Камера сборная одностороннего обслуживания

 

Полезная модель относится к электротехнике, а именно, к распределительным устройствам типа камер сборных с односторонним обслуживанием, оборудованных выдвижным элементом со смонтированной на нем высоковольтной аппаратурой и предназначенных для приема и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока при номинальном напряжении 6 и 10 кВ промышленной частоты 50 Гц на трансформаторных подстанциях и распределительных пунктах. Камера выполнена в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек сборных шин, кабельный отсек и отсек выключателя. Релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса и содержит аппараты и приборы вспомогательных цепей. Отсек сборных шин расположен в верхней задней части корпуса и содержит сборные шины, соединенные с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема. Кабельный отсек расположен в нижней части корпуса и содержит линейные шины, соединенные с трансформаторами тока, неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема и заземляющий разъединитель. Отсек выключателя расположен в средней передней части корпуса и содержит выдвижной элемент, оборудованный механизмом перемещения и выполненный в виде выкатной тележки со смонтированным на ней высоковольтным выключателем, и защитную шторку с механизмом ее перемещения. Неподвижные контакты верхнего и нижнего штепсельных разъемов закреплены на задней стенке упомянутого корпуса в соответствующих отсеках. Выкатная тележка выполнена с возможностью ее перемещения посредством упомянутого механизма, фиксирования внутри отсека выключателя в рабочем и контрольном положениях и взаимодействия с механизмом перемещения защитной шторки. Камера содержит высоковольтный контактор, закрепленный в кабельном отсеке на задней стенке металлического корпуса. Трансформаторы тока соединены с неподвижными контактами нижнего штепсельного разъема посредством упомянутого высоковольтного контактора. Камера выполнена с механизмами блокирования включения высоковольтного выключателя при промежуточном положении выкатной тележки, блокирования перемещения выкатной тележки из рабочего положения в контрольное и из контрольного в рабочее при замкнутом состоянии высоковольтного выключателя и из контрольного положения в рабочее при замкнутом заземляющем разъединителе, блокирования включения заземляющего разъединителя при рабочем и промежуточных положениях выкатной тележки и блокирования фасадной дверцы кабельного отсека при замкнутом заземляющем разъединителе. Конструкция КСО позволила за счет сетевой селективности между ним и выключателем, размещенным в отсеке выключателя на выдвижном элементе, значительно повысить эффективность использования коммутационного ресурса последнего в условиях нестабильности цепей нагрузки. При этом конструкция металлического корпуса, компоновка отсеков и конструктивное исполнение выдвижного элемента КСО остались неизменными, что обеспечивает преемственность многоуровневой системы безопасности КСО при эксплуатации при одновременном расширении области их применения. 1 н.п. ф-лы; 1 з.п. ф-лы; 6 фиг. черт.; 1 прим.

Полезная модель относится к электротехнике, а именно, к распределительным устройствам типа камер сборных с односторонним обслуживанием, оборудованных выдвижным элементом со смонтированной на нем высоковольтной аппаратурой и предназначенных для приема и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока при номинальном напряжении 6 и 10 кВ промышленной частоты 50 Гц на трансформаторных подстанциях и распределительных пунктах.

Эффективность эксплуатации камер сборных одностороннего обслуживания (далее - КСО) в значительной степени зависит от коммутационного ресурса входящей в их состав высоковольтной аппаратуры, в частности, высоковольтных вакуумных выключателей (далее - выключатели). В настоящее время коммутационный ресурс большинства выключателей этого типа составляет около 30000 циклов включения-отключения при заданной величине номинального тока. Вместе с тем у потребителей электроэнергии достаточно часто возникают производственные и технологические ситуации, которые требуют отключения и включения цепей нагрузки при более низких величинах номинального тока. Количество таких оперативных циклов включения-отключения цепей нагрузки в некоторых отраслях промышленности может составлять до нескольких тысяч в год, что приводит к быстрой выработке коммутационного ресурса дорогостоящих выключателей и необходимости их досрочной замены. Одним из направлений эффективного использования коммутационного ресурса выключателей является применение в КСО дополнительных коммутационных устройств с иной, по сравнению с выключателями, способностью к отключению, но обладающих значительно большим коммутационным ресурсом. При этом целесообразно, чтобы применение дополнительных коммутационных устройств осуществлялось без изменения базовой конструкции КСО и конструкции выдвижного элемента, на котором монтируется выключатель. Такой подход к решению поставленной задачи позволяет, во-первых, обеспечить преемственность многоуровневой системы безопасности КСО при эксплуатации, реализуемой механизмами блокирования, во-вторых, не изменять конструкцию взаимодействующих узлов, расположенных в отсеке выключателя и на выдвижном элементе, и, в-третьих, сохранить габаритные размеры КСО и компоновку отсеков в ней. В целом это позволяет снизить затраты на эксплуатацию КСО при одновременном расширении области их применения.

