Транспортер лотковый для обработки рыбы

 

Полезная модель относится к рыбообрабатывающей промышленности, а именно к транспортирующим технологическим агрегатам и может быть использован на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях или на судах рыбопромыслового флота как самостоятельный агрегат или в составе технологической линии по переработке лососевых или' тресковых пород рыб. Одновременно с транспортированием осуществляется обработка рыбы, уложенной в лотках транспортера, а именно: вскрытие брюшной полости, выемка икорных ястыков, молок, удаление почек, замывка полости.

Транспортер содержит каркас, вертикально замкнутые тяговые цепи с закрепленными на них лотками, движущимися по направляющим путям, электропривод и натяжное устройство.

Конструктивное исполнение ложа лотков двухступенчатое с переменными углами расхождения их бортов (верхнее 50 градусов, нижнее 30 градусов) позволяет обрабатывать различные виды рыб с достаточно большим размерным диапазоном без переналадки транспортера.

Наличие в транспортере механического программного устройства, индуктор которого содержит металлическую крестовину с ферромагнитными элементами, расположенными под углом 90 градусов относительно друг друга и бесконтактный индуктивный датчик, позволяет за один оборот тягового вала с индуктором осуществлять четыре рабочих цикла (движение и остановка) тяговых цепей с лотками, т.е. обеспечить автоматический шаговый режим работы транспортера, при этом во время остановки лотки с разделанной рыбой позицируются в зоне замывочных форсунок.

Использование в конструкции транспортера направляющих путей в виде продольных опорных реек, изготовленных из упрочненного полимерного материала (полипропилена), имеющего достаточно большую износоустойчивость и небольшой коэффициент трения, позволяет уменьшить износ трущихся деталей и мощность электропривода. А применение электропривода с регулируемой частотой вращения приводного вала (при помощи частотного преобразователя) позволяет регулировать скорость движения транспортера, обеспечивая оптимальный режим технологического процесса в зависимости от вида перерабатываемого сырья, количества рабочего персонала и степени загрузки оборудования.

При потрошении рыбы ее не требуется перекладывать или переворачивать, что значительно повышает производительность труда обработчиков. Использование данного транспортера позволяет повысить качество готовой продукции, т.к. снижается обсеменение икры вредоносной микрофлорой, поскольку ястыки, молоки и прочие внутренности разделяются еще при выемке из брюшной полости рыбы и в дальнейшем не соприкасаются.

Кроме того, транспортер независим и совместим с любым, ранее установленным оборудованием, не требует квалифицированного персонала, прост в техническом обслуживании и ремонте.

9 с. - описание полезной модели;

1 с. - формула полезной модели;

2 с. - реферат на полезную модель;

2 с. - чертежи полезной модели.

Полезная модель относится к рыбоперерабатывающей промышленности, а именно к универсальным транспортирующим технологическим агрегатам и может быть использована на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях или на судах рыбопромыслового флота как самостоятельный агрегат или в составе технологической линии по переработке лососевых и тресковых пород рыб. Одновременно с транспортированием осуществляется обработка рыбы, уложенной в лотках транспортера, а именно: вскрытие брюшной полости, выемка икорных ястыков, молок, удаление почек, замывка брюшной полости.

Технологический процесс обработки лососевых и тресковых пород рыб, особенно на рыбопромысловых судах и плавучих рыбоконсервных заводах, имеет свои характерные особенности. Они заключаются в том, что в период промысловой путины, длящейся всего 2÷3 месяца, нагрузка на работу обслуживающего персонала и машины в составе технологической линии, значительно возрастает и последние должны работать с максимальной производительностью в экономичном режиме, обеспечивая необходимое количество продукции, без поломок и с минимальными затратами ручного труда. При этом в конструкции машин и установок должна быть учтена та особенность их работы, что они функционируют практически непрерывно в две-три смены, за исключением технологических перерывов и проведения профилактических мероприятий или ремонта.

С учетом вышеизложенных обстоятельств потребовалась разработка специального лоткового транспортера, в процессе движения лотков которого можно одновременно обрабатывать уложенную в них рыбу.

Существующие лотковые транспортеры подобного типа для обработки рыбы имеют различные варианты технических решений, однако, основными их элементами являются: каркас, вертикально замкнутые тяговые цепи с закрепленными на них лотками, движущимися по направляющим путям, электропривод и натяжное устройство тяговых цепей.

