Приспособление для крепления грузового каната
Приспособление для крепления грузового каната относится к подъемно-транспортному оборудованию и предназначено для закрепления концов грузовых канатов при соединении их с элементами конструкций оборудования. Приспособление содержит коуш и гнездо под клин. Коуш выполнен в виде обоймы с проушинами. В обойме установлена вставка. Гнездо под клин образовано обоймой и вставкой. Коуш выполнен сборным, а обойма изготовлена из листового проката. Ось рабочей ветви грузового каната совмещена с продольной осью проушины обоймы, 3 илл.
Полезная модель относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к устройствам для крепления концов стальных канатов при соединении их с элементами конструкций оборудования.
Известно приспособление для крепления грузового каната в устройстве для подъема и транспортировки плоских крупногабаритных грузов, выполненное в виде обоймы, на верхней части которой закреплена подъемная серьга, а на нижней - установлен замок, выполненный в виде шарнирно установленной откидной планки с пазом и гнездом под грузовой канат и шариковым упором и ответного гнезда с пазом, выполненного на нижней части корпуса обоймы (SU 1135118 А1, опубликовано 2005.03.20.)
Недостатком известного технического решения является недостаточно надежное крепление конца каната, что, в конечном итоге, влияет на безопасность эксплуатации грузоподъемного механизма.
Известно также приспособление для крепления грузового каната путем заливки конца каната легкоплавким сплавом в стальной конусной муфте (РД2201-2-93 «Краны башенные строительные. Рекомендации по применению и эксплуатации стальных канатов» СКТБ БК г.Москва, с.8-14).
Недостатком известного технического решения является сложность технологического процесса, большая трудоемкость и вредность производства.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является приспособление для крепления грузового каната, выполненное в виде литого коуша, представляющего собой обойму с проушинами для закрепления на элементах конструкций оборудования, и гнездо под клин (см. ОСТ 22-253-72 «Втулки (коуши) клиновые», с.2, 4).
Недостатками указанного технического решения являются высокая стоимость отливок, необходимость 100% дефектоскопии дорогостоящими методами неразрушающего контроля и большой процент брака, связанный с наличием пор и раковин в литье.
В основе полезной модели стоит задача по устранению указанных недостатков и созданию сборно-разборной надежной универсальной и менее дорогостоящей в изготовлении конструкции, обеспечивающей безопасную эксплуатацию приспособления для крепления грузового каната.
Технический результат заключается в возможности неоднократной перепасовки конца каната и контроля его качества, в обеспечении равномерного приложения нагрузки грузового каната на его рабочую ветвь, отсутствии затрат на дорогостоящие методы дефектоскопии.
Технический результат достигается тем, что в известном приспособлении для крепления грузового каната, включающем коуш в виде обоймы с проушинами и гнездо под клин, согласно предложенному техническому решению коуш выполнен сборным, при этом в обойме установлена вставка, а гнездо под клин образовано посредством обоймы и вставки. Обойма изготовлена из листового проката.
Технический результат достигается также тем, что ось рабочей ветви грузового каната и продольная ось проушины обоймы совмещены.
Заявленная совокупность существенных признаков направлена на достижение поставленной задачи и технического результата. Предложенная конструкция полезной модели позволяет отказаться от более дорогостоящей технологии изготовления приспособлений, обеспечить безопасность их эксплуатации и надежность при закреплении канатов.
Полезная модель поясняется чертежом, где
на фиг.1 - представлен общий вид устройства;
на фиг.2 - вид А на фиг.1;
на фиг.3 - приспособление с закрепленным канатом;
Приспособление для крепления грузового каната, включает в себя коуш, содержащий обойму 1 с проушинами 2 и клин 3. В обойме 1 посредством пальцев 4, шайб 5 и шплинтов 6 установлена вставка 7 посредством которой и обоймы 1 образовано гнездо под клин 3. Коуш выполнен сборным, а обойма 1 изготовлена из листового проката, что обеспечивает универсальность и надежность конструкции. Ось 8 рабочей ветви грузового каната 9 и ось 10 проушины 2 обоймы 1 совмещены для исключения перекоса каната 9 и обеспечения равномерной нагрузки на его рабочую ветвь.
Устройство работает следующим образом.
Грузовой канат 9 огибает клин 3 таким образом, чтобы ось 8 рабочей ветви грузового каната 9 совпадала с осью 10 проушины 2 обоймы 1. Свободный конец грузового каната 9 после выхода из обоймы 1 крепится к рабочей ветви, например, зажимом 11. После приложения нагрузки к грузовому канату 9, при закрепленной обойме, например, посредством серьги к конструкции грузоподъемной машины, происходит перемещение клина 3 в гнезде до положения заклинивания, обеспечивающего надежное крепление каната.
Заявляемая конструкция приспособления для крепления грузового каната разработана на ОАО «Ржевский краностроительный завод», успешно прошла испытания и подтвердила безопасность эксплуатации и надежность при закреплении канатов.
1. Приспособление для крепления грузового каната, включающее коуш в виде обоймы с проушинами и гнездо под клин, отличающееся тем, что коуш выполнен сборным, при этом в обойме установлена вставка, а гнездо под клин образовано посредством обоймы и вставки.
2. Приспособление по п.1, отличающееся тем, что обойма выполнена из листового проката.
3. Приспособление по п.1, отличающееся тем, что ось рабочей ветви грузового каната и продольная ось проушины обоймы совмещены для исключения перекоса грузового каната и обеспечения равномерной нагрузки на его рабочую ветвь.