Механизм отбора мощности

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности содержит корпус (1), шестерню (2), выполненную с хвостовиком (3), на котором установлена с натягом опорная втулка (4). В хвостовике (3) установлен на игольчатых подшипниках (7) шлицевый вал (8). На опорной втулке (4) неподвижно закреплена корпусная втулка (9) муфты (10), содержащей пакет нажимных дисков (11) и ведомых дисков (12), расположенных между опорными дисками (13) и (14). Нажимные диски (11) установлены на шлицах корпусной втулки (9) и между ними установлены пружины (15). Ведомые диски (12) неподвижно закреплены на обойме (17) муфты (10). Обойма (17) установлена на шлицах вала (8). Механизм включения муфты (10) выполнен в виде установленного в корпусе (1) поршня (19), связанного с опорным диском (13) посредством упорного подшипника (20). Технический результат заключается в обеспечении возможности включения и отключения механизма отбора мощности при работающем двигателе, а также повышении надежность конструкции и уменьшении ее радиальных размеров. 2 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов.

Известен механизм отбора мощности транспортного средства, содержащий установленную в корпусе двухступенчатую передачу, ведущая шестерня которой связана с входным валом, а ведомая со сменным входным валом, гидроуправляемую фрикционную муфту, входной элемент которой выполнен в виде шлицевой муфты с установленными на ней ведущими дисками, а выходной - в виде барабана с поршнем, образующими бустер фрикционной муфты, и ведомыми дисками, связанными со сменным ведомым валом. Шлицевая муфта входного элемента снабжена упругой шайбой с управляющими выступами на торцевой поверхности, установленной внутри ее. Барабан выходного элемента снабжен поршнями с кольцевыми проточками, установленными в глухих отверстиях, выполненных на торце барабана параллельно его оси. Имеются кольцевой канал переключения и полость управления поршнями, связанные между собой подпружиненным клапаном и пересекаемый упомянутыми глухими отверстиями (см. патент RU 2132786, МПК6 В60К 17/28, опубл. 10.07.1999).

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является коробка отбора мощности от двигателя, содержащая картер, соединенный с корпусом механизма отбора мощности, ведущий вал с ведущей шестерней, промежуточную шестерню, шестерню механизма отбора мощности, выполненную с хвостовиком, в котором на игольчатых подшипниках установлен шлицевый вал, на шлицах хвостовика неподвижно установлена опорная зубчатая втулка, на которой подвижно в осевом направлении установлена муфта, перемещение которой осуществляется пневматическим механизмом (см. патент RU 71300, МПК В60К 17/28 (2006.01), опубл. 10.03.2008).

Недостатками известного технического решения являются невозможность включения и отключения механизма отбора мощности при работающем двигателе, что требует его остановки и последующего запуска, а также недостаточная надежность конструкции и ее значительные радиальные размеры

Была поставлена задача, создать механизм отбора мощности с возможностью включения и отключения при работающем двигателе, а также повысить надежность конструкции и уменьшить ее радиальные размеры.

Для решения поставленной задачи в механизме отбора мощности, содержащем корпус, шестерню, выполненную с хвостовиком, шлицевый вал, установленный на игольчатых подшипниках в хвостовике шестерни, установленную на хвостовике шестерни опорную втулку, на которой установлена муфта, пневматический механизм включения муфты, опорная втулка установлена на хвостовике шестерни с натягом, а муфта содержит пакет нажимных и ведомых дисков, расположенных между опорными дисками, при этом нажимные диски подпружинены и установлены на шлицах корпусной втулки муфты, неподвижно закрепленной на опорной втулке, а ведомые диски неподвижно закреплены на обойме муфты, установленной на шлицах ведомого вала, кроме того, механизм включения муфты выполнен в виде установленного в корпусе поршня, связанного с опорным диском муфты посредством роликового подшипника.

Установка опорной втулки на хвостовике шестерни с натягом позволила повысить надежность конструкции, за счет исключения шлицевого соединения опорной втулки с хвостовиком шестерни, приводящего к поломке при включении и отключении механизма отбора мощности при работающем двигателе.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что муфта содержит пакет нажимных и ведомых дисков, расположенных между опорными дисками, при этом нажимные диски подпружинены и установлены на шлицах корпусной втулки муфты, неподвижно закрепленной на опорной втулке, а ведомые диски неподвижно закреплены на обойме муфты, установленной на шлицах ведомого вала, позволили за счет использования сил трения между нажимными и ведомыми дисками обеспечить включение и отключение механизма отбора мощности при работающем двигателе, а также повысить надежность конструкции.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что механизм включения муфты выполнен в виде установленного в корпусе поршня, связанного с опорным диском муфты посредством роликового подшипника позволяют обеспечить включение и отключение механизма отбора мощности при работающем двигателе, так как посредством данной совокупности признаков происходит включение вышеуказанной муфты, а также повысить надежность конструкции, так как исключается зубчатое зацепление, использованное в механизме включения отбора мощности в наиболее близком аналоге.