Известно КСО (см. патент UA 38486, МПК (2006) Н02В 11/00, дата публикации 12.01.2009 г.), выполненная в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек сборных шин, кабельный отсек и отсек выключателя. Релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса и содержит аппараты и приборы вспомогательных цепей. Отсек сборных шин расположен в верхней задней части корпуса и содержит сборные шины, соединенные отводами с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема, смонтированными на опорных изоляторах, закрепленных на задней стенке корпуса в нижней части отсека. Кабельный отсек расположен в нижней части корпуса, отделен от отсека сборных шин горизонтальной перегородкой и содержит линейные шины, соединенные отводами с трансформаторами тока, неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема и заземляющий разъединитель, состоящий из неподвижных контактов и подвижных заземляющих ножей с приводом их перемещения. Трансформаторы тока закреплены на задней стенке корпуса и посредством отводов соединены с неподвижными штыревыми контактами нижних штепсельных разъемов. Линейные шины закреплены на ограничителях перенапряжения, а неподвижные контакты нижних штепсельных разъемов смонтированы на опорных изоляторах, закрепленных на задней стенке корпуса в верхней части кабельного отсека. Отсек выключателя расположен в средней передней части корпуса между релейным и кабельным отсеками и содержит выдвижной элемент, оборудованный механизмом перемещения и выполненный в виде выкатной тележки со смонтированным на ней выключателем, и защитную шторку с механизмом ее перемещения. Выключатель выполнен с приводом и подвижными контактами верхнего и нижнего штепсельных разъемов. Выкатная тележка выполнена с возможностью ее перемещения посредством упомянутого механизма, фиксирования внутри отсека выключателя в рабочем и контрольном положениях и взаимодействия с механизмом перемещения защитной шторки. В зависимости от назначения КСО на выкатной тележке вместо выключателя могут быть смонтированы трансформатор напряжения или штепсельный разъединитель. В КСО предусмотрена многоуровневая система безопасности, реализуемая механизмами блокирования включения выключателя при промежуточном положении выкатной тележки, блокирования перемещения выкатной тележки из рабочего положения в контрольное и из контрольного в рабочее при замкнутом состоянии выключателя и из контрольного положения в рабочее при замкнутом заземляющем разъединителе, блокирования включения заземляющего разъединителя при рабочем и промежуточных положениях выкатной тележки и блокирования фасадной дверцы кабельного отсека при замкнутом заземляющем разъединителе.

Известное КСО обеспечивает дистанционное оперативное включение и отключение электрических цепей нагрузки в области рабочих токов и при значительных токовых нагрузках, а также при аварийных ситуациях, в т.ч. при токах короткого замыкания. При этом ее конструктивное исполнение позволяет использовать дополнительную коммутационную высоковольтную аппаратуру без изменения конструкции выдвижного элемента и размещенного на нем выключателя.

Недостатком известного технического решения является одновременное использование выключателя для оперативной многоразовой коммутации цепей нагрузки в области рабочих токов и для менее частой коммутации электрической цепи при возникновении аварийных ситуаций, в т.ч. при токах короткого замыкания. Вследствие этого при эксплуатации КСО в сложных условиях, например, в горной промышленности, где оперативная коммутация цепей нагрузки может составлять до нескольких тысяч циклов включения-отключения в год, коммутационный ресурс выключателей вырабатывается в течение сравнительно непродолжительного периода, после чего требуется их досрочная замена. Это приводит к дополнительным затратам на эксплуатацию КСО.

В основу полезной модели поставлена задача усовершенствование известной конструкции КСО, в которой за счет оснащения ее дополнительным коммутационным устройством, размещения его в разных с выключателям отсеках корпуса и иной взаимосвязи оборудования в кабельном отсеке достигается снижение затрат на эксплуатацию КСО в сложных условия работы цепей нагрузки. Указанный технический результат достигается без принципиального изменения конструкции КСО, сохранении ее габаритных размеров и выдвижного элемента, что позволяет расширить область их применения.

