости. Правый и левый световые потоки включаются в импульсном режиме с различной частотой. Оптическая ось центрального светового потока параллельна оптической оси центрального светового потока индикатора глиссады.

После включения ОСПВ вычислитель блока управления, входящий в состав блока стабилизации, во-первых, принимает данные о бортовой качке от навигационной системы и преобразует их в управляющие сигналы для электропривода блока одноосной стабилизации, на валу которого закреплена планка указателя истинного горизонта (ПУИГ); ПУИГ поворачивается на угол, равный углу крена корабля;

Во-вторых, этот же вычислитель принимает данные о килевой и вертикальной качках корабля, которые вместе с данными о бортовой качке преобразовываются в сигналы управления зелеными светодиодами индикации вертикального перемещения BППл.

Недостатками указанной ОСПВ являются:

1. Многопроводная кабельная сеть системы.

2. Пульт управления по своей конструкции принципиально не отвечает требованиям встраивания его в панель пульта, интегрированную на основе современных информационных и компьютерных технологий.

3. Отсутствует регулировка яркости световых излучателей в блоках индикации бортовой качки водного судна, в планке указателя истинного горизонта и световых блоках индикатора вертикального перемещения.

4. В индикаторах курса и глиссады применена ручная схема управления устройством фиксации маятников в нерабочем состоянии, что не позволяет ее использовать в реальных условиях эксплуатации, так как эти индикаторы, как правило, размещаются в труднодоступных для обслуживания местах,

5. Индикатор вертикального перемещения выполнен в виде отдельных световых блоков, которые собираются вместе в единый индикатор непосредственно по месту его установки на корабле, что увеличивает трудоемкость работ непосредственно на корабле в сложных метеоусловиях.

6. Установка направлений излучения световых потоков индикаторов курса и глиссады производится на маятниковом подвесе, что вызывает при сборке большие трудности.

7. В целом в системе принята нерациональная схема размещения вычислительного устройства, блоков управления индикатором вертикального перемещения, блоком одноосной стабилизации указателя истинного горизонта и др.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (см., заявка RU 2012.120776, МПК G08G 5/02, B64F 1/18, B64D 45/08, приоритет от 21.05.2012), в состав которой входят светотехнические устройства: индикаторы глиссады (ИГ) и курса (ИК), указатель истинного горизонта (УИГ), два блока световых излучателей индикации бортовой качки водного судна, индикатор вертикального перемещения, пульт управления, блок защиты питания, коммутации и управления, кабельная сеть электропитания составных частей ОСПВ и кабельная радиальная сеть управления на основе мультиплексных каналов информационного обмена.

ИК и ИГ предназначены для информирования летчика о положении вертолета относительно заданной траектории при заходе на посадку.

Указатель истинного горизонта совместно с ОКЗ предназначен для информирования летчика о направлении и величине бортовой качки и оценки летчиком положения вертолета в горизонтальной плоскости или положения вертолета относительно плоскости ВППл.

В состав УИГ входят электромеханический блок одноосной стабилизации (БОС) и световая планка указателя истинного горизонта (ПУИГ), которая устанавливается на выходном валу БОС.

Индикатор вертикального перемещения (ИВП) предназначен для оценки летчиком величины и направления движения ВППл в вертикальной плоскости.

ИВП представляет собой светодиодный экран прямоугольной формы, вдоль длинной стороны которой располагаются два информационных поля: поле шкалы ИВП и поле индикации положения центра ВППл.

Пульт управления представляет собой панельную станцию, построенную на основе промышленного персонального компьютера. В пульте программно реализуется диалоговая система с дружественным для операторов графическим интерфейсом.

Блок защиты питания, коммутации и управления (БЗПКУ) является ядром ОСПВ. В его состав входят вычислительное устройство и блок защиты и коммутации или распределения питания.

Все составные части ОСПВ объединены в единую информационно-управляющую систему с помощью кабельной сети на основе прямых связей по цепям питания и мультиплексных каналов информационного обмена (МКИО).

Все светотехнические изделия имеют одинаковую структурную схему, которая состоит из световых элементов, блоков управления и регулировки яркости световых элементов и интерфейсных устройств. Основой всех блоков управления и регулировки яркости световых элементов светотехнических устройств являются программируемые микроконтроллеры и средства сопряжения микроконтроллеров со световыми элементами.

Основой блока управления является вычислительное устройство (ВУ), которое подключено к МКИО через интерфейсные устройства. Обмен информацией со светотехническими устройствами происходит в соответствии с заданными протоколам информационного взаимодействия.