Известен лотковый транспортер для обработки рыбы (далее - транспортер), преимущественно горбуши и скумбрии конструкции ЦКТБ «Запрыба», устанавливаемый на судах типа БМРТ, содержащий каркас, вертикально замкнутые тяговые цепи с закрепленными на них лотками, движущимися по направляющим путям, электропривод и натяжное устройство тяговых цепей (реферативная информация, серия: «Обработка рыбы и морепродуктов», выпуск 2, раздел: «Рыбное хозяйство», стр.4-5, общий вид и описание транспортера, Москва, ВНИИЭРХ, Министерство рыбного хозяйства СССР, 1987 г.).

Характеризуя известный транспортер, следует отметить сложность его конструкции, ограничение по длине обрабатываемых рыб (до 450 мм), низкую производительность (до 60 рыб/мин), при относительно большом удельном расходе воды (1,8 м3/час). Транспортер имеет достаточно сложное устройство для фиксации рыбы в поперечных лотках, выполненное в виде подпружиненного рычага с зубчатым колесом, изготовленным из резины, который удерживает рыбу во время извлечения из нее внутренностей.

Вышеуказанный транспортер требует частой регулировки, ремонта и квалифицированного обслуживания, иногда связанного с остановкой технологической линии, что отрицательно сказывается на производительности, особенно в период промысловой путины.

Наиболее близким по совокупности признаков, технической сущности и достигаемому результату является транспортер марки «А8-ИРХ», устанавливаемый на береговых предприятиях и судах промыслового флота типа БАТМ (А.А.Романов и др., «Справочник по технологическому оборудованию рыбоперерабатывающих производств», том 1, изд. «Пищевая промышленность», Москва, 1979 г., стр.52-54, общий вид транспортера и техническое описание работы).

Однако данный транспортер имеет ряд существенных недостатков эксплуатационного и конструктивного характера: низкая производительность (70 рыб/мин) при относительно больших удельных энергозатратах и расходе технологической воды (2,4 м3/час), ограниченный по длине ассортимент обрабатываемых рыб (до 600 мм), значительная доля ручного труда при обслуживании, несовершенство конструкции и большая металлоемкость.

Низкая производительность в значительной степени обусловлена тем обстоятельством, что уложенная в лотках рыба плохо в них фиксируется в рабочем положении, поэтому обработчикам, обслуживающим транспортер, приходится практически постоянно одной рукой удерживать рыбу брюхом верх, отвлекаясь от основного процесса обработки. Особенно это затруднительно при обработке небольших по величине рыб (до 400 мм).

Несовершенство конструктивного характера заключается в том, что поперечные лотки транспортера смонтированы на металлических продольных рейках, скользя по которым опоры лотков и верхняя поверхность реек достаточно быстро изнашиваются (истираются). Так как суммарная площадь трущихся поверхностей достаточно велика, а какая-либо смазка между ними (кроме воды) отсутствует, возрастают силы трения и соответственно энергозатраты на привод транспортера, что требует увеличение мощности электропривода. Кроме того, наличие у транспортера фиксированной скорости передвижения лотков, не позволяет изменить режим технологического процесса в зависимости от вида обрабатываемой рыбы, ее размеров и степени загрузки оборудования.

В конечном счете, вышеперечисленные недостатки прототипа отрицательно сказываются на производительности транспортера, увеличивают его себестоимость, повышают долю ручного труда при обслуживании, значительно сокращают коэффициент использования оборудования.

Задача полезной модели - усовершенствование конструкции транспортера, увеличение производительности, снижение удельных затрат, сокращение доли ручного труда, обеспечение оптимального режима технологического процесса.

Поставленная задача реализуется тем, что в известном транспортере для обработки рыбы, содержащим каркас, вертикально замкнутые тяговые цепи с закрепленными на них лотками, движущимися по направляющим путям, электропривод и натяжное устройство тяговых цепей, согласно заявленному техническому решению ложе лотков выполнено двухступенчатым с переменными углами расхождениями бортов, при этом борта верхних и нижних ступеней имеют расхождение углов 50 и 30 градусов соответственно. Транспортер снабжен механическим программным устройством, содержащим индуктор, выполненный в виде металлической крестовины, установленной на приводном валу тяговых цепей и бесконтактный индуктивный датчик, посредством которого электропривод транспортера может осуществлять перемещения лотков в шаговом режиме, обеспечивая периодическую их остановку в зоне работы замывочных форсунок. Кроме этого, электропривод транспортера снабжен частотным преобразователем, посредством которого обеспечивается перемещение лотков с заданной скоростью, а направляющие пути лотков изготовлены из упрочненного полимерного материала.

Отличительные признаки - конструктивное исполнение ложа лотков двухступенчатыми с переменными углами расхождения бортов (верхнее 50 градусов, нижнее 30 градусов) позволяет обрабатывать различные виды рыб с достаточно большим размерным диапазоном без переналадки транспортера. Рыбы небольших размеров укладываются и надежно фиксируются в положении брюхом вверх между бортами нижних ступеней лотков, а рыба больших размеров надежно фиксируется между бортами верхних ступеней.

