Носовая часть моторной лодки

 

Полезная модель относится к судостроению, в частности к конструкции носовой части маломерных моторных лодок, приспособленной для хранения и перевозки различных грузов и (или) багажа. Носовая часть моторной лодки содержит носовую палубу 1, на которой закреплено ветровое стекло 2. Под носовой палубой 1 на настиле образован рундук 3, выполненный между носовой переборкой и кокпитом 5. Доступ в рундук 3 осуществляется через люк 6 с крышкой 7, вырезанный в носовой палубе 1 между ветровым стеклом 2 и кокпитом 5. Причем люк 6 с крышкой 7 может быть смещен от диаметральной плоскости (ДП) моторной лодки в сторону, противоположную посту 8 управления, расположенному в кокпите 5. При этом люк 6 с крышкой 7 оснащен устройством 9 фиксации, которое выполнено с возможностью фиксировать крышку 7 в открытом положении. В качестве устройства 9 фиксации может использоваться, например, газлифт. Крепление крышки 7 может быть выполнено на любом ребре люка 6 любым известным способом, например, на петлях, обеспечивающих ее открывание вокруг оси петель. Причем люк 6 может быть снабжен запорным устройством, которое фиксирует крышку 7 в закрытом положении, и уплотнителем, обеспечивающим герметизацию крышки 7. Рундук 3 может быть оснащен, по крайней мере, одним осветительным элементом, расположенным, например, на верхней стенке рундука 3. В качестве осветительного элемента могут быть использованы, например, лампа накаливания или светодиод.

Полезная модель относится к судостроению, в частности к конструкции носовой части маломерных моторных лодок, приспособленной для хранения и перевозки различных грузов и (или) багажа.

Известен патент на изобретение «Конструкция корпуса маломерного судна» [Патент RU 2291084, МПК В63В 17/00, опубл. 10.01.2007]. Эта конструкция корпуса маломерного судна состоит из кормового отсека и закрывающегося носового отсека-форпика, выполняющего функцию рундука. Рундук закрыт крышкой, в качестве которой использована часть носовой палубы, закрывающая всю поверхность рундука. Крышка опирается на конструкции корпуса, обрамляющие рундук, и на переборку между рундуком и кокпитом. При этом одна сторона крышки крепится на корпусе судна на петлях. Причем на крышке и на корпусе судна расположены запорное устройство, фиксирующее крышку в закрытом положении, упор, фиксирующий крышку в открытом положении, уплотнитель, предотвращающий попадание воды в рундук. Петли, удерживающие открывающуюся часть крышки, имеют легкоразъемную конструкцию, что делает крышку быстросъемной, и она может по желанию пользователя судна убираться с поверхности рундука, открывая, таким образом, дополнительное пространство для размещения людей и груза.

Недостатком такого расположения рундука в носовой части лодки является:

- небезопасное и трудное обслуживание рундука из-за ограниченного доступа к нему во время движения лодки. Громоздкую крышку можно открыть только с берега. Она обладает большой парусностью и закрывает обзор водителю по направлению движения лодки.

Известен катер Нептун 500P, предназначенный, в первую очередь для рыбной ловли и охоты [Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу свободный - http://www.buran-rus.ru/boats-neptun500r.php, см. Приложение 1 и 2 (рис.1)]. Катер (моторная лодка) имеет кормовую и носовую части. В носовой части катера расположена носовая палуба, отделенная от кокпита носовой переборкой, на которой установлено ветровое стекло. Под носовой палубой, имеется отсек для снаряжения, выполняющий функцию рундука, доступ в который осуществляется из кокпита через люк с крышкой, расположенный посередине в нижней части носовой переборки, между двумя сидениями, одно из которых пассажирское, а другое капитанское. Под люком подразумевается закрывающееся крышкой отверстие для проникновения вниз или внутрь чего-либо [Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой, 2000г.].

Носовая часть моторной лодки, выполненная на этом катере, выбирается в качестве прототипа, так как она содержит наибольшее число существенных признаков, совпадающих с существенными признаками заявляемой полезной модели и направлена на решение задачи, сходной с задачей, решаемой заявляемой полезной моделью.

