Соединение деталей типа вал-втулка
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Сов етсник
Социапмстичесник республик
<и,. 868) 61 (61) Дополнительное к авт. свил-ву
° (И)М. Кл. (22) 3 явлено 25.03 . 80 (21) 2874853/25-27 !. с присоелммеимем заявки М
F 16 0 1/08
F 16 В 3/00
1ооудоротееиный комитет
СССР. по делам иаобретеинй к открытий (28) Приоритет
Опубликовано 30.09.81. Бюллетень М 36 (53) УДК 621 229. .314(088.8) Дата опубликования описания 02. 10.81 с
«1
/ (72) Автор изобретеиия!
1
3, l Ю с . f
В. Е. Ляшенко
Ворошиловградский тепловоэостроительный эавЬд им. Октябрьской Революции (Производственное объединеиие тепловоэостроения) (71) Заявитель (54) СОЕДИНЕНИЕ -ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для крепления и осевой фиксации различных деталей, например шкивов, эубчатьгх колес, муфт, рычагов, 5 и т.п. на концах валов.
Известно шпоночное соединение деталей типа вал-втулка с помощью пары продольных шпонок, установленных s диаметрально противоположных пазах вала и совмещенных с ниии пазах втулки; взаимодействующими своими наружными гранями со сферическими концами винтов, ввернутых во втулку, причем грани шпонок выполнены клиновыми с уклонаии,направленными в противоположные стороны 1.11 .
Недостатком этого шпоночного соединения является усиленный износ сферических концов стопорных винтов вследствие точечного контакта стопорящихся элементов, а значит и появляющаяся отсюда ненапежность осевого фиксирования втулки на валу. Кроме того, йредставляет также неудоьство переустановка втулки вдоль оси вала, так как стопорящие винты расположены с диаметрально противоположных сторон вала.
Наиболее близким к предлагаемому является соединение-деталей типа вал-втулка с помощью соединительной пластины, размещенной в сквозном продольном пазу вала и в двух продольньпс диаметрально противоположных пазах втулки 21.
Однако ro соединение ненадежно в работе, так как втулка может гойти с вала под воздействием возмущающихся сил. Кроме того, детали этого соединения необходимо обрабатывать достаточно точно, а в процессе эксплуатации невозможно регулировать.
Цель изобретения — повышение надежности соединения и у тобстяа в эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что соединение детй тей пластины, размещенной в сквоэнои продольном пазу
8681
Формула изобретения,вала и в двух продольных диаметрально противоположных пазах втулки, снабжено осью и упорными винтами, упорные винты установлены,в торце ва" ла с возможностью взаимодействия с
S соединительной пластиной, а ось перпендикулярна валу, пазы во втулке вы-,. полнены параллельно наклонными, а со-. единительная пластина — с овальным отверстием под ось и эксцентричными 10 относительно оси участками, при этом соединительная пластина установлена на оси, а ее эксцентричные участки размещены в пазах втулки.
На фиг. 1 показано предлагаемое
15 соединение, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
Соединение деталей содержит вал 1, соединительную пластину 2, ось 3, втулку 4 и винты 5.
Вал 1 имеет сквозной продольный
20 паз a, по ширине равный ширине соедиьп тельной пластины, выполненной с эксцентричными участками б и установленный своим овальным отверстием В с зазором в вертикальной плоскости на
25 оси 3, укрепленной на валу перпендикулярно боковым стенкам паза. Максимальный размер g соединительной пластины 2 должен быть больше линейного размера 8 по нормали к наклонным поверхностях шпоночных пазов t втулки 4.
Этому же условию дблжен подчиняться и размер h овального отверстия соеди ннтельной пластины IIo отношению к диа метру оси 3. ..35
Такое исполнение соединения обеспечивает ему плавающий зажим втулки 4 йа валу 1.
Втулка 4, надетая на вал 1 имеет два диаметрально расположенных шпо-,40 ночных паза 1 с уклонами с6 контактиру. ющих с соответствующими боковыми эксцентричными поверхностями соединитель. ной пластины. Винты 5, установленные в резьбовых отверстиях на торце вала 45 по обе стороны от его оси в области ,сквозного паза, служат для поворота соединительной пластины в ту или иную сторону и стопорения ее после заклинивания. S0 . Соединение деталей работает следую. щим образом.
Втулку 4 устанавливают в нужном положении на валу 1 так, чтобы баков и эксцентричные поверхности соедини55 тельной пластины вошли в соответствующие шпоночные пазы втулки 4. Затем ввертыванием нижнего винта 5 повора"
61 4 чивают соединительную пластину по часовой стрелке до тех пор, пока она, одновременно вращаясь вокруг оси, передвигаясь в пазу вала в вертикальной плоскости и взаимодействуя своими эксцентричными противоположнымн поверх" костями с соответствующими наклонными поверхностями обоих шпоночных пазов втулки, не заклинивается. После этого верхним винтом 5 дополнительно фикси1 руют получившееся соединение.
Таким образом, соединительная пластина, обеспечивая линейный контакт стопорящихся деталей, удерживает в ( осевом направлении втулку на.валу и ,одновременно передает крутящий момент.
При необходимости снять втулку с вала или переустановить ее вдоль продольной оси последнего вывертывают нижний и ввертывают верхний. винты до тех пор, пок соединительная пластина, вращаясь на оси против часовой стрелки, не обеспечит возможность беспрепятственного передвижения или сьема с вала втулки, Соединение деталей повышает надежность соединения с. прягаемых деталей и и создает удобства в эксплуатации для правильной установки и при частой переустановке различных деталей на валу.
Особенно эффективно предлагаемое соединение деталей работает в клиноременных передачах при установке шкивов и в консольных конических зубчатых передачах, где, как известно, ошибка в изготовлении длин образующих конусов ведет к неправильном за. цеплению M преждевременному износу зубьев.
Соединение деталей типа вал-втулка с помщью соединительной пластины, размещенной в сквозном продольном пазу вала и в двух продольных диаметрально противоположных пазах втулки, . о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности соедине" ния и удобства эксплуатации, оно снабжено осью и упорными винтами, упорные винты установлены в торце вала с воэможностью взаимодействия с соединительной пластино!, а ось перпендикулярна валу, пазы во втулке выполнены параллельно наклонными, а соединительная пластина — с овальным отверстием иод ось и эксцентричными относительно оси участками, прн этом соединительная пластина установлена на оси, а ее эксцентричные участки размещены в пазах втулки.
Источники информации, принятые во внимание прИ экспертизе
868 l 6! 4
I. Авторское свидетельатаа,СССР
М 562682, кл. F )6 0 !/08, )974.
2. Патент США У 2332271 ° кл. 287-52.02, l943 (прототип).
В6В)6) Составитель И. Проконичев
Редактор М. Ткач ТехредС Ингтноаа Корректор В,Бртята
Заказ В278/4! Тирвк )009 Подписное
В)1ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !
)1035 Москва Ж-35 Рауаская наб,> д. 4/5
Фнпиял ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4



