Устройство для исследования аэроупругости высоких строительных сооружений

 

Союз повети«ни

Соцнппнетнчееннх

Раепубпн«

1н866430 (61) Дополнительное к лет. сеид-ву(22) Заявлено 20.03.79 (21) 2743230/40-23 с присоединением заяви« М (23)йрноритетОпублнковано 23-09.81. 81оллетень М 35

Дата опубликования описания 26.09.81 (51)N. Кл.

Я 0l М 9/00

3bcyaspersee4 иинитвт

CCCI ие аелзи имврвтвиий и вгкрыгий (53) УДК 533.6. .07 i (088,8) М. Д. Белов и П. A. Бычков (72) Авторы изобретения (71) Заявитель. (54) УСТРОИСЧВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АЭРОУПРУГОСТИ

ВЫСОКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при испытаниях моделей высоких сооружений {типа телебашен, маяков, дымовых труб и т.п.) в. потоке воздуха, когда вектор скорости потока перпендикулярен вертикальной оси сооружения.

Известно устройство для исследования устойчивости и прочности крупноразмерных конструкпий - связки плотов, которое содержит геометрически подобную натурному изделию модель и рычаг, приводяший в движение модель путем вращения его вокруг оси в бассейне с водой ГХ2.

Недостатком этого устройства является то, что оно не обеспечивает моделирование натурных аэроупругих колебаний высоких строительных сооружений но числам Рейнольдса,(Яе), Коши (Са), Струхали (5$ ), числу гомохропности (1-) и декремнйату (о) затухания колебаний в материале модели.

Наиболее близким по своей технической сушности к изобретению является устройство для исследования аэроупругих высоких строительных сооружений, содержашее помешенную в поток аэродинамической установки геометрически подобную натурному сооружению- (основную) модель, которая выполнена в виде прямого пилиндра с изменяемой формой в плане f2).

Устройство позволяет исследовать аэроупругие колебания строительной конструкции в потоке воздуха в зависимости от заданной формы его модели.

Недостатком данного устройства swtN ется то, что оно не обеспечивает модели15 рование п6 числам Рейнольдса, Коши, Струхаля, гомохронности и декременту затухания, особенно при испытаниях особо высоких строительных сооружений высотою, 300 м и выше.

При испытаниях такого рада сооружений в аэродинамических установках модели составляют менее 0,01 размера натурного объекта, что приводит к невоспроизведению

3 86 инеяфрнных (массовых) и жесткостных характеристик строительной конструкции и искажению законов их аэроупругих колебаний в потоке.

Бель изобретения — обеспечение моделирования инерционных и жесткостных ха- рактеристик при колебаниях сооружения в потоке на моделях масштаба 0,01 и менее, а также обеспечение моделирования плоских форм иэгибных колебаний сооружений и устранение влияния немоделируемых аэроупругих нагрузок., Поставленная цель,достигается тем, что устройство для исследования >аэроупругости высоких строительных сооружений, содержашее помещенную в поток устайовкй геометрически подобную натурному сооружению основную модель, снабжено дополнительной моделью, размещенной вне потока и равной по высоте основной модели и соединенной с ней системой тяг, снабженных шарнирами в местах их заделки в моделях, при этом формы поперечных сечений дополнительной модели подобны в каждом сечейии формам исследуемого сооружения.

Кроме того, дополнительная модель размещена внутри обтекателя, в котором выполнены окна для системы тяг.

Модели снабжены системой маятниковой подвески, выполненной в виде траверс и шарнирно связанных с ними и моделями параллельных стержней.

На фиг. 1 дана схема устройства, вид в плане; на фиг. 2 - схема выполнения системы маятниковой подвески моделей; на фиг. 3» пример размещения устройства в аэродинамической установке; на . фиг. 4 - сечение A-А на фиг. 3.

6450 4 (н.п.), и разгружает от. действия лобовых сил (фиг. 2).

Плита 9 совместно с моделями 1 и 2, обтекателем 4 и системами тяг 5 и маятниковой подвески 10, 11 и 12 размещается внутри аэродинамической установки например роторной трубы. Труба, выполнена в виде, например, газогольдера 13 высокого давления (фиг. 3 и 4), в кото-, гр ром размещена осесимметрично ему ци1 линдрическая оболочка 14, приводимая во вращение приводом 15. Плита 9 закрепляется s газогольдере 13 так, чтобы ось обтекателя 4 совпадала с осью враЖения цилиндрической оболочки 14. Шарниры 6 и 12 для обеспечения в них минимального трения выполнены, например, упругими. Основания 1 и дополнительная 2 модели изготовлены as материала е декрементом затухания колебаний в нем, равным двкременту затухания колебаний в материале натурного сооружения.

Внешние е внутренние обводы, в поперечных сечениях дополнительной модели 2 выполнены топологически подобными натурным сечениям исследуемого сооружения, т.е. выполнены в двух различных масштабах изменения длин. Так, например, для натурной дымовой трубы масштабы изменения радиусов в поперечных сечениях дополнительной модели 2 задаются следующими соотношениями

Устройство состоит иэ двух моделейосновной 1 и дополнительной 21. Основная модель 1 размещена в потоке воздуха с вектором скорости (н.п.) 3, а дополнительная модель 2 — в обтекателе 4, выполненном, например, разъемным (в виде отдельных частей). Модели 1 и 2 объединены в единую механическую систему с помощью жестких тяг 5 и шарниров 6. Шарниры 6 установлены в окнах

7 моделей 1 я 2. Тяги 5 пропущены через окна 8 в обтекателе 4. Основания моделей 1 и 2 и обтекателя 4 заделаны в плите 9. Посредством ряда траверс 10, 10, 10 ..., связанных со стержнями 1Q, 11, 11 ... шарнирами 12, 12, 12 ..., модели 1 и 2 подвешены как на маятнн-1 ках, что обеспечивает их колебания в плоскости, нормальной направлению потока 3

55 1+ Чд о -4, 4т.

Ю) -Q ;

У и

Pg -- —:-ЬЮфазКерная погонная мас-.

Урмо совая плотность в поперечном сечении натурной трубы на высоте Н ф 0:, 4о где R и r< - внешний и внутренний радиусы дополнительной мо дели 