Якорь электрической машины
Сохе х Советских
Социалистических
Реснублин
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii 905945 (61} Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14. 02,80 (2 1 } 2 883409/24-07 (51)N. Кл. с присоединением заявки,%Н 02 К 1/22
3ЬвударетваамФ кеявтат
СССР ве авлаи вэебратехвй
Il втхдмткя (23)Лриоритет
Опубликовано 15.02.82. Бюллетень Ah 6
Дата опубликования описания 15.02.82 (53) УДК621.3. .043. 3 (088. 8) (72} Авторы изобретения
А. Д. Глущенко, С. A. Долгих, В. И. Киселе я А. П. Федотов (Ташкентский ордена Трудового Красного 3намени институт инженеров железнодорожного транспорта, (7(} Заявитель (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретеняе относится к электромашя ностроеняю я может быть использовано в тяговых электродвигателях тепловозов.
Известна конструкция якоря электро " двигателя ЭД-107 с напрессованной на вале шестерней (1).
Недостатком известной конструкции является то, что она не обеспечивает га рантярованного соединения вала с шестерней, яз-юа чего прон ходят провороты я ослабления ведущих шестерен тяговых электродвигателей, что сйяжает надежность.
Цель язобретеняя «повышение надеж ности соединения вала с шестерней.
3$
Указанная цель достягается тем, что в якоре электрической машяны, содержа . щам вал, на цяляндряческяй выходной конец которого насажена шестерня, между валом я шестерней размещена промежу/О точная втулка, а посадочные поверхностя вала я шестерня на участке размещения втулки выполнены с эксцентрнсятетом относятельно ося вращения якоря.
На фяг. 1 изображен якорь электрячес кой машины (его выходной конец); на фяг. 2 — разрез А-А на фяг. 1; на фяг.3разрез Б-Б на фяг. 1; на фяг. 4 - разрез В-E на фяг. 1.
На вап 1, посадочная поверхность которого на длине Х концевого участка обработана с эксцентрясятетом g относи» тельно ося 00 вращения якоря, насажена шестерня 2 с эксцентрично (также на величину Z относятельно ося 00) выпол ненным на длине Х посадочным отвер стяем.
Между валом 1 я шестерней 2 размещена промежуточная втулка 3 дляной (g-îß толщиной 22 я наружным дяамет ром (ЪФ2ф). Втулка 3 я шестерня 2 фиксируется на валу с помощью гайкя 4.
Работа предлагаемой конструкции заключается в том, что пря сборке между эксцентрично смещенными на концевом участке соедяненяя посадочными поверх ностямя sana 1 я шестерня 2 устанавливается промежуточная втулка 3 я фякся3 0594 руется гайкой 4. Причем эксцентричность
2 (при обработке концевых участков посадочных поверхностей вала 1 и шестерни 2) устанавливается таким образом, чтобы обработка отверстия шестерни начи- палась касанием поверхности 5, а обработка вала заканчивалась касанием поверхности 6. В этом случае промежуточная втулка 3 имеет одинаковую толщину, равнук 22 .. i0
Как видно из фиг. 3 и 4, соединение ,вала 1 и шестерни 2 осуществляется одновременно по двум поверхностям, образованным из центров 0 и О, смещен) аь!х между собой на величину 2, что исключает возмоЖность взаимного проворота вышеуказанных деталей.
Реальные размеры длины эксцентричного концевого участка Х и величины эксцентриситета, (а следовательно, и тол- щ щнны промежуточной втулки 22 ) зависит от размеров, й, и предпагаемого крутящего момента М<.
Посадка в соединении вала с шестерней и втулки с валом и шестерней может д быть относительно свободной (ходовая или скользящая), так как всю нагрузку при работе соединения принимает на себя ,промежуточная втулка, способная выдержать большие крутящие моменты при сравнительно небольшой собственной толщине и длине.
Осевые усилия, имеющие .сравнитель но небольшие значения, которые, возможно, возникают в соединении, принимает на себя достаточно мощная гайка 4. Зазор Ф необходим для осуществления натяга гайкой 4 шестерни 2 и втулки 3 на валу 1.
Формула изобретения
Якорь электрической машины, содержа» щий вал, на цилиндрический выходной конец которого насажена шестерня, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью пэвышения надежности соединения, между валом и шестерней размещена промежу .точная втулка, а посадочные поверхности вала и шестерни на участке размещения втулки выполнены с эксцентриситетом относительно оси вращения якоря.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Тепловоз 2ТЭ10Л, Под ред.
В. P. Степанова, М., Транспорт, 1970, с. 108-109, рис. 78.
905945
Составитель Ф. Подольская
Редактор М. Веселова, Техред E. Харитончик Корректор H. Швыдкая
Заказ 393/7 1 Тираж 7 1 8 Поднисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