ВУ обеспечивает преобразование информации о качке судна, поступающую от навигационной системы, в управляющие сигналы, в соответствии с которыми обеспечивается управление световыми элементами информационного поля индикации положения ВППл и управление блоком одноосной стабилизации указателя истинного горизонта.

Пульт управления взаимодействует с ВУ.

Он имеет дружественный человеко-компьютерный интерфейс с соответствующими форматами отображения и логикой работы. С его помощью обеспечивается выдача команд на включение-выключение составных частей ОСПВ, регулировка яркости световых элементов всех составных частей, контроль технического состояния составных частей и др.

Оптическая система посадки вертолета работает следующим образом.

На входы ОСПВ поступают бортовое напряжение электропитания и сигналы от НСК, которые содержат информацию о килевой, бортовой и вертикальной качках водного судна.

Управляющие команды от пульта по двунаправленному МКИО передаются через интерфейсные устройства в ВУ БЗПКУ, который управляет работой составных частей системы. Каждая составная часть ОСПВ (ИВП, УИГ, ОКЗ, ИГ, ИК связана с ВУ БЗПКУ радиальными двунаправленными МКИО. Из ВУ БЗПКУ поступают команды управления световыми элементами, входящие в их состав, а в блок одноосной стабилизации (БОС), на валу которого закреплена планка УИГ, от НСК поступают значения угла крена корабля. Кроме того, в ИВП подается значение текущего и прогнозируемого положения центра ВППл, определяемые ВУ с учетом размещения центра ВППл. При этом на ИВП включается столбчатая диаграмма зеленого цвета при движении ВППл вниз и красного цвета при движении ВППл вверх. При движении ВППл вниз верх диаграммы - это текущее положение ВППл, а низ - это вычисленное прогнозируемое нижнее положение ВППл. При движении ВППл вверх низ диаграммы - это текущее положение ВППл, а верх - это вычисленное прогнозируемое верхнее положение ВППл. Программно предусмотрена возможность отображения только текущего положения ВППл в виде перемещаемых горизонтальных строк световых элементов красного цвета при движении ВППл вверх и зеленого цвета при движении ВППл вниз.

Разметка шкалы на информационном поле шкалы ИВП производится программно в виде больших и малых рисок. Разметка шкалы зависит от размаха отображаемого вертикального перемещения ВППл. Соответственно от этого зависит и погрешность индикации вертикального перемещения. Индикация вертикального перемещения центра ВППл производится относительно линии светодиодов индикации невозмущенного уровня воды.

Блок одноосной стабилизации отслеживает изменения значения угла крена корабля и поворачивает планку указателя истинного горизонта (ПУИГ) на соответствующий угол, удерживая ее в горизонтальном положении.

ПУИГ позволяет летчику при посадке удерживать вертолет в горизонтальном положении.

В противоположном направлении по запросам ВУ все составные части ОСПВ посылают ему сигналы исправности, которые затем транслируются в пульт управления.

Все составные части ОСПВ имеют в своем составе интерфейсные устройства, через которые они взаимодействуют с интерфейсными устройствами БЗПКУ.

Питание на все составные части подается по командам с пульта управления посредством блока коммутации и защиты питания, который расположен в БЗПКУ. С выходов блока коммутации и защиты питания электропитание подается на все изделия ОСПВ.

В состав ИГ входят два идентичных исполнительных устройства - блоки огней, которые повернуты друг относительно друга на угол 10°-15° в горизонтальной плоскости. Оптические оси обоих блоков наклонены к горизонту на угол, равный углу наклона посадочной глиссады вертолета, например, 4°. Наличие двух блоков огней позволяет обозначить две независимые глиссады, повернутые по курсу одна относительно другой на угол 10°-15°.

Блоки огней прикреплены к маятниковому подвесу, который стабилизирует их при бортовой и килевой качке корабля. Каждый из блоков огней содержит интерфейсные устройства для связи с БЗПКУ и три модуля разноцветных светодиодов, блок управления световыми элементами и регулировки яркости. Кроме того, в состав ИГ входит фиксатор маятника, который через интерфейсное устройство принимает команды и преобразует их в сигналы управления арретирующим устройством, фиксирующим маятниковый подвес, когда ОСПВ находится не в рабочем состоянии.

В состав ИК входят два идентичных блока огней повернутых друг относительно друга на угол 10°-15° в горизонтальной плоскости. Оптические оси обоих блоков наклонены к горизонту на угол, равный углу наклона посадочной глиссады вертолета, например, 4°. Наличие двух блоков позволяет обозначить два независимых курса, повернутых один относительно другого на угол 10°-15° по курсу.

