Мобильный ледостойкий буровой комплекс для мелководного континентального шельфа

 

Полезная модель относится к гидротехническим сооружениям, а более конкретно к конструкциям ледостойких буровых комплексов для освоения мелководного континентального шельфа.

Техническим результатом полезной модели является расширение эксплуатационных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик при уменьшении трудоемкости за счет мобильности комплекса и повышения автономности.

Новым в полезной модели является то, что на верхней палубе верхнего строение предусмотрено место для хранения донной плиты, а внутри корпуса верхнего строения и опорного основания в пространстве под буровой вышкой выполнена сквозная шахта для спуска и установки на дно моря донной плиты посредством упомянутой буровой вышки как грузоподъемного средства, 3 ил.

Заявляемая полезная модель относится к гидротехническим сооружениям, а более конкретно к конструкциям ледостойких буровых комплексов для освоения мелководного континентального шельфа.

Известен ледостойкий комплекс для освоения мелководного континентального шельфа и способ его формирования (см. SU 1822892, МПК E02B 17/00 от 1990 г.) содержащий ледостойкое опорное основание, состоящее из водоизмещающих секций, и верхнее строение, смонтированное на опорном основании с возможностью вертикального перемещения по опорным колоннам.

При этом верхнее строение комплекса представляет собой автономную самоподъемную плавучую буровую установку, имеющую корпус, опорные колонны с механизмом подъема и буровую вышку, а секции опорного основания выполнены в виде сегментов, образующих при стыковке колодцы, расположенные вокруг опорных колонн, причем диаметр колодцев больше диаметра башмаков опорных колонн.

Недостатком указанных известных комплекса и способа формирования является недостаточная безопасность и сложность стыковки секций ледостойкого основания при повышении риска столкновения (навала) стыкуемых секций опорного основания с опорными колоннами СПБУ, а также необходимость наличия больших площадей на основании для формирования сетки скважин при разбуривании большого куста (12 и более скважин) и невозможность совмещения стволов разведочной (опытной) и эксплуатационной скважины.

Известен также мобильный ледостойкий буровой комплекс для мелководного континентального шельфа, включающий в себя верхнее строение, опорное основание и донную плиту и способ его формирования (см. патент RU 2123088, МГЖ E02B 17/00 от 1997 г. - прототип заявляемой полезной модели). Для осуществления изобретения по прототипу донную плиту необходимо предварительно транспортным плавсредством доставить к месту установки и посредством плавучего крана установить на грунт и закрепить на морском дне при помощи свай. После чего над плитой устанавливается самоподъемная плавучая буровая установка и производится разбуривание скважин.

Недостатком прототипа является технологическая сложность и значительная трудоемкость формирования комплекса вследствие необходимости привлечения дополнительных плавучих средств (плавучего крана, транспортного плавсредства), а также проведение бурения в жестко ограниченный для арктического шельфа по времени безледовый период.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является расширение эксплуатационных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик при уменьшении трудоемкости за счет мобильности комплекса и повышения автономности.

Указанный технический результат достигается в мобильном ледостойком буровом комплексе для мелководного континентального шельфа, включающем в себя верхнее строение с буровой вышкой, опорное основание и донную плиту тем, что на верхней палубе верхнего строения предусмотрено место для хранения донной плиты, а внутри корпуса верхнего строения и опорного основания в пространстве под буровой вышкой выполнена сквозная шахта для спуска и установки на дно моря донной плиты посредством упомянутой буровой вышки как грузоподъемного средства.

На фигуре 1 изображен заявляемый мобильный ледостойкий буровой комплекс для мелководного континентального шельфа, вид сбоку

на фиг.2 - то же, в положении, когда буровая вышка находится над местом хранения донной плиты;

на фиг.3 - то же, в момент установки донной плиты на грунт.

Заявляемый мобильный ледостойкий буровой комплекс для мелководного континентального шельфа, включает в себя верхнее строение 1 с буровой вышкой 2, опорное основание 3 и донную плиту 4.

Для расширения эксплуатационных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик при уменьшении трудоемкости за счет повышения автономности и мобильности комплекса, на верхней палубе верхнего строения 1 предусмотрено место 5 для хранения (размещения) донной плиты 4 а внутри корпуса верхнего строения 1 и опорного основания 3 в пространстве под буровой вышкой 2 выполнена сквозная буровая шахта 6 для спуска и установки на дно моря донной плиты 4 посредством упомянутой буровой вышки 2 как грузоподъемного средства. Буровая шахта 6 обеспечивает безопасность и защищает от воздействий ветра, волнения, движения ледовых масс: при установке донной плиты 4 с защитным кессоном и дальнейшего выполнения буровых работ.

Заявляемый мобильный ледостойкий буровой комплекс с размещенной в месте 5 на палубе его верхнего строения 1 донной плитой 4 доставляется на точку постановки посредством буксиров (не показаны), производится его балластировка и установка на предварительно подготовленную поверхность дна, крепление ко дну осуществляется при помощи свай или юбки (не показаны).

Установка донной плиты 4 осуществляется посредством надвижки буровой вышки 2 над местом 5 хранения донной плиты 4, последующей строповки донной плиты 4. и перемещения буровой вышкой 2 в проем шахты 6. Затем производят установку донной плиты 4 на подготовленный грунт на дне моря и закрепление донной плиты 4 сваями (не показаны).

Технико-экономическими преимуществами заявляемой полезной модели является повышение технологичности вследствие отсутствия необходимости дополнительных плавучих средств, а также улучшение эксплуатационных характеристик комплекса, что позволяет обеспечить возможность круглогодичного бурения.

Мобильный ледостойкий буровой комплекс для мелководного континентального шельфа, включающий в себя верхнее строение с буровой вышкой, опорное основание и донную плиту, отличающийся тем, что на верхней палубе верхнего строения предусмотрено место для хранения донной плиты, а внутри корпуса верхнего строения и опорного основания в пространстве под буровой вышкой выполнена сквозная шахта для спуска и установки на дно моря донной плиты посредством упомянутой буровой вышки как грузоподъемного средства.



 

Наверх