Сердечник статора электрической машины
Использование: электродвигатели общего назначения, например, в приводе стиральных машин, дерево- и металлообрабатывающих станков. Сущность изобретения: сердечник статора электрической машины, содержащий кольца нажимные, пакет сердечника статора с нажимными элементами для скрепления сердечника статора, пакет сердечника статора образован из элементарных пакетов, набранных из n-угольных листов, угловые части которых скруглены, пакеты повернуты друг относительно друга в тангенциальном направлении и образуют сегментные пазы, расположенные тангенциально, наружный контур которых образован дугами диаметра, а внутренние хорды и ширина - наружными сторонами и толщиной элементарных пакетов, при этом указанные элементарные пакеты заключены в корпус с наружными продольными ребрами, а тангенциальные сегментные пазы заполнены материалом, из которого выполнен корпус и представляют с ним и с кольцами нажимными единое целое, образуя соответственно продольные треугольные и тангенциальные сегментные внутренние ребра корпуса. Технический результат: улучшение охлаждения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям асинхронных электродвигателей общего назначения, и может быть использовано, например, в электроприводе стиральных машин, в дерево- и металлообрабатывающих станках.
Известен сердечник статора электрической машины (см. Яковлев А.И. Электрические машины с уменьшенной материалоемкостью. Энергоатомиздат, 1989, 240 с.; с. 11, 14-15, 40), который выполнен из n-угольных листов статора, объединенных в пакет таким образом, что наружные стороны листов образуют n-угольные призмы. Так как в середине листов статора (по длине наружных сторон) сечение магнитопровода ослаблено по сравнению с направлением по диагоналям листов статора, на сердечнике снаружи установлены ферромагнитные накладки в виде сегментов. При этом сегментные накладки могут быть выполнены из выштамповок у краев полосы из электротехнической стали, из которой были изготовлены листы статора. Сегментные накладки также могут быть получены путем прессования из ферромагнитного, например железного, порошка. Вершины угловых частей статора для уменьшения габаритных размеров сердечника статора могут быть удалены до некоторого диаметра, меньшего, чем диагонали вершин листов статора. Набранный из листов статора и опрессованный пакет скреплен элементами для скрепления, например, сваркой по наружной поверхности пакета и запрессован в корпус с наружными продольными ребрами, выполненный из алюминия. Указанные ферромагнитные накладки и корпус могут быть выполнены как одно целое путем прессования из ферромагнитного порошка на основе стали. Корпус имеет внутренние продольные и кольцевые ребра. При этом продольные ребра выполнены в виде ласточкина хвоста и расположены в специальных выштамповках в листах статора. Внутренние кольцевые (тангенциальные) ребра расположены за пределами пакета в зоне подшипниковых щитов. Однако указанный сердечник статора электрической машины обладает сравнительно худшими условиями теплоотдачи от обмотки статора к корпусу, так как, во-первых, пазы для укладки обмотки расположены на расстоянии, равном толщине ярма магнитопровода, от охлаждающего алюминиевого корпуса, а во-вторых, при посадке пакета в корпус в зоне посадки сохраняются определенные воздушные промежутки - микрозазоры, ухудшающие общую теплопроводность. При выполнении корпуса из стального порошка за одно целое с накладками указанные воздушные промежутки между ярмом и корпусом исключаются. Но при этом резко уменьшается теплопроводность от обмотки до наружной поверхности корпуса, так как коэффициент теплопроводности стали в 5 - 10 раз хуже теплопроводности алюминия. Поэтому наличие больших длин для прохождения тепла от обмотки по стали, а также воздушных включений на его пути ухудшает условия теплопередачи от обмотки. Это приводит, в свою очередь, к необходимости уменьшения токовых нагрузок в обмотке и, следовательно, к уменьшению мощности электродвигателя в данном объеме. Кроме того, известен сердечник статора электрической машины (см. Основич Л.Д., Шейнин А.М., Инкин А.И. и др. Особенности конструкции и вопросы проектирования электрических машин с малоотходным ярмом - радиатором. Межвуз. сб. науч. тр. : Электрические машины с составными активными объемами. Новосибирск, 1989, с. 20-26), являющийся прототипом предлагаемого изобретения и содержащий пакет сердечника статора, образованный из элементарных пакетов, набранных из n-угольных листов. Элементарные пакеты повернуты друг относительно друга на угол, кратный углу между пазами листов статора для укладки обмотки, образуя по наружному периметру зубчатый контур. С помощью элементов для скрепления, соединенных с нажимными кольцами, листы сердечника статора скреплены в пакет. При этом в качестве элементов для скрепления могут быть использованы скобы, располагающиеся на наружной поверхности пакета, или шпильки, расположенные в отверстиях в угловых частях листов статора и изолированные от последних. Так как наружные стороны листов статора имеют n-угольную форму, то при тангенциальном повороте n-угольных элементарных пакетов друг относительно друга указанные наружные стороны каждого элементарного пакета за исключением крайних будут иметь точки сопряжения (соприкосновения) с наружными сторонами смежных элементарных пакетов, расположенных с двух сторон. Точки сопряжения расположены симметрично относительно оси симметрии сердечника статора, проходящей через ось вращения, по i=1, 2, 3...концентрическим окружностям с диаметрами Di
Формула изобретения
1. Сердечник статора электрической машины, содержащий кольца нажимные, пакет сердечника статора и связанные с кольцами нажимными элементы для скрепления сердечника статора, пакет сердечника статора образован из элементарных пакетов, набранных из n-угольных листов, угловые части которых скруглены до диаметра Dс, элементарные пакеты повернуты друг относительно друга в тангенциальном направлении и образуют сегментные пазы, расположенные тангенциально, наружный контур которых образован дугами диаметра Dс, а внутренние хорды и ширина наружными сторонами и толщиной элементарных пакетов, при этом наружные стороны каждого элементарного пакета, за исключением крайних, имеют точки сопряжения с наружными сторонами смежных элементарных пакетов, точки сопряжения располагаются на i 1, 2, 3 концентрических окружностях с максимальным диаметром расположения точек сопряжения Dmax, при этом диаметры скругления угловых частей листов статора выполнены большими, чем максимальные диаметры точек сопряжения, т. е. Dс > Dmax, образуя в "свету" на наружной поверхности сердечника статора продольные треугольные канавки с внутренними вершинами, расположенными на Dmax, отличающийся тем, что указанные элементарные пакеты заключены в корпус с наружными продольными ребрами, указанные треугольные продольные канавки и тангенциальные сегментные пазы заполнены материалом, из которого выполнен корпус, и представляют с ним и с кольцами нажимными единое целое, образуя соответственно продольные треугольные и тангенциальные сегментные внутренние ребра корпуса. 2. Сердечник по п. 1, отличающийся тем, что указанные элементы для скрепления сердечника статора являются продольными внутренними ребрами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2