Наличие в транспортере механического программного устройства, индуктор которого содержит металлическую крестовину с образующими ее элементами, расположенными под углом 90 градусов относительно друг друга и бесконтактный индуктивный датчик, позволяет за один оборот крестовины осуществлять четыре рабочих цикла (движение и остановка) тяговых цепей с лотками, т.е. обеспечить автоматический шаговый режим работы транспортера, при этом во время остановки, лотки с разделанной рыбой останавливаются непосредственно в зоне замывочных форсунок.

Использование в конструкции транспортера направляющих путей (продольные опорные рейки, по которым, скользя, перемещаются поперечные лотки), изготовленных из упрочненного полимерного материала (полипропилена), имеющего достаточно большую износоустойчивость и небольшой коэффициент трения, позволяет уменьшить износ трущихся деталей и мощность электропривода. А применение электропривода с регулируемой частотой вращения приводного вала при помощи частотного преобразователя позволяет регулировать скорость движения транспортера, обеспечивая оптимальный режим технологического процесса в зависимости от вида перерабатываемого сырья, количества рабочего персонала и степени загрузки оборудования.

Заявленный транспортер был реализован в конкретном варианте, изображенном на чертеже (лист 1 и 2).

На фиг.1 изображен общий вид лоткового транспортера для обработки рыбы (вид сбоку).

На фиг.2 изображен тот же транспортер, сечение А-А (увеличено).

На фиг.3 изображен тот же транспортер, сечение Б-Б, программное устройство (увеличено).

На фиг.4 изображен тот же транспорте, узел I (увеличено).

Транспортер лотковый для обработки рыбы содержит сварной каркас 1, изготовленный из металлопроката (нержавеющей стали), опирающийся на вертикальные стойки 2, с одной стороны которого смонтирован электропривод вертикально замкнутых тяговых (пластинчатых) цепей 3, состоящий из мотор-редуктора 4 (с регулируемой частотой вращения его приводного вала), тягового вала 5 и звездочек 6, закрепленных на валу 5, а с противоположной стороны смонтировано винтовое натяжное устройство 7. В электрическую схему управления мотор-редуктором 4 входит частотный преобразователь (на чертеже не показано) для регулирования частоты-вращения тягового вала 5 в пределах 8÷15 об/мин. На тяговых цепях 3 посредством пластин 8, установленных на направляющих путях 9 и 10, закреплены опрокидывающиеся лотки 11, предназначенные для укладки в них тушек рыб. Лотки 11 штампованные, изготовлены цельнометаллическими из листовой нержавеющей стали в виде желобов. Ложе лотков выполнено двухступенчатым с переменными углами расхождения бортов, при этом борта верхних и нижних ступеней имеют расхождение углов 50 и 30. градусов соответственно: С противоположной стороны мотор-редуктора 4. смонтировано программное механическое устройство, состоящее из индуктора 12, выполненного в виде металлической крестовины с четырьмя активирующими ферромагнитными элементами 13, расположенными под углом 90 градусов относительно друг друга. Механический индуктор 12 закреплен на конце тягового вала 5 и размещен в цилиндрическом корпусе 14, изготовленном из полимерного материала, в нижней части которого смонтирован бесконтактный индуктивный датчик 15, индукционная катушка 16 которого соединена с электросхемой блока управления электроприводом (на чертеже не показано) посредством экранированного кабеля 17.

Перед тем, как обработанная рыба подается с транспортера на последующий участок технологической линии, осуществляется тщательная обработка - замывка брюшной полости рыб струями воды. Для этого в зоне замывки установлены замывочные форсунки 18, вода к которым под давлением 3÷4 атм поступает из коллектора 19. В конце транспортера вдоль. лотков 11 смонтирована перфорированная труба 20 с отверстиями в ее нижней части (Д отв=3 мм), вода к которой поступает по трубопроводу 21 через шаровый клапан 22 и, выходя из отверстий ополаскивает рыбу. Общий расход воды составляет 1,2 м3/час.

По обеим сторонам вдоль транспортера расположены наклонные лотки 23, предназначенные для сбора отходов (кишки, плавники и т.д.), соединенные с вертикальным лотком 24, посредством которого отходы поступают в отводной желоб 25. На выходе обработанной рыбы установлен ленточный транспортер 26 для подачи тушек на заморозку и тарирование или для дальнейшей переработки (изготовление консервов, филе, копчение и т.д.).

Транспортер лотковый для обработки рыбы работает следующим образом.