Однако прототип имеет существенные недостатки, а именно:

- усложненный и небезопасный доступ к рундуку, выполненному в носовой части моторной лодки, так как люк с крышкой образован между двумя сидениями, размещенными в кокпите;

- возможно намокание содержимого рундука в случае скопления воды в кокпите (атмосферные осадки, брызги, волны), так как люк с крышкой расположен в нижней части переборки близко к настилу кокпита.

Поэтому задачей настоящей полезной модели является разработка носовой части моторной лодки, содержащей рундук, к которому был бы обеспечен удобный и безопасный доступ во время управления движением лодки с одновременным обеспечением сохранности и защиты от влаги его содержимого.

Поставленная задача решается за счет разработки новой конструкции носовой части моторной лодки, содержащей рундук, выгороженный под носовой палубой, доступ в который осуществляется через люк с крышкой, расположенный на носовой палубе между ветровым стеклом и кокпитом.

Сущность заявляемой полезной модели состоит в том, что носовая часть моторной лодки, содержащая носовую палубу, кокпит, носовую переборку, ветровое стекло, расположенное на носовой палубе, и рундук, оснащенный люком с крышкой и образованный под носовой палубой между кокпитом и носовой переборкой, согласно настоящей полезной модели, люк с крышкой расположен на носовой палубе между ветровым стеклом и кокпитом.

При этом люк с крышкой может быть снабжен запорным устройством, устройством фиксации крышки в открытом положении и уплотнителем.

Возможен вариант, при котором люк с крышкой может быть смещен от диаметральной плоскости моторной лодки в сторону противоположную посту управления, расположенному в кокпите.

Возможен еще вариант развития основного технического решения, при котором рундук оснащен, по крайней мере, одним осветительным элементом.

Такое новое техническое решение всей своей совокупностью существенных признаков позволяет достичь следующего технического результата, а именно: обеспечить в носовой части моторной лодки удобный и безопасный доступ к рундуку во время управления движением лодки с одновременным обеспечением сохранности и защиты от влаги его содержимого.

Этот технический результат достигается тем, что в носовой части моторной лодки под носовой палубой между кокпитом и носовой переборкой выгорожен рундук, доступ в который осуществляется через люк с крышкой. Люк с крышкой образован на носовой палубе между ветровым стеклом и кокпитом. Благодаря этому к рундуку в носовой части моторной лодки обеспечен удобный и безопасный доступ во время управления движением лодки, так как люк с крышкой образован по высоте на уровне поста управления, расположенного в кокпите, т.е. в зоне, наиболее удобной для работы (погрузки, выгрузки багажа) человека. Кроме того, сохранность содержимого рундука обеспечена за счет того, что люк с крышкой может быть снабжен запорным устройством, фиксирующим крышку в закрытом положении, и уплотнителем, герметизирующим крышку. Удобство и безопасность доступа к рундуку в носовой части обеспечено еще и благодаря тому, что люк с крышкой может быть снабжен устройством фиксации крышки в открытом положении, поэтому нет необходимости поддерживать крышку рукой во время доступа к содержимому рундука, это особенно актуально при одновременном управлении движением лодки. Благодаря выполнению люка с крышкой сразу, непосредственно за ветровым стеклом, обеспечена защита от влаги содержимого рундука, потому что ветровое стекло защищает его не только от брызг, но и частично от дождя. При этом ограждение люка с крышкой ветровым стеклом обеспечивает безопасность человека при перемещении грузов, багажа внутри рундука, особенно при движении лодки.

Возможен вариант, когда люк с крышкой смещен от диаметральной плоскости моторной лодки в сторону противоположную посту управления, расположенному в кокпите. Этим также достигается удобство и безопасность доступа к содержимому рундука во время управления движением лодки, так как такое выполнение люка с крышкой при открытой его крышке не препятствует обзору водителя по ходу движения лодки и обеспечивает возможность управления движением лодки при одновременном использовании рундука по назначению.

Возможен вариант, когда рундук оснащен, по крайней мере, одним осветительным элементом. Это позволяет безопасно пользоваться рундуком в носовой части моторной лодки в темное время суток или при недостаточной видимости.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется следующими чертежами, где:

Фиг.1 - Носовая часть моторной лодки. Фиг.2 - Продольный разрез носовой части моторной лодки.

1 - носовая палуба;

2 - ветровое стекло;

3 - рундук;

4 - носовая переборка;

5 - кокпит;

6 - люк;

7 - пост управления лодкой;

8 - крышка;

9 - устройство фиксации;

10 - осветительный элемент.

Носовая часть моторной лодки (фиг.1, 2) содержит носовую палубу 1, на которой закреплено ветровое стекло 2. Под носовой палубой 1 на настиле (на чертеже показано условно) образован рундук 3, выполненный между носовой переборкой 4 и кокпитом 5.

Доступ в рундук 3 осуществляется через люк 6 с крышкой 7, вырезанный в носовой палубе 1 между ветровым стеклом 2 и кокпитом 5. Причем люк 6 с крышкой 7 может быть смещен от диаметральной плоскости (ДП) моторной лодки в сторону, противоположную посту 8 управления, расположенному в кокпите 5. При этом люк 6 с крышкой 7 оснащен устройством 9 фиксации, которое выполнено с возможностью фиксировать крышку 7 в открытом положении (на чертеже показано условно). В качестве устройства 9 фиксации может использоваться, например, газлифт. Допустимый угол раствора крышки 7 определяется положением ветрового стекла 2 (Фиг.2). Крепление крышки 7 может быть выполнено на любом ребре (на чертеже показано условно) люка 6 любым известным способом, например, на петлях. Причем люк 6 может быть снабжен запорным устройством (на чертеже не показано), которое фиксирует крышку 7 в закрытом положении, и уплотнителем (на чертеже не показано), обеспечивающим герметизацию крышки 7. В качестве запорного устройства (на чертеже не показано) может применяться, например, замок или шпингалет. А уплотнитель (на чертеже не показано) может быть выполнен, например, в виде резинного жгута, приклеенного к ребрам (на чертеже показано условно) люка 6.

Рундук 3 может быть оснащен, по крайней мере, одним осветительным элементом 10, расположенным, например, на верхней стенке (на чертеже показано условно) рундука 3. В качестве осветительного элемента 10 могут быть использованы, например, лампа накаливания или светодиод.

Практическое применение носовой части моторной лодки, содержащей рундук, происходит следующим образом.

При необходимости загрузить или извлечь содержимое рундука 3 во время движения лодки человек, управляющий лодкой за постом 8 управления, свободно рукой отпирает запорное устройство (на чертеже не показано) и открывает крышку 7. Далее воспользовавшись устройством 9 фиксации человек надежно закрепляет крышку 7 в любом нужном ему открытом положении, не отрываясь при этом от управления лодкой. Затем он просовывает руку в рундук 3 и достает из него или кладет в него необходимые вещи. По окончании выполнения необходимых действий с рундуком 3 человек закрывает крышку 7. При этом благодаря защите ветрового стекла 2 брызги воды в рундук 3 не попадают даже при открытой крышке 7.

Таким образом, в разработанной носовой части моторной лодки, содержащей рундук, обеспечен удобный и безопасный доступ к рундуку во время управления движением лодки с одновременным обеспечением сохранности и защиты от влаги его содержимого.

1. Носовая часть моторной лодки, содержащая носовую палубу, кокпит, носовую переборку, ветровое стекло, расположенное на носовой палубе, и рундук, оснащенный люком с крышкой и образованный под носовой палубой между кокпитом и носовой переборкой, отличающаяся тем, что люк с крышкой выполнен на носовой палубе между ветровым стеклом и кокпитом.

2. Носовая часть моторной лодки по п.1, отличающаяся тем, что люк с крышкой снабжен запорным устройством, устройством фиксации крышки в открытом положении и уплотнителем.

3. Носовая часть моторной лодки по п.1, отличающаяся тем, что люк с крышкой смещен от диаметральной плоскости моторной лодки в сторону, противоположную посту управления, расположенному в кокпите.

4. Носовая часть моторной лодки по п.1, отличающаяся тем, что рундук оснащен, по крайней мере, одним осветительным элементом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, а именно к возведению малых архитектурных форм, в частности к малым детским игровым формам, устанавливаемым в детских садах и на игровых площадках

Изобретение относится к судостроению, в частности, к грузопассажирским судам

Изобретение относится к строительству, а именно к возведению малых архитектурных форм, в частности к малым детским игровым формам, устанавливаемым в детских садах и на игровых площадках

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к судам (научно-исследовательским, для водолазных и подводно-технических работ и пр
Наверх