Электромагнитная фрикционная муфта

 

Электромагнитная фрикционная муфта, например, для привода вентилятора, содержит шкив (1), электромагнит (2), размещенный с зазором во внутренней полости шкива (1) и неподвижно закрепленный на корпусной детали (3), якорь (4), установленный с зазором относительно торца шкива (1) и соединенный упругими элементами (5) со ступицей (6) вентилятора, механизм регулирования зазора между шкивом и якорем. Шкив (1) установлен на подшипниках (7) на оси (8) соосно со ступицей (6) вентилятора. Механизм регулирования зазора (А) между шкивом и якорем содержит имеющий отверстия упор (9), установленный между якорем (4) и ступицей (6) вентилятора, выполненные с буртом (10) и цилиндрическими хвостовиками (11) и (12) пальцы, упругие фиксаторы (13), установленные с натягом на цилиндрическом хвостовике (12) между фланцем ступицы (6) вентилятора и упором (9) с образованием зазора, равного зазору между якорем (4) и торцем шкива (1). Хвостовиком (11) пальцы закреплены к якорю совместно с упругим элементом (5). Хвостовик (12) проходит через отверстие упора (9) и фланца ступицы (6). Упругие элементы (5) и упор (9) другим концом жестко закреплены на ступице 6 вентилятора. Устройство позволяет за счет автоматической регулировки зазора между ведущим и ведомым дисками повысить ресурс работы электромагнитной фрикционной муфты. 1 н.п.ф., 2 з.п.ф., 6 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к выключаемым фрикционным муфтам приводов систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известна конструкция электромагнитной муфты для системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащей ведущую полумуфту стаканообразной формы со шкивом, корпус из магнитопроводящего материала, катушку возбуждения, ведомую полумуфту, выполненную в виде фланца и установленную соосно с ведущей полумуфтой на выходном валу с осевым зазором относительно ведущей полумуфты (см. патент РФ 28900, MПK7 F16D 27/00, 27/112, опубл. 20.04.2003).

Недостатки этой конструкции: сложность и невозможность регулирования зазора между ведомым и ведущим дисками.

Известна конструкция электромагнитной фрикционной муфты, содержащей корпус, ведомый вал, электромагнитную катушку, ступицу, неподвижно закрепленную на ведомом валу и ведомый диск, соединенный со ступицей пружинными пластинами, при этом зазор между ведущим и ведомым дисками обеспечивается при сборке и регулируется дополнительным механизмом (см. патент РФ 20354, МПК7 F16D 13/00, опубл. 27.10.2001).

Недостатком этой конструкции является сложность регулирования зазора между ведомым и ведущим дисками.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является электромагнитная фрикционная муфта, содержащая ведомый диск, соединенный со ступицей пружинными пластинами, ведущий диск, электромагнитную катушку, неподвижно закрепленную на корпусной детали, механизм регулирования зазора между ведущим и ведомыми дисками, выполненный в виде подпружиненного регулировочного болта (см. патент РФ 28748, МПК7 F16D 13/00, опубл. 10.04.2003).

Недостатки этой конструкции: низкий ресурс работы муфты, связанный со сложностью регулировки зазора между ведущим и ведомым дисками.

Была поставлена задача за счет автоматической регулировки зазора между ведущим и ведомым дисками повысить ресурс работы электромагнитной фрикционной муфты.

Для решения поставленной задачи в электромагнитной фрикционной муфте, содержащей шкив, электромагнит, размещенный с зазором во внутренней полости шкива и неподвижно закрепленный на корпусной детали, якорь, установленный с зазором относительно торца шкива и соединенный упругими элементами со ступицей вентилятора, установленной на оси на подшипниках, механизм регулирования зазора между шкивом и якорем, последний содержит упор, установленный между якорем и ступицей вентилятора, пальцы, выполненные с буртом и цилиндрическими хвостовиками, один из которых закреплен к якорю совместно с упругим элементом, а другой проходит через отверстие упора и фланца ступицы вентилятора, упругие фиксаторы, установленные с натягом на цилиндрическом хвостовике между упором и фланцем ступицы с образованием зазора, равного зазору между якорем и торцем шкива, при этом упругие элементы и упор жестко закреплены на ступице вентилятора, например, с помощью заклепок, шкив и ступица вентилятора установлены на оси соосно, а упругие фиксаторы могут быть выполнены в виде разрезной шайбы или скрепки из проволоки круглого сечения.

Совокупность отличительных признаков, заключающаяся в том, что механизм регулирования зазора содержит имеющий отверстия упор, установленный между якорем и ступицей вентилятора, пальцы, выполненные с буртом и цилиндрическими хвостовиками, один из которых закреплен к якорю совместно с упругим элементом, а другой проходит через отверстие упора и фланца ступицы, упругие фиксаторы, в качестве которых применяют, например, разрезные шайбы или скрепки из проволоки круглого сечения, установленные с натягом на цилиндрическом хвостовике между фланцем ступицы вентилятора и упором с образованием зазора, равного зазору между якорем и торцем шкива, при этом упругие элементы и упор жестко закреплены на ступице вентилятора, например, с помощью заклепок, а шкив и ступица вентилятора установлены на оси соосно позволяет автоматически поддерживать постоянный зазор между торцем шкива и якорем (ведомым диском) независимо от износа и, следовательно, обеспечить повышение ресурса работы электромагнитной фрикционной муфты.

В результате поиска, проведенного по патентной и другой научно-технической литературе, аналога, совпадающего с заявляемым техническим решением по всей совокупности существенных признаков, обнаружено не было. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами.

фиг.1 - электромагнитная фрикционная муфта, общий вид в разрезе;

фиг.2 - фрагмент I электромагнитной фрикционной муфты на фиг.1 с упругим фиксатором в виде разрезной шайбы;

фиг.3 - то же, зазор отрегулирован;

фиг.4 - упругий фиксатор, выполненный в виде скрепки из проволоки круглого сечения;

фиг.5 - фрагмент электромагнитной фрикционной муфты с упругим фиксатором в виде скрепки из проволоки круглого сечения;

фиг.6 - то же, зазор отрегулирован.

Электромагнитная фрикционная муфта для привода вентилятора содержит шкив 1, электромагнит 2, размещенный с зазором во внутренней полости шкива 1 и неподвижно закрепленный на корпусной детали 3, якорь 4, установленный с зазором относительно торца шкива 1 и соединенный упругими элементами 5 со ступицей 6 вентилятора, механизм регулирования зазора между шкивом и якорем.

Шкив 1 установлен на подшипниках 7 на оси 8 соосно со ступицей 6 вентилятора.

Механизм регулирования зазора А между шкивом и якорем содержит имеющий отверстия упор 9, установленный между якорем 4 и ступицей 6 вентилятора, выполненные с буртом 10 и цилиндрическими хвостовиками 11 и 12 пальцы, упругие фиксаторы 13, установленные с натягом на цилиндрическом хвостовике 12 между фланцем ступицы 6 вентилятора и упором 9 с образованием зазора, равного зазору между якорем 4 и торцем шкива 1. Хвостовиком 11 пальцы закреплены к якорю совместно с упругим элементом 5. Хвостовик 12 проходит через отверстие упора 9 и фланца ступицы 6. Упругие элементы 5 и упор 9 другим концом жестко закреплены на ступице 6 вентилятора, например, с помощью заклепок 14. Упругие фиксаторы 13 могут быть выполнены в виде разрезной шайбы или скрепки из проволоки круглого сечения.

Работает электромагнитная фрикционная муфта следующим образом. При подаче электрического тока в электромагнит 2 якорь 4 притягивается к шкиву 1, крутящий момент передается от шкива 1 к якорю 4 и через упругие элементы 5 к ступице 6 вентилятора. При этом разрезные шайбы 13 прижаты к упору 9. При износе фрикционных поверхностей якоря 4 и торцевой поверхности шкива 1 упругие фиксаторы 13, прижатые к упору 9, сдвигаются по цилиндрическому хвостовику 12 пальца на величину износа. При отключении электрического тока от электромагнита 2 якорь 4 под действием упругого элемента 5 отводится от шкива 1 на расстояние, равное зазору между разрезным фиксатором 13 и фланцем ступицы 6 вентилятора.

Электромагнитная фрикционная муфта автоматически поддерживает постоянный зазор между якорем 4 и торцем шкива 1 независимо от их износа.

Таким образом, заявленное техническое решение позволяет решить задачу повышения ресурса электромагнитной фрикционной муфты.

1. Электромагнитная фрикционная муфта, содержащая шкив, электромагнит, размещенный с зазором во внутренней полости шкива и неподвижно закрепленный на корпусной детали, якорь, установленный с зазором относительно торца шкива и соединенный упругими элементами со ступицей вентилятора, установленной на оси на подшипниках, механизм регулирования зазора между шкивом и якорем, отличающаяся тем, что механизм регулирования зазора содержит упор, установленный между якорем и ступицей вентилятора, пальцы, выполненные с буртом и цилиндрическими хвостовиками, один из которых закреплен к якорю совместно с упругим элементом, а другой проходит через отверстие упора и фланца ступицы вентилятора, упругие фиксаторы, установленные с натягом на цилиндрическом хвостовике между упором и фланцем ступицы с образованием зазора, равного зазору между якорем и торцем шкива, при этом упругие элементы и упор жестко закреплены на ступице вентилятора, а шкив и ступица вентилятора установлены на оси соосно.

2. Электромагнитная фрикционная муфта по п.1, отличающаяся тем, что упругие элементы и упор закреплены на ступице вентилятора с помощью заклепок.

3. Электромагнитная фрикционная муфта по п.1, отличающаяся тем, что упругие фиксаторы выполнены в виде разрезной шайбы или скрепки из проволоки круглого сечения.



 

Похожие патенты:

Устройство управления переключением передач относится к области транспортного машиностроения и используется в транспортных средствах, трансмиссии которых оснащены планетарными трехстепенными автоматическими коробками управления переключения передач (мерседес, опель, хендай солярис, бмв) с низкой стоимостью диагностики и ремонта.

Узел передней подвески автомобиля с низкой стоимостью ремонта относится к области автомобилестроения, а именно, к конструкции транспортного средства, и может быть использован в передней подвеске преимущественно на легковых автомобилях (форд транзит, ниссан примера, ниссан альмера, форд фокус, ауди 80, фольсваген, мерседес).

Мотоблок // 55530

Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к ротационным орудиям для обработки почвы

Планетарная коробка передач относится к транспортному машиностроению и может быть использована в качестве трансмиссий самоходных машин, например, автомобилей ауди, фольсваген, хендай, шкода, опель, мерседес, форд фокус, фиат, рено, мазда, шевроле, тойота.
Наверх