Поставленная задача решается тем, что в камере сборной одностороннего обслуживания, выполненной в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек сборных шин, кабельный отсек и отсек выключателя, в которой релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса и содержит аппараты и приборы вспомогательных цепей, отсек сборных шин расположен в верхней задней части корпуса и содержит сборные шины, соединенные с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема, кабельный отсек расположен в нижней части корпуса и содержит линейные шины, соединенные с трансформаторами тока, неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема и заземляющий разъединитель, отсек выключателя расположен в средней передней части корпуса и содержит выдвижной элемент, оборудованный механизмом перемещения и выполненный в виде выкатной тележки со смонтированным на ней высоковольтным выключателем, и защитную шторку с механизмом ее перемещения, при этом неподвижные контакты верхнего и нижнего штепсельных разъемов закреплены на задней стенке упомянутого корпуса в соответствующих отсеках, выкатная тележка выполнена с возможностью ее перемещения посредством упомянутого механизма, фиксирования внутри отсека выключателя в рабочем и контрольном положениях и взаимодействия с механизмом перемещения защитной шторки, согласно полезной модели она содержит высоковольтный контактор, закрепленный в кабельном отсеке на задней стенке металлического корпуса, а трансформаторы тока соединены с неподвижными контактами нижнего штепсельного разъема посредством упомянутого высоковольтного контактора.

Для повышения безопасности эксплуатации камера сборная одностороннего обслуживания выполнена с механизмами блокирования включения высоковольтного выключателя при промежуточном положении выкатной тележки, блокирования перемещения выкатной тележки из рабочего положения в контрольное и из контрольного в рабочее при замкнутом состоянии высоковольтного выключателя и из контрольного положения в рабочее при замкнутом заземляющем разъединителе, блокирования включения заземляющего разъединителя при рабочем и промежуточных положениях выкатной тележки и блокирования фасадной дверцы кабельного отсека при замкнутом заземляющем разъединителе.

Предлагаемое усовершенствование конструкции КСО позволяет обеспечить сетевую селективность между выключателем и высоковольтным контактором, при которой оперативная многоразовая коммутация цепей нагрузки в области низких величинах номинального тока выполняется высоковольтным контактором, а менее частая их коммутация - при больших величинах номинального тока и при возникновении аварийных ситуаций, в т.ч. при токах короткого замыкания - посредством выключателя. Сетевая селективность существенно повышает эффективность использования коммутационного ресурса выключателя и, соответственно, позволяет снизить затраты на эксплуатацию КСО у потребителей со сложными условиями работы цепей нагрузки. Данный технический результат достигается при неизменных габаритных размерах КСО и без существенного изменения ее конструкции, что позволяет обеспечить преемственность проверенной при эксплуатации многоуровневой системы безопасности, реализуемой механизмами блокирования, и за счет этого расширить область применения КСО у потребителей.

Конструктивное исполнение полезной модели иллюстрируется на примере камеры сборной одностороннего обслуживания серии КСО-205, разработанной Обществом с ограниченной ответственностью "АВМ АМПЕР", г.Кременчуг, Украина. КСО данной серии предназначены для приема и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока при номинальном напряжении 6 и 10 кВ промышленной частоты 50 Гц на трансформаторных подстанциях и распределительных пунктах.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется представленными фигурами чертежа: на фиг.1 - вид спереди; на фиг.2 - вид сбоку, выкатная тележка в контрольном положении (пример исполнения со сборными шинами); на фиг.3 - вид сбоку, выкатная тележка в контрольном положении (пример исполнения с шинным вводом сверху); на фиг.4 - вид сзади (пример исполнения с шинным вводом сверху); на фиг.5 - выдвижной элемент, вид спереди; на фиг.6 - выдвижной элемент, вид сбоку.

КСО (фиг.1-4) выполнена в виде металлического корпуса 1, разделенного на релейный отсек 2, отсек 3 сборных шин, кабельный отсек 4 и отсек 5 выключателя. Релейный отсек 2 расположен в верхней передней части корпуса 1, отсек сборных шин 3 - в его верхней задней части, отсек выключателя 5 - в средней передней части, а кабельный отсек 4 - под отсеками сборных шин 3 и выключателя 5. Релейный отсек 2 и кабельный отсек 4 оборудованы фасадными дверцами 6 и 7, закрепленными на корпусе 1.