В совокупности указанные существенные признаки позволяют обеспечить возможность включения и отключения механизма отбора мощности при работающем двигателе, а также повысить надежность конструкции.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - механизм отбора мощности, общий вид в разрезе;

фиг.2 - показан механизм отбора мощности в сборе с коробкой отбора мощности.

Механизм отбора мощности содержит корпус 1, шестерню 2, выполненную с хвостовиком 3, на котором установлена с натягом опорная втулка 4. Шестерня 2 установлена на двух опорах, одной из которых является подшипник 5, установленный в корпусе 1, а второй опорой служит подшипник 6, установленный на опорной втулке 4. В хвостовике 3 установлен на игольчатых подшипниках 7 шлицевый вал 8,

На опорной втулке 4 неподвижно закреплена корпусная втулка 9 муфты 10, содержащей пакет нажимных дисков 11 и ведомых дисков 12, расположенных между опорными дисками 13 и 14. Нажимные диски 11 установлены на шлицах корпусной втулки 9 и между ними установлены тарельчатые пружины 15. Ведомые диски 12 имеют фрикционные накладки 16 и неподвижно закреплены на обойме 17 муфты 10. Обойма 17 установлена на шлицах вала 8. На конце вала 8 установлен фланец 18 для подсоединения привода дополнительных агрегатов.

Механизм включения муфты 10 выполнен в виде установленного в корпусе 1 поршня 19, связанного с опорным диском 13 посредством упорного подшипника 20. Поршень 19 имеет полость 21, связанную с пневмосистемой посредством осевого отверстия 22 и радиального отверстия 23, выполненных в стакане 24 подшипника 6 и отверстия 25, выполненного в корпусе 1.

Механизм отбора мощности устанавливают на картер 26 коробки отбора мощности, при этом шестерня 2 связана с ведущей шестерней 27 коробки отбора мощности через промежуточную шестерню 28.

Механизм отбора мощности работает следующим образом.

Крутящий момент с коленчатого вала двигателя постоянно передается на ведущую шестерню 27 коробки отбора мощности, которая входит в зацепление с промежуточной шестерней 28, зацепленной с шестерней 2.

В исходном состоянии в муфте 10 между нажимными и ведомыми дисками имеется зазор, таким образом, крутящий момент от шестерни 2 на шлицевый вал 8 не передается. Для включения механизма отбора мощности в отверстие 25 подается воздух, который далее по радиальному отверстию 23 и осевому отверстию 22 попадает в полость 21 поршня. Поршень 19 под давлением воздуха перемещается вправо, воздействуя через упорный подшипник 20 на опорный диск 13 и приводя в сцепление нажимные и ведомые диски с фрикционными накладками 16. Далее крутящий момент передается от обоймы 17 через шлицевый вал 8 на фланец 18 к приводимому агрегату.

При снятии давления воздуха в пневмосистеме, нажимные и ведомые диски под действием тарельчатых пружин 15 расходятся, отключая тем самым привод отбора мощности.

Заявляемое техническое решение позволяет обеспечить возможность включения и отключения механизма отбора мощности при работающем двигателе и повысить надежность конструкции.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Механизм отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус, шестерню, выполненную с хвостовиком, шлицевый вал, установленный на игольчатых подшипниках в хвостовике шестерни, установленную на хвостовике шестерни опорную втулку, на которой установлена муфта, и пневматический механизм включения муфты, отличающийся тем, что опорная втулка установлена на хвостовике шестерни с натягом, а муфта содержит пакет нажимных и ведомых дисков, расположенных между опорными дисками, при этом нажимные диски подпружинены и установлены на шлицах корпусной втулки муфты, неподвижно закрепленной на опорной втулке, а ведомые диски неподвижно закреплены на обойме муфты, установленной на шлицах ведомого вала, при этом механизм включения муфты выполнен в виде установленного в корпусе поршня, связанного с опорным диском муфты посредством роликового подшипника.



 

Наверх