Блоки огней прикреплены к маятниковому подвесу, который стабилизирует их при качке корабля. Каждый из блоков огней содержит интерфейсные устройства для связи с БЗПКУ, по три модуля световых излучателей синего цвета, блоки управления и регулировки яркости световых элементов. Кроме того, в состав РОС входит фиксатор маятника, который через интерфейсное устройство принимает команды и преобразует их в сигналы управления арретирующим устройством, фиксирующим маятниковый подвес, когда ОСПВ находится не в рабочем состоянии.

К недостаткам рассматриваемой ОСПВ относятся:

1. Применение маятниковой системы стабилизации блоков огней индикаторов курса и глиссады накладывает ограничение на размещение этих индикаторов на водном судне. Погрешность стабилизации существенно зависит от положения индикаторов глиссады и курса относительно центра качки водного судна.

2. ИК и ИГ имеют ограничения по курсовым углам захода на посадку.

3. Непосредственно при приземлении летчик не обеспечивается информацией о положении истинного горизонта (истинной вертикали).

Техническим результатом решения является повышение безопасности посадки вертолета за счет повышения технико-эксплуатационных характеристик ОСПВ.

Технический результат достигается тем, что оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку, которая содержит:

а) индикатор глиссады, состоящий из устройства двухосной стабилизации и блока огней индикатора глиссады и имеющий вход для подключения к линии электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией;

б) индикатор курса, состоящий из устройства двухосной стабилизации и блока огней индикатора курса и имеющий вход для подключения к линии электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией;

в) указатель истинного горизонта, состоящий из блока одноосной стабилизации и светящейся планки указателя истинного горизонта и имеющий вход для подключения к линии электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией;

г) один или два блока световых излучателей индикации бортовой качки судна со световыми характеристиками, аналогичных световым характеристикам световых излучателей планки указателя истинного горизонта, каждый из которых имеет вход для подключения к линии электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией;

д) индикатор положения взлетно-посадочной площадки относительно отметки невозмущенного уровня водной поверхности, содержащий информационное поле шкалы индикатора и информационное поле отображения положения взлетно-посадочной площадки в виде столбчатой диаграммы;

е) пульт управления оптической системы посадки вертолета, имеющий вход для подключения к шинам электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией;

ж) блок защиты питания, коммутации и управления оптической системы посадки вертолета, содержащий: блок коммутации и защиты питания, имеющий выходы коммутируемых и защищенных линий электропитания для подключения к входам всех составных частей оптической системы посадки вертолета, и вычислительное устройство и интерфейсные блоки, входы-выходы которых подключены к мультиплексным каналам информационного обмена корабельной навигационной системы, индикаторов курса и глиссады, указателя истинного горизонта, индикатора бортовой качки водного судна, пульта управления;

з) радиальную кабельную сеть для обеспечения всех составных частей оптической системы электропитанием и информационного обмена по межмодульным каналам информационного обмена, а также

а) в индикатор курса и индикатор глиссады введены устройства дистанционного наведения по курсу блоков огней индикаторов курса и глиссады, а устройства двухосной стабилизации ПК и ИГ выполнены на основе электромеханических устройств, управляемых дистанционно по данным вычислителя блока защиты питания, коммутации и управления;

б) индикатор положения взлетно-посадочной площадки выполнен на основе светодиодного экрана, на информационном поле которого дополнительно к информационному полю отображения вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки введено информационное поле для отображения в виде светового креста или световой буквы Т истинной вертикали или (и) истинного горизонта.

Сущностью технического решения является введение в состав индикаторов глиссады и курса устройств дистанционного наведения блоков огней по курсу в диапазоне углов ±60° с дискретностью 1°, замена маятниковой системы стабилизации блоков огней индикаторов глиссады и курса на гироскопическую на основе электромеханических устройств двухосной стабилизации и введение в состав индикатора положения центра взлетно-посадочной площадки информационного поля индикации истинной вертикали и истинного горизонта в дополнение к информационному полю отображения вертикального перемещения ВППл.

Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными признаками позволяют успешно реализовать поставленную цель.

На фиг.1 приведена структурная схема предлагаемой оптической системы посадки вертолета со следующими обозначениями:

1. Индикатор глиссады - ИГ.

2. Индикатор курса - ИК.

3. Указатель истинного горизонта - УИГ.

4. Блок световых излучателей индикации бортовой качки водного судна 1, именуемые в тексте, как огни крена заказа - ОКЗ 1.

5. Блок световых излучателей индикации бортовой качки водного судна 2, именуемые в тексте, как огни крена заказа - ОКЗ 2.

6. Индикатор положения ВППл-ИПвпп.

7. Пульт управления.

8. Блок защиты питания, коммутации и управления - БЗПКУ.

9. Мультиплексные каналы информационного обмена - МКИО.

10. Шина питания.

11. Защищенные линии питания составных частей оптической системы посадки вертолета.

12. Навигационная система корабельная - НСК. На фиг.2 показана структурная схема индикатора положения ВИН - ИПвпп со следующими обозначениями:

6 Индикатор положения ВГШ.

6.1. Световые элементы информационного поля индикации истинной вертикали (ИВ) и истинного горизонта (ИГ).

6.2. Световые элементы информационного поля отображения вертикального перемещения ВППл

6.3. Блок управления и регулировки.

6.4. Интерфейсное устройство.

Как показано на фиг.1, в состав ОСПВ входят светотехнические устройства: индикаторы глиссады (ИГ) 1 и курса (ИК) 2, указатель истинного горизонта (УИГ) 3, два блока световых излучателей индикации бортовой качки водного судна 4, 5, именуемые далее как огни крена заказа (ОКЗ), индикатор положения ВППл 6, пульт управления (ПУ) 7, блок защиты питания, коммутации и управления (БЗПКУ) 8, линии связи мультиплексных каналов обмена информацией (МКИО) 9, входные шины питания ОСПВ 10, защищенные линии питания составных частей оптической системы посадки вертолета 11. ОСПВ подключена по МКИО к корабельной навигационной системе (НСК) 12.

ИГ 1 и ИК 2 предназначены для информирования летчика о положении вертолета относительно заданной траектории при заходе на посадку.

Указатель истинного горизонта 3 совместно с ОКЗ 4, 5 предназначен для информирования летчика о направлении и величине бортовой качки и оценки летчиком положения вертолета в горизонтальной плоскости или положения вертолета относительно плоскости ВППл.

Индикатор положения взлетно-посадочной площадки ИПвпп предназначен для оценки летчиком величины и направления движения ВППл в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Все устройства ОСПВ объединены в единую информационно-управляющую систему с помощью кабельной сети на основе прямых связей по цепям питания 11 и мультиплексных каналов информационного обмена (МКИО) 9 с БЗПКУ 8.

Все светотехнические изделия состоят из световых элементов, блоков управления и регулировки яркости световых элементов и интерфейсных устройств. Блоки управления и регулировки яркости световых элементов светотехнических устройств - это программируемые микроконтроллеры и средства сопряжения микроконтроллеров со световыми элементами.

В БЗПКУ главными элементами являются вычислительное устройство (ВУ), набор интерфейсных устройств и блок защиты и коммутации питания. ВУ через интерфейсные устройства подключен к МКИО. Обмен информацией со светотехническими устройствами происходит в соответствии с заданными протоколами информационного взаимодействия.

Вычислитель обеспечивает преобразование информации о качке судна, поступающую от навигационной системы 12, в сигналы управления индикатором положения ВПП и сигналы управления указателем истинного горизонта (УИГ) 3, индикаторами глиссады 1 и курса 2.

Пульт управления 7 представляет собой панельную станцию на основе персонального компьютера, как правило, с сенсорным способом подачи команд. Он взаимодействует с вычислительным устройством БЗПКУ 8. Пульт имеет дружественный человеко-компьютерный интерфейс с соответствующими форматами отображения и логикой работы.

Оптическая система посадки вертолета работает следующим образом.

На входы ОСПВ поступают бортовое электропитание 10 и сигналы от навигационной системы (НСК) 12. Сигналы от НСК 12 содержат информацию о бортовой, килевой и вертикальной качках водного судна или корабля.

В соответствии с данными килевой и бортовой качки вычислительное устройство БЗПКУ 8 обеспечивает обработку и передачу информации по МКИО в индикаторы ИГ 1 и ПК 2. В индикаторах ИК 2 и ИГ 1 производится преобразование информации в управляющие сигналы электромеханических приводов обеспечения стабилизации соответствующих блоков огней.

Для стабилизации планки указателя истинного горизонта 3 от ВУ БЗПКУ передается информация по крену. В блоке одноосной стабилизации она преобразовывается в сигналы управления положением планки УИГ по крену. Данные по всем видам качки после математической обработки в ВУ БЗПКУ преобразовываются в сигналы управления световыми элементами отображения вертикального перемещения ВППл. С помощью ВУ по заданным алгоритмам вычисляются прогнозируемые значения впадины очередной волны при движении ВППл вниз и вершины волны при движении ВППл вверх. Данные по крену используются для управления положением световыми элементами отображения на ИПвпп 6 истинной вертикали и истинного горизонта. Программно предусмотрена возможность отображения только текущего положения ВППл в виде перемещаемых горизонтальных строк световых элементов красного цвета при движении ВППл вверх и зеленого цвета при движении ВППл вниз.

Разметка шкалы на информационном поле отображения вертикального перемещения ИП 6 (см. фиг.2) производится программно в виде больших и малых рисок. Разметка шкалы зависит от размаха отображаемого вертикального перемещения ВППл. Соответственно от этого зависит и погрешность индикации вертикального перемещения. Индикация вертикального перемещения центра ВППл производится относительно линии светодиодов информационного поля индикации невозмущенного уровня воды.

По запросу ВУ БЗПКУ от всех составных частей ОСПВ поступают сигналы исправности, которые затем транслируются в пульт 7 для предъявления оператору.

Все составные части ОСПВ имеют в своем составе интерфейсные устройства, через которые они взаимодействуют с интерфейсными устройствами БЗПКУ 8.

Технико-экономическим эффектом предлагаемого решения является повышение безопасности посадки вертолета за счет повышения технико-эксплуатационных характеристик ОСПВ.

В зависимости от размеров водных судов, области их применения, тактики использования вертолетов, уровня оснащенности вертолетов средствами обеспечения посадки вертолетов возможно применение оптических систем посадки в сокращенной комплектации. Очевидно, в качестве минимальной комплектации может быть рекомендована ОСПВ, в состав которой должны входить указатель истинного горизонта, огни крена заказа, пульт управления и блок защиты питания, коммутации и управления. При этом структурная схема ОСПВ изменяется только путем исключения из этой схемы соответствующих составных частей и подходящих к ним линий питания и линий МКИО.

Таким образом, описанный вариант предложенной системы не исчерпывает все их многообразие, которое можно осуществить в соответствии с предложенной формулой технического решения.

1. Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку, содержащая индикатор глиссады, состоящий из устройства двухосной стабилизации и блока огней индикатора глиссады и имеющий вход для подключения к линии электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией; индикатор курса, состоящий из устройства двухосной стабилизации и блока огней индикатора курса и имеющий вход для подключения к линии электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией; указатель истинного горизонта, состоящий из блока одноосной стабилизации и светящейся планки указателя истинного горизонта и имеющий вход для подключения к линии электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией; один или два блока световых излучателей индикации бортовой качки судна со световыми характеристиками, аналогичных световым характеристикам световых излучателей планки указателя истинного горизонта, каждый из которых имеет вход для подключения к линии электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией; индикатор положения взлетно-посадочной площадки относительно отметки невозмущенного уровня водной поверхности, содержащий информационное поле шкалы индикатора и информационное поле отображения положения взлетно-посадочной площадки в виде столбчатой диаграммы; пульт управления оптической системы посадки вертолета, имеющий вход для подключения к шинам электропитания и вход-выход для подключения к межмодульному каналу обмена информацией; блок защиты питания, коммутируемых и защищенных линий электропитания для подключения к входам всех составных частей оптической системы посадки вертолета, и вычислительное устройство и интерфейсные блоки, входы-выходы которых подключены к мультиплексным каналам информационного обмена корабельной навигационной системы, индикаторов курса и глиссады, указателя истинного горизонта, индикатора бортовой качки водного судна, пульта управления; радиальную кабельную сеть для обеспечения всех составных частей оптической системы электропитанием и информационного обмена по межмодульным каналам информационного обмена, отличающаяся тем, что в индикатор курса и индикатор глиссады введены устройства дистанционного наведения по курсу блоков огней индикаторов курса и глиссады, а устройства двухосной стабилизации индикатора курса и индикатора глиссады выполнены на основе электромеханических устройств, управляемых дистанционно по данным вычислителя блока защиты питания, коммутации и управления.

2. Оптическая система посадки вертолета по п.1, отличающаяся тем, что индикатор положения взлетно-посадочной площадки выполнен на основе светодиодного экрана, на информационном поле которого дополнительно к информационному полю отображения вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки введено информационное поле для отображения в виде светового креста или световой буквы Т истинной вертикали или (и) истинного горизонта.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использована для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку днем и ночью, при бортовой, килевой и вертикальной качках, в простых и сложных метеоусловиях за счет обеспечения пилота информацией, адекватной обстановке
Наверх