Металлический корпус выполнен из цельногнутых листов оцинкованной стали, что позволяет обеспечить надежное закрепление в нем всех элементов конструкции КСО.

Релейный отсек 2 содержит аппараты и приборы вспомогательных цепей для управления, защиты, сигнализации, измерения и учета электроэнергии (не показаны).

Отсек сборных шин 3 содержит (фиг.2) сборные шины 8, закрепленные посредством изоляторов 9 на его задней и передней стенках. Свободные концы сборных шин 8 через проходные изоляторы выведены за боковую стенку отсека для соединения с магистральными шинами (не показаны), а противоположные концы посредством отводов 10 соединены с неподвижными штыревыми контактами 11 верхнего штепсельного разъема, смонтированными на опорных изоляторах 12, закрепленных на задней стенке в нижней части отсека. Отсек сборных шин 3 отделен от кабельного отсека 4 горизонтальной перегородкой 13, а от релейного отсека 2 - его задней стенкой (не обозначена).

Кабельный отсек 4 содержит (фиг.2-4) линейные шины 14, трансформаторы тока 15, высоковольтный контактор 16, неподвижные штырьевые контакты 17 нижнего штепсельного разъема и заземляющий разъединитель. Линейные шины 14 закреплены на ограничителях перенапряжения 18 в нижней части отсека и посредством отводов 19 соединены с трансформаторами тока 15, смонтированными на задней стенке. Последние посредством отводов 20 соединены с высоковольтным контактором 16, который, в свою очередь, посредством отводов 21 соединен с неподвижными штыревыми контактами 17 нижних штепсельных разъемов, смонтированными на опорных изоляторах 22. Высоковольтный контактор 16 и опорные изоляторы 22 закреплены на задней стенке в верхней части кабельного отсека 4. Линейные шины 14 содержат отверстия для подсоединения силовых кабелей цепи нагрузки (не обозначены). Заземляющий разъединитель состоит из неподвижных контактов 23, закрепленных на отводах 19, и подвижных заземляющих ножей 24, выполненных с возможностью взаимодействия с неподвижными контактами 23 посредством привода для их перемещения. Последний содержит приводной вал 25, шарнирно соединенный посредством рычагов 26 с горизонтальным валом 27, на котором в кронштейнах 28 закреплены подвижные заземляющие ножи 24. Кронштейны 28 закреплены на задней стенке отсека. Свободный конец приводного вала 25 закреплен с левой стороны в фасадной части кабельного отсека 4 и выполнен с посадочным гнездом для установки съемной рукоятки (не показаны) через отверстие 29 в замке, выполненном с внутренней блокирующей задвижкой (не обозначена) и связанной с ней наружной ручкой 30. На приводном валу 25 закреплены кулачки (не обозначены), выполненные с возможностью взаимодействия с путевыми выключателями 31, которые установлены на боковой стенке отсека и включены в схему управления.

Отсек выключателя 5 содержит (фиг.1-4) выдвижной элемент, выполненный в виде выкатной тележки 32 со смонтированным на ней выключателем 33, и защитную шторку с механизмом ее перемещения. Отсек выключателя 5 образован боковыми стенками металлического корпуса 1, днищем (не обозначено) релейного отсека 2, днищем 34 и защитной шторкой, отделяющей его от неподвижных штыревых контактов 11 и 17 верхних и нижних штепсельных разъемов, расположенных, соответственно, в отсеке сборных шин 3 и в кабельном отсеке 4.

Защитная шторка выполнена из текстолита и состоит из верхней 35 и нижней 36 шторок, подвижно установленных в вертикальных направляющих (не обозначены), закрепленных на боковых стенках отсека. На этих же боковых стенках смонтирован механизм перемещения упомянутых шторок, состоящий из двух пар разноплечих рычагов 37, одни концы которых шарнирно соединены между собой, а другие соединены с разными по длине тягами (не обозначены), связанными с соответствующими шторками 35 и 36. Рычаги 37 размещены зеркально друг относительно друга с возможностью поворота их концов, соединенных с тягами, в противоположных направлениях при взаимодействии противоположных концов с неподвижными упорами 38, закрепленными на выдвижном элементе. Выключатель 33 содержит (фиг.5, 6) привод 39 и розеточные контакты верхних 40 и нижних 41 штепсельных разъемов. Привод 39 выполнен с возможностью многократного включения и выключения выключателя 33 в автоматическом и ручном режимах, а также сигнализации о его состоянии, блокирования кнопки включения 42 и блокирования перемещения выдвижного элемента.