Перед началом работы в зависимости от вида рыбы, ее размеров (до 700 мм), количества обслуживающего персонала и степени загрузки технологического оборудования, устанавливается скорость непрерывного движения лотков 11(0,033÷0,066 м/сек), величина которой задается частотным преобразователем путем изменения частоты вращения приводного вала мотор-редуктора 4 и соответственно тягового вала 5. После предварительной сортировки по размерам рыба подается на транспортер и укладывается в ложа лотков 11 брюхом вверх и хвостом от обработчика. Рыба небольших размеров (до 1,2 кг) укладывается на нижних ступенях ложа лотков с углами расхождения бортов 30 градусов и надежно фиксируется (заклинивается) в лотке (см. фиг.4), рыба больших размеров (до 9 кг) укладывается на верхних ступенях лож с углами расхождения бортов 50 градусов и также надежно фиксируется в исходном положении. При потрошении рыбы, ее не требуется перекладывать или переворачивать, что значительно повышает производительность труда рыбообработчиков (до 90 рыб/мин). Потрошение рыбы и зачистка брюшной полости может осуществляться или режущими инструментами (скальпелями и т.д.) или специальными вакуумными заостренными ложками. В первом случае отходы сбрасываются в наклонные лотки 23 и далее через лоток 24 посредством желоба 25 отводятся на утилизацию или в канализационную систему. Во втором случае - отходы посредством вакуумного устройства (на чертеже не показано) удаляются в специальную емкость и далее утилизируются.

Транспортер может работать с двумя режимами движения лотков: непрерывном с заданной скоростью (описано выше) или шаговым, который осуществляется следующим образом. На пульте управления транспортера режим непрерывного движения лотков 11 отключается и включается шаговый режим движения. Вращающаяся вместе с валом 5 крестовина с активизирующими ферромагнитными элементами 13 индуктора 12 разворачивается на 90 градусов относительно исходного положения и при прохождении ферромагнитного элемента 13 над индукторным датчиком 15 происходит увеличение индукционного тока в катушке 16, сигнал от которой по кабелю 17 поступает на пульт управления и транспортер останавливается. Период остановки, в течение которого лотки неподвижны, задается специальным реле времени, размещенным в электрошкафу, и регулируется обслуживающим персоналом. Во время остановки транспортера часть лотков 11 с полностью потрошенной рыбой размещается в зоне замывочных форсунок 18, при помощи которых струями воды, выходящими из. их сопел, замывается брюшная полость рыб. Во время замывки рабочие разделывают в лотках следующую партию рыбы. Когда заданное время замывки истекает, срабатывает реле времени, включается мотор-редуктор 4 и рыба из зоны замывки начинает перемещаться к перфорированной трубе 20, где ополаскивается струями воды и затем, выпадая из опрокидывающихся лотков 11, поступает на ленточный транспортер 26 и далее подается на тарирование (в виде полуфабриката) или для дальнейшей переработки. Когда вращающаяся в это время вместе с валом 5 крестовина индуктора 12 с активизирующими элементами 13 развернется на 90 градусов, снова срабатывает индуктивный датчик 15 и лотки 11 с потрошенной рыбой вновь останавливаются в зоне замывки и процесс обработки рыбы повторяется.

При переработке мелкой и средней рыбы обработчики могут работать на двух сторонах вдоль транспортера, что значительно повышает производительность. Транспортер не требует высокой квалификации персонала, поскольку организован по принципу конвейера, где каждый обработчик выполняет только одну простейшую операцию и взаимозаменяем, что особенно важно на судах рыбопромыслового флота во время промысловой путины.

1. Транспортер лотковый для обработки рыбы, содержащий каркас, вертикально замкнутые тяговые цепи с закрепленными на них лотками, движущимися по направляющим путям, электропривод и натяжное устройство тяговых цепей, отличающийся тем, что ложе лотков выполнено двухступенчатым с переменными углами расхождения бортов, при этом борта верхних и нижних ступеней имеют расхождение углов 50 и 30° соответственно.

2. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен механическим программным устройством, содержащим индуктор, выполненный в виде металлической крестовины, установленной на приводном валу тяговых цепей, и бесконтактный индуктивный датчик, посредством которых электропривод транспортера может осуществлять перемещение лотков в шаговом режиме, обеспечивая периодическую их остановку в зоне работы замывочных форсунок.

3. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен электроприводом с регулируемой частотой вращения приводного вала посредством частотного преобразователя, обеспечивающего движение лотков с переменной скоростью.

4. Транспортер по п.1, отличающийся тем, что направляющие пути лотков изготовлены из упрочненного полимерного материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в технических средствах для переработки вороха, например, льна

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно, к ленточным конвейерам для горно-рудной промышленности

Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к ленточным транспортерам-конвейерам, в которых применяются устройства натяжения ленты.
Наверх