Комплексный тренажер для подготовки летчиков морской авиации

 

Техническое решение относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использовано для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

До настоящего времени обучение летчиков морской авиации посадке летательного аппарата на качающиеся корабельные платформы производится непосредственно на действующих кораблях. Это мероприятие дорогостоящее.

В данном техническом решении предлагается комплексный тренажер на основе связки водный буксир - трос - водное судно с имитатором посадочной части корабля.

Для подготовки летчиков морской авиации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях предлагается транспортное средство выполнить в виде морского судна, тягач - в виде водного буксира, средство соединения тягача и транспортного средства - в виде троса. На водном судне предлагается разместить применяемый на известном тренажере полноразмерный имитатор части корабля, которая предназначена для обеспечения взлета и посадки вертолетов в дневных и ночных условиях.

Технико-экономический эффект достигается тем, что стоимость такого тренажера ниже стоимости корабля, а стоимость подготовки летчиков на тренажере будет значительно меньше стоимости подготовки летчиков на реальном корабле и в реальных морских условиях.

Техническое решение относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использовано для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях за счет создания условий посадки, максимально приближенных к штатным.

Известно транспортное средство с вертолетной площадкой (см., патент RU 72665, МПК B60P 09/00, публикация от 27.04.2008), содержащее прицеп-модуль транспортный, установленный на раме шасси, причем прицеп выполнен в виде двухосного "Фургона" типа МАЗ-837810-012, при этом в передней части прицепа вплотную к высокому переднему и откидному левому бортам стационарно установлен модуль рабочего места оператора, основа конструкции которого - герметичный металлический контейнер, выполняемый из стального профилированного листа толщиной 1,5 мм, в модуле рабочего места оператора установлены УКВ радиостанция, устройство отображения метеорологической обстановки, пульт управления светотехническим оборудованием, а для подключения УКВ антенны и внешнего метеорологического оборудования предусмотрен кабельный ввод в стене контейнера, на крыше модуля рабочего места оператора установлены посадочные места для прожектора и приводного маяка, а между модулем рабочего места оператора и правым бортом прицепа размещены два дизель-генератора, установленные друг за другом вдоль борта и подключенные кабелем к щитку электропитания, в походном положении и при работе они закреплены на прицепе съемными хомутами, причем вертолетная площадка в разобранном виде размещена в задней части платформы прицепа в непосредственной близости от задних дверей с запорами контейнерного типа, при этом элементы вертолетной площадки симметрично располагаются по ширине прицепа и скомпонованы в секции по видам элементов конструкции, а в промежутках между секциями и вдоль бортов прицепа установлены вертикальные разборные стойки, ограничивающие боковое перемещение элементов платформы при транспортировке.

В предлагаемом техническом решении не обеспечивается имитация бортовой, килевой качки и вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки, не обеспечивается посадка вертолетов в ночных условиях.

Известен тренажер для посадки винтокрылого летательного аппарата на подвижную автомобильную открытую платформу (см., Г.И.Кузнецов, 1999, ОКБ Н.И.Камова 50 лет 1948-1998, Москва, Центр авиации и космонавтики, стр.31-34; 155-159), который содержит тягач, колесный прицеп с установленной на нем посадочной платформой, на которую осуществляется посадка винтокрылого летательного аппарата, как при остановке движения тягача - имитация посадки на "стопе" корабля, так и при движении по автодороге - имитация посадки винтокрылого летательного аппарата днем на подвижную платформу при отсутствии качки по автодороге.

Таким образом, на тренажере возможна имитация хода корабля по спокойной воде и обучение летчика визуальной посадке на взлетно-посадочную площадку на "стопе" корабля и на ходу, при хороших метеоусловиях днем.

К недостаткам этого тренажера следует отнести отсутствие вертикального перемещения, качки и разметки взлетно-посадочной площадки, не обеспечиваются условия для тренировок летчиков посадке в ночных условиях.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является тренажер летчиков морской авиации (см. патент 94038 МПК G09B 09/08, B64F 01/18, публикация от 10.05.2010), содержащий вертолет, транспортное средство (колесный буксир), прицеп, на котором размещена взлетно-посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, автомобильную дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, автомобильная дорога в вертикальной плоскости выполнена в виде волны с заданными высотой и заданными углами спуска и подъема, между посадочной платформой и верхней плоскостью прицепа встроен блок механизма бортовой качки посадочной платформы, который обеспечивает имитацию качки по крену. В этом тренажере имитация вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки и дифферента обеспечиваются профилированием дороги.

Взлетно-посадочная платформа фактически представляет собой имитатор части корабля с надстройками, связанными с безопасностью взлета и посадки вертолета, взлетно-посадочной площадкой, радиотехническими, телевизионными, оптическими, светотехническими и иными средствами обеспечения швартовки, взлета и посадки и управления полетом вертолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

Недостатком известного технического решения является неестественная для морских летчиков окружающая среда, точнее отсутствие водной поверхности и соответственно неадекватное восприятие летчиком окружающей обстановки.

Задачей предлагаемой полезной модели является устранение указанного недостатка путем применения:

- в качестве транспортного средства - водного судна, на котором размещается имитатор той части корабля, которая связана с обеспечением взлетно-посадочных операций и полета вертолета и его безопасностью. устойчивого вместе с размещенными на ней взлетно-посадочной платформой и вертолетом к воздействию бортовой качки в диапазоне ±20°, килевой качке в диапазоне ±6°, при скорости движения в диапазоне 0-70 км/час и ветре - в диапазоне 0-30 м/с, и имеющего дистанционно управляемые успокоители качки, используемые, как средства создания бортовой качки;

- в качестве буксира - водного буксира мощностью, достаточной для буксировки транспортного средства вместе с установленными на нем взлетно-посадочной платформой и вертолетом со скоростью, равной примерно 0-70 км/час в сложных метеоусловиях днем и ночью;

- в качестве среды для перемещения буксира и транспортного средства - водоема с акваторией, достаточной для проведения учебно-тренировочных полетов морской авиации,

- троса для подсоединения водного транспортного судна к водному буксиру

Техническим результатом предлагаемого решения является обучение летчиков в условиях, максимально приближенным к штатным.

Технический результат достигается тем, что в комплексном тренажере для подготовки летчиков морской авиации, содержащем тягач, транспортное средство, на котором размещен полноразмерный имитатор той части корабля, которая связана с обеспечением взлетно-посадочных операций и полета вертолета и его безопасностью, средство подсоединения транспортного средства к тягачу и среду для перемещения тягача и транспортного средства, тягач выполнен в виде водного буксира, транспортное средство выполнено в виде водного судна, устойчивого вместе с размещенным на нем имитатором той части корабля, которая связана с обеспечением взлетно-посадочных операций и полета вертолета и его безопасностью, к воздействию бортовой качки в диапазоне ±20°, килевой качки в диапазоне ±6°, при скорости движения в диапазоне 0-70 км/час и ветре в диапазоне 0-30 м/с, и оборудованного дистанционно управляемыми успокоителями качки, средство подсоединения транспортного средства к тягачу выполнено в виде троса, который с одной стороны подсоединен к буксиру, а с другой - к водному судну, а в качестве среды для перемещения буксира и водного судна применен водоем с акваторией, достаточной для перемещения связки водный буксир - водное судно при проведении учебно-тренировочных полетов морской авиации, причем водный буксир имеет мощность, достаточную для буксировки водного судна с установленным на нем имитатором той части корабля, которая связана с обеспечением взлетно-посадочных операций и полета вертолета и его безопасностью, со скоростью движения в диапазоне 0-70 км/час в сложных метеоусловиях.

Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными позволяют успешно реализовать поставленную цель.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

На чертеже показан общий вид и состав комплексного тренажера.

Состав тренажера для подготовки летчиков морской авиации:

1. Водоем.

2. Водный буксир.

3. Трос.

4. Водное судно.

5. Имитатор части корабля.

6. Вертолет.

Работа тренажера осуществляется следующим образом.

Тренажер содержит водоем 1, водный буксир 2, трос 3 для механической связи водного буксира с водным судном 4. На водном судне 4 размещается имитатор той части корабля 5, которая связана с обеспечением взлетно-посадочных операций и полета вертолета и его безопасностью. В состав имитатора могут входить:

- имитатор ангара, на котором размещены, например оптические средства визуальной посадки вертолета,

- взлетно-посадочная площадка с нанесенной на ней светотехнической разметкой,

- радиотехнические, телевизионные, оптические, светотехнические и иные средства обеспечения взлета и посадки и управления полетом вертолета 6, например, стартовый командный пункт с интегрированным пультом управления, системой радиосвязи и др.

Скорость движения водного судна обеспечивается с помощью водного буксира. В зависимости от скорости движения буксира создаются условия для имитации посадок на стопе корабля - посадка при нулевой скорости, посадка при различных скоростях движения.

Судно имеет гидродинамические рули типа успокоителей качки, с помощью которых обеспечивается имитация бортовой качки при отсутствии или недостаточном уровне волнения водной поверхности. В сложных метеоусловиях обеспечивается естественным образом все виды качки.

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет существенно снизить затраты на подготовку летчиков морской авиации при заходе на посадку, при сближении с взлетно-посадочной площадкой и при посадке на палубу корабля днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при качке и вертикальном перемещении взлетно-посадочной площадки. Одновременно на предлагаемом тренажере может быть обеспечена подготовка руководителей полетов вертолетов.

Комплексный тренажер для подготовки летчиков морской авиации, содержащий тягач, транспортное средство, на котором размещен полноразмерный имитатор той части корабля, которая связана с обеспечением взлетно-посадочных операций и полета вертолета и его безопасностью, средство подсоединения транспортного средства к тягачу и среду для перемещения тягача и транспортного средства, отличающийся тем, что тягач выполнен в виде водного буксира, транспортное средство выполнено в виде водного судна, устойчивого вместе с размещенным на нем имитатором той части корабля, которая связана с обеспечением взлетно-посадочных операций и полета вертолета и его безопасностью, к воздействию бортовой качки в диапазоне ±20°, килевой качки в диапазоне ±6° при скорости движения в диапазоне 0-70 км/ч и ветре в диапазоне 0-30 м/с и оборудованного дистанционно управляемыми успокоителями качки, средство подсоединения транспортного средства к тягачу выполнено в виде троса, который с одной стороны подсоединен к буксиру, а с другой - к водному судну, а в качестве среды для перемещения буксира и водного судна применен водоем с акваторией, достаточной для перемещения связки водный буксир - водное судно при проведении учебно-тренировочных полетов морской авиации, причем водный буксир имеет мощность, достаточную для буксировки водного судна с установленным на нем имитатором той части корабля, которая связана с обеспечением взлетно-посадочных операций и полета вертолета и его безопасностью, со скоростью движения в диапазоне 0-70 км/ч в сложных метеоусловиях.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам компактных люминесцентных интегрированных ламп и может использоваться для повышения их производительности без каких-либо конструктивных изменений технологии изготовления ламп.

Автоматизированная беспроводная система дистанционного управления (асу) уличным светодиодным освещением может быть использована при проектировании и строительстве инженерно-технических объектов и систем, обеспечивающих, преимущественно, охрану выделенных зон объектов электроэнергетики, промышленности и социальной сферы, в том числе, аэропортов, аэродромов, промышленных предприятий, предприятий транспортной отрасли, зданий, контрольно-пропускных пунктов, спортивных сооружений, музейных и выставочных комплексов, а также иных объектов, относящихся к их инфраструктуре.
Наверх