Выкатная тележка 32 (фиг.5, 6) выполнена в виде коробчатого корпуса, внутри которого смонтированы механизм перемещения выдвижного элемента, механизм его фиксирования в рабочем и контрольном положениях и механизм блокирования перемещения выдвижного элемента, связанный с механизмом блокирования включения выключателя 33. На боковых стенках коробчатого корпуса по его длине смонтированы опорные планки 43, а в его передней и задней частях над упомянутыми планками закреплены ролики 44. Выкатная тележка 32 установлена с возможностью перемещения относительно отсека выключателя 5 посредством роликов 44, опирающихся на горизонтальные направляющие 45, закрепленные на днище 34, и посредством опорных планок 43 - по поддерживающим роликам 46, размещенным в передней части отсека перед горизонтальными направляющими 45. Последние содержат пазы (не показаны) для фиксирования выдвижного элемента, расстояние между которыми соответствует длине его хода между рабочим и контрольным положениями.

Механизм перемещения выдвижного элемента (фиг.2, 5, 6) выполнен в виде винтовой пары, включающей ходовой винт 47, закрепленный посредством втулки 48 в передней панели коробчатого корпуса выкатной тележки 32, и гайки 49, жестко закрепленной на днище 34 отсека выключателя 5. Один конец ходового винта 47 выполнен с гнездом для установки съемной рукоятки (не показана) через отверстие 50 замка, который содержит внутреннюю подпружиненную блокирующую задвижку с наружной ручкой (не показаны). Механизм фиксирования выдвижного элемента в рабочем и контрольном положениях выполнен в виде подпружиненного штока (не обозначен), размещенного в задней части коробчатого корпуса перпендикулярно к его продольной оси. Справа от ходового винта 47 в коробчатом корусе установлена поворотная рукоятка 51 Г-образной формы, изогнутая часть которой закреплена на передней панели выкатной тележки 32, а противоположная посредством планок (не показаны) связана с подпружиненным штоком. Подпружиненный шток смонтирован с возможностью взаимодействия его концевых частей, выступающих из коробчатого корпуса, с пазами в горизонтальных направляющих 45. Поворотная рукоятка 51 находится в горизонтальном положении при размещении выдвижного элемента в контрольном или рабочем положениях. В днище 34 выполнены пазы для ввода контрольных кабелей, которые соединяют отсек выключателя 5 с релейным отсеком 2 и шкафами подстанций (не показаны).

Фасадом отсека выключателя 5 являются передняя панель привода 39, смонтированное на нем лабиринтное ограждение 52, и передняя панель выкатной тележки 32. Лабиринтное ограждение 52 предназначено для предотвращения в аварийных ситуациях выброса продуктов горения в зону обслуживания.

В зависимости от назначения КСО на выкатной тележке 32 вместо выключателя 33 могут быть смонтированы трансформатор напряжения или штепсельный разъединитель (не показаны). Кроме этого, для эксплуатации КСО в качестве индивидуальных ячеек (фиг.3, 4) отсек сборных шин 3 может быть выполнен с выводами сборных шин 8 через верхнюю крышку посредством проходных изоляторов 53.

В КСО предусмотрена многоуровневая система безопасности, реализуемая механизмами блокирования.

Механизм блокирования перемещения выдвижного элемента и механизм блокирования включения выключателя обеспечивают следующие блокировки:

- блокировку, не допускающую перемещение выдвижного элемента из рабочего положения в контрольное и из контрольного в рабочее при включенном выключателе;

- блокировку, не допускающую включение выключателя при промежуточном (между рабочим и контрольным) положении выдвижного элемента.

Механизм блокирования заземляющего разъединителя обеспечивает следующие блокировки:

- блокировку, не допускающую перемещение выдвижного элемента из контрольного положения в рабочее при замкнутом заземляющем разъединителе;

- блокировку, не допускающую замыкание заземляющего разъединителя при рабочем и промежуточных положениях выдвижного элемента.

Механизм блокирования дверцы кабельного отсека обеспечивает блокирование ее замка при выключенном замкнутом заземляющем разъединителе.

В КСО предусмотрена электрическая сигнализация о рабочем и контрольном положениях выдвижного элемента, выполненная посредством взаимодействия неподвижного упора (не показан), закрепленного на днище выкатной тележки 32, с путевыми выключателями (не показаны), смонтированными на днище 34 отсека выключателя 5. Расстояние между путевыми выключателями соответствует длине хода выдвижного элемента между рабочим и контрольным положениями.

Задняя стенка корпуса 1 в кабельном отсеке 4 выполнена с жалюзи 54 для сброса давления газа и продуктов дугового разряда.

Для работы и контроля выключателя 33 на фасадной части его привода 39 размещены (фиг.1, 5, 6) кнопки включения 42 и выключения 55, рукоятка 56 взвода привода 39, счетчик 57 количества включений и указатель 58 включенного или выключенного состояния. На дверце 6 релейного отсека 2 и дверце 7 кабельного отсека 4 смонтированы ручки 59 и 60.

В рассматриваемом примере КСО укомплектовано высоковольтным вакуумным выключателем с пружинным приводом серии ВБ4-П производства ООО "АВМ АМПЕР", г.Кременчуг, Украина, и высоковольтным контактором Rollarc R400 производства Компании "Шнейдер Электрик". Выключатель серии ВБ4-П предназначен для коммутации электрических цепей при нормальных и аварийных режимах работы в сетях трехфазного переменного тока частоты 50/60 Гц с номинальным напряжением до 10 кВ и с номинальным током при упомянутой частоте - 630, 1250, 1600, 2000, 2500 и 3150 А. Ресурс выключателей этой серии по коммутационной стойкости составляет до 30000 циклов включения-отключения. Высоковольтный контактор Rollarc R400 предназначен для коммутации электрических цепей с номинальным напряжением до 12 кВ и номинальным током 400 А. Ресурс высоковольтного контактора по коммутационной стойкости при этой величине номинального тока составляет до 300000 циклов включения-отключения, т.е. в 10 раз больше, чем у выключателя.

Работа заявляемой КСО осуществляется следующим образом.

Выдвижной элемент может занимать три положения относительно отсека выключателя 5: рабочее, контрольное и ремонтное. В рабочем положении выдвижной элемент находится внутри отсека выключателя 5 в фиксированном положении, отсек с фасадной стороны изолирован лабиринтным ограждением 52, фасадными частями привода 39 и выкатной тележки 32, главные и вспомогательные цепи замкнуты, защитные шторки открыты, заземляющий разъединитель разомкнут. В контрольном положении выдвижной элемент частично выдвинут из отсека выключателя 5 и находится в фиксированном положении, главные цепи разомкнуты, а вспомогательные - замкнуты, защитные шторки закрыты, заземляющий разъединитель разомкнут. В ремонтном положении выдвижной элемент находится вне корпуса 1, все цепи разомкнуты, защитные шторки закрыты, заземляющий разъединитель замкнут.

В рабочем положении выдвижного элемента выкатная тележка 32 с выключателем 33 находится в отсеке выключателя 5 и зафиксирована в пазах горизонтальных направляющих 45. Штыревые 11 и 17 и розеточные контакты 40 и 41 верхних и нижних штепсельных разъемов замкнуты. Верхняя 35 и нижняя 36 защитные шторки открыты. Заземляющий разъединитель разомкнут. Выключатель 33 включают нажатием на кнопку 42, замыкая посредством привода 39 контакты в вакуумной дугогасительной камере (не показаны) и, соответственно, силовую цепь. Из отсека сборных шин 3 через сборные шины 8, отводы 10 и соединенные с ними неподвижные штыревые контакты 11 верхних штепсельных разъемов ток поступает на розеточные контакты 40 верхних штепсельных разъемов и электрически связанные с ними розеточные контакты 41 нижних штепсельных разъемов выключателя 33, расположенного в отсеке выключателя 5, и далее в кабельный отсек 4 - на неподвижные штыревые контакты 17 нижних штепсельных разъемов, от них - на отводы 21 и на высоковольтный контактор 16, от него - через отводы 20 на трансформаторы тока 15 и далее через отводы 19 - на линейные шины 14, соединенные с цепью нагрузки потребителей. Во включенном состоянии выключателя 33 автоматически замыкаются вторичные цепи питания приборов управления, защиты, сигнализации, измерения и учета электроэнергии, расположенные в релейном отсеке 2, и связанные с ними приборы, расположенные в выключателе 33, в отсеке выключателя 5 и кабельном отсеке 4, а также автоматически блокируются механизм перемещения выдвижного элемента и привода перемещения подвижных заземляющих ножей 24 заземляющего разъединителя, а также возможность открывания фасадной 7 дверцы кабельного отсека 5.

При величине тока до 400 А коммутация цепи нагрузки осуществляется высоковольтным контактором 16. При больших токовых нагрузках и при коротких замыканиях, частота возникновения которых в эксплуатации значительно ниже, коммутация цепи нагрузки производится выключателем 33, рассчитанным на более высокие значения номинального тока. Таким образом, сетевая селективность между высоковольтным контактором 16 и выключателем 33 позволяет существенно повысить эффективность использования коммутационного ресурса последнего и за счет этого снизить затраты на эксплуатацию КСО у потребителей. При выполнении коммутации цепи нагрузки выключателем 33 счетчик 57 показывает текущее количество циклов включения, а указатель 58 - включенное или отключенное состояние.

Исследование заявляемого технического решения, проведенное ООО "АВМ АМПЕР" на КСО-205, подтвердили его работоспособность и достижение поставленной задачи. Выполнение этой модели КСО с дополнительным коммутационным устройством в виде высоковольтного контактора, размещенного в кабельном отсеке и соединенного последовательно с трансформаторами тока и неподвижными контактами нижнего штепсельного разъема, позволило за счет сетевой селективности между ним и выключателем, размещенным в отсеке выключателя на выдвижном элементе, значительно повысить эффективность использования коммутационного ресурса последнего в условиях нестабильности цепей нагрузки. При этом конструкция металлического корпуса, компоновка отсеков и конструктивное исполнение выдвижного элемента КСО остались неизменными, что обеспечивает преемственность многоуровневой системы безопасности КСО при эксплуатации при одновременном расширении области их применения.

1. Камера сборная одностороннего обслуживания, выполненная в виде металлического корпуса, разделенного на релейный отсек, отсек сборных шин, кабельный отсек и отсек выключателя, в которой релейный отсек расположен в верхней передней части корпуса и содержит аппараты и приборы вспомогательных цепей, отсек сборных шин расположен в верхней задней части корпуса и содержит сборные шины, соединенные с неподвижными контактами верхнего штепсельного разъема, кабельный отсек расположен в нижней части корпуса и содержит линейные шины, соединенные с трансформаторами тока, неподвижные контакты нижнего штепсельного разъема и заземляющий разъединитель, отсек выключателя расположен в средней передней части корпуса и содержит выдвижной элемент, оборудованный механизмом перемещения и выполненный в виде выкатной тележки со смонтированным на ней высоковольтным выключателем, и защитную шторку с механизмом ее перемещения, при этом неподвижные контакты верхнего и нижнего штепсельных разъемов закреплены на задней стенке упомянутого корпуса в соответствующих отсеках, выкатная тележка выполнена с возможностью ее перемещения посредством упомянутого механизма, фиксирования внутри отсека выключателя в рабочем и контрольном положениях и взаимодействия с механизмом перемещения защитной шторки, отличающаяся тем, что она содержит высоковольтный контактор, закрепленный в кабельном отсеке на задней стенке металлического корпуса, а трансформаторы тока соединены с неподвижными контактами нижнего штепсельного разъема посредством упомянутого высоковольтного контактора.

2. Камера по п.1, отличающаяся тем, что она выполнена с механизмами блокирования включения высоковольтного выключателя при промежуточном положении выкатной тележки, блокирования перемещения выкатной тележки из рабочего положения в контрольное и из контрольного в рабочее при замкнутом состоянии высоковольтного выключателя и из контрольного положения в рабочее при замкнутом заземляющем разъединителе, блокирования включения заземляющего разъединителя при рабочем и промежуточных положениях выкатной тележки и блокирования фасадной дверцы кабельного отсека при замкнутом заземляющем разъединителе.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом полезной модели является обеспечение электрической изоляции между входными и выходными цепями

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к системам электропитания, защиты и управления технологическими установками, а также к системам электропитания СВЧ генераторных приборов, таких как клистроны, лампы бегущей и обратной волны, магнетроны, гиротроны и др

Полезная модель относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам, содержащими полупроводниковые преобразователи частоты и объединенным с системами электродвижения. В качестве преобразователей в установках используются полупроводниковые схемы, обладающие высокими энергетическими показателями и надежностью.
Наверх