Роликоопора спекательной тележки агломерационной машины
Предлагаемая полезная модель относится к черной металлургии, а именно, к агломерационному производству, в частности, к конструкции роликоопор спекательной тележки агломерационной машины. Задача, на решение которой направлено предложенное техническое решение - повышение надежности роликоопоры спекательной тележки. Роликоопора спекательной тележки содержит ходовой 1 и грузовой 2 ролики, смонтированные на подшипниках 3 и 4, которые установлены на оси 5. Между роликами 1 и 2 размещено кольцо 6, образующее лабиринтное уплотнение 7 с торцовой поверхностью ходового ролика 1, а также стопорный элемент 8 подшипника 4 грузового ролика 2. Подшипники 3 ходового ролика 1 представляют собой роликоподшипники, а подшипник 4 грузового ролика 2 выполнен в виде подшипника скольжения, представляющего собой бронзовую втулку, снабженную канавкой 9. Стопорный элемент 8 выполнен в виде торцовой крышки, состоящей из трех частей, установленной в проточке 10 оси 5 и закрепленной на торцовой поверхности грузового ролика 2. Ось 5 снабжена каналом 11, выполненным с возможностью сообщения с канавкой 9 подшипника скольжения 4. Кольцо 6 установлено с возможностью фиксации на оси 5 при помощи штифта 12. Ходовой ролик 1 фиксируется на оси 5 при помощи гайки 13. Подшипник скольжения 4 грузового ролика 2 со стороны спекательной тележки 14 от осевого смещения фиксируется торцовой крышкой 15, установленной на оси 5 и образующей радиальное уплотнение 16 с проточкой грузового ролика 2. Роликоопора содержит также подпружиненную масленку 17, размещенную соосно каналу 11 оси 5 и закрепленную на крышке 18 ходового ролика. 1 илл.
Предлагаемая полезная модель относится к черной металлургии, а именно, к агломерационному производству, в частности, к конструкции роликоопоры спекательной тележки агломерационной машины.
Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом), по мнению авторов, является роликоопора спекательной тележки агломерационной машины по книге А.И.Целикова «Машины и агрегаты металлургических заводов», т.1, Москва, «Металлургия», 1987 г., стр.112, рис.111.23, разрез А-А, содержащая ходовой и грузовой ролики, смонтированные на подшипниках и установленные на оси с возможностью фиксации, и размещенное между роликами кольцо, образующее лабиринтное уплотнение с торцовой поверхностью ходового ролика.
Недостатком известного технического решения является следующее. Как показала практика, при проведении автоматизированной смазки ходового и грузового роликов, смазывался лишь подшипник ходового ролика: до подшипника грузового ролика смазка не доходила, что вело к его перегреву и преждевременному выходу из строя. В щелевой зазор между ходовым и грузовым роликами постоянно попадает пыль и просыпь транспортируемого материала, что также ведет к интенсивному износу подшипника грузового ролика и снижению ресурса его службы. Создание лабиринтного уплотнения между торцовой поверхностью ходового ролика и кольцом, закрепленным на торцовой поверхности грузового ролика, как показал опыт эксплуатации, малоэффективно. Во время работы агломерационной машины в большей степени нагружен подшипник ходового ролика спекательной тележки, подшипник грузового ролика включается в работу лишь при захвате спекательной тележки приводными звездочками агломерационной машины. При низкой скорости вращения роликов и высокой нагрузке тела качения (ролики) подшипников изнашивают сепаратор и перекашиваются. Вследствие этого подшипники имеют различный износ по диаметру, а это приводит к интенсивному износу выступов, как кольца, так и выступов торцовой поверхности ходового ролика, образующих лабиринтное уплотнение, вследствие чего нарушается его герметичность и смазка из подшипника ходового ролика вытекает - условия его эксплуатации ухудшаются, вплоть до аварийной ситуации.
Задача, на решение которой направлено техническое решение - повышение надежности роликоопоры спекательной тележки агломерационной машины. При этом достигается получение такого технического результата, как снижение расхода смазочного материала и затрат на обслуживание и ремонт.
Вышеуказанные недостатки исключаются тем, что в роликоопоре спекательной тележки агломерационной машины, содержащей ходовой и грузовой ролики, смонтированные на подшипниках и установленные на оси, размещенные между роликами кольцо, образующее лабиринтное уплотнение с торцовой поверхностью ходового ролика и стопорный элемент подшипника грузового ролика, подшипник грузового ролика выполнен в виде подшипника скольжения, снабженного канавкой, стопорный элемент подшипника грузового ролика выполнен в виде торцовой крышки, закрепленной на последнем, ось снабжена каналом, при этом кольцо установлено с возможностью фиксации на оси, а упомянутый канал выполнен с возможностью сообщения с канавкой.
Сопоставительный анализ предложенного технического решения с прототипом показывает, что заявляемое техническое решение отличается от известного своим конструктивным выполнением, а именно, выполнением подшипника грузового ролика в виде подшипника скольжения, а также установкой кольца на оси с возможностью фиксации. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию полезной модели «Новизна».
Так как предлагаемая полезная модель может быть использована в промышленности, а проведение испытаний опытного образца уже показали положительные результаты, следовательно, данное техническое решение соответствует критерию полезной модели «Промышленная применимость».
Сравнительный анализ предложенного технического решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями, показал, что конструкции роликов, содержащие подшипники скольжения, широко известны. Однако его введение в конструкцию роликоопоры спекательной тележки агломерационной машины, его расположение и взаимосвязь с другими элементами конструкции, способствует не только повышению надежности роликовой опоры, но также ведет к снижению расхода смазочного материала и затрат на ее обслуживание и ремонт. Отсюда следует, что заявленная совокупность существенных отличий позволяет обеспечить получение вышеуказанного технического результата.
Предложенное техническое решение будет понятно из следующего описания и приложенных к нему чертежей:
На фиг.1 - изображен разрез предлагаемой роликоопоры спекательной тележки агломерационной машины.
Роликоопора спекательной тележки агломерационной машины содержит ходовой 1 и грузовой 2 ролики, смонтированные на подшипниках 3 и 4, которые установлены на оси 5. Между роликами 1 и 2 размещено кольцо 6, образующее лабиринтное уплотнение 7 с торцовой поверхностью ходового ролика 1, а также стопорный элемент 8 подшипника 4 грузового ролика 2. Подшипники 3 ходового ролика 1 представляют собой роликоподшипники, а подшипник 4 грузового ролика 2 выполнен в виде подшипника скольжения, представляющего собой бронзовую втулку, снабженную канавкой 9. Стопорный элемент 8 выполнен в виде торцовой крышки, состоящей из трех частей, установленной в проточке 10 оси 5 и закрепленной на торцовой поверхности грузового ролика 2. Ось 5 снабжена каналом 11, выполненным с возможностью сообщения с канавкой 9 подшипника скольжения 4. Кольцо 6 установлено с возможностью фиксации на оси 5 при помощи штифта 12. Ходовой ролик 1 фиксируется на оси 5 при помощи гайки 13. Подшипник скольжения 4 грузового ролика 2 со стороны спекательной тележки 14 от осевого смещения фиксируется торцовой крышкой 15, установленной на оси 5 и образующей радиальное уплотнение 16 с проточкой грузового ролика 2. Роликоопора содержит также подпружиненную масленку 17, размещенную соосно каналу 11 оси 5 и закрепленную на крышке 18 ходового ролика.
Роликоопора спекательной тележки агломерационной машины работает следующим образом.
При движении спекательной тележки ходовой ролик 1 вращается в роликоподшипниках 3, закрепленных на оси 5. При опрокидывании (поворачивании) спекательных тележек, приводные звездочки агломерационной машины взаимодействуют с грузовыми роликами 2, вращающимися в подшипниках скольжения 4. Роликоподшипники 3 и подшипники скольжения 4 смазываются смазкой - RENOLIT СХ - НТ2, заполняемой при сборке роликоопор. Вытеканию смазки из роликоподшипников 3 ходового ролика 1 препятствует лабиринтное уплотнение 7, а из зоны трения подшипника скольжения 4 - радиальное уплотнение 16 и стопорный элемент 8.
Выполнение втулки 4 из бронзового сплава обеспечивает высокую износостойкость пары трения. Сообщение канала 11 с канавкой 9 бронзовой втулки 4 обеспечивает подачу смазки в зону трения, исключая при этом случаи схватывания поверхностей трения и выхода из строя подшипника скольжения, что повышает долговечность грузового ролика 2.
Размещение стопорного элемента 8 подшипника скольжения 4 в проточке 10 оси 5 с фиксацией на торцовой поверхности грузового ролика 2 исключает имевшее место ранее осевые люфты ролика на оси 5, перекосы и удары при действии осевых сил, что приводило к разрушению подшипников и созданию аварийных ситуаций.
Размещение кольца 6 с возможностью фиксации на оси 5 обеспечивает создание лабиринтного уплотнения 7 с торцовой поверхностью ходового ролика 1 с постоянными зазорами между выступами лабиринта. Это способствует более высокой герметичности лабиринтного уплотнения 7, предотвращению вытекания смазки, следствием чего является повышение надежности как ходового ролика 1, так и роликовой опоры в целом.
Пример.
На одной, из спекательных тележек ТСГ-4 была произведена модернизация (замена) роликоопор по настоящему предложению. Роликовые подшипники грузового ролика заменили на подшипник скольжения, который выполнен в виде бронзовой втулки с толщиной стенки 15 мм, снабженной канавкой и запрессованной в отверстие 0160 мм грузового ролика. От осевого смещения грузовой ролик зафиксирован торцовыми крышками, одна из которых, со стороны спекательной тележки, установлена на посадочной оси и создает радиальное уплотнение с проточкой грузового ролика, а другая торцовая крышка, состоящая из трех частей, установлена в проточке оси и закреплена на торцовой поверхности грузового ролика.
Результаты опытных испытаний, проведенных на роликоопорах спекательной тележки ТСГ-4 одной из агломерационных машин агломерационного производства ОАО «НЛМК», представлены в таблице 1.
Таблица 1 | |||
Наименование решения | п/п испытаний | Расход смазочного материала на одну роликоопору, (кг/межремонтный период) | Межремонтный период, (час) |
Известное техническое решение | 1 | 5 | 4320 |
Предлагаемое техническое решение | 1 | 3,4 | 17500 |
2 | 3,5 | 17520 | |
3 | 3,5 | 17520 | |
4 | 3,6 | 17480 |
Исходя из результатов испытаний известного и предлагаемого технических решений можно сделать вывод о том, что при использовании предлагаемого решения значительно снижается расход смазочного материала, увеличивается межремонтный период роликоопор спекательной тележки, уменьшаются затраты на обслуживание и ремонт.
Отсюда можно сделать вывод, что задача, на решение которой направлено техническое решение - выполняется, при этом достигается получение вышеуказанного технического результата.
Роликоопора спекательной тележки агломерационной машины, содержащая ходовой и грузовой ролики, смонтированные на подшипниках и установленные на оси, размещенные между роликами кольцо, образующее лабиринтное уплотнение с торцовой поверхностью ходового ролика, и стопорный элемент подшипника грузового ролика, отличающаяся тем, что подшипник грузового ролика выполнен в виде подшипника скольжения, снабженного канавкой, стопорный элемент подшипника грузового ролика выполнен в виде торцовой крышки, закрепленной на последнем, упомянутая ось выполнена с каналом, при этом кольцо установлено с возможностью фиксации на оси, а упомянутый канал выполнен с возможностью сообщения с упомянутой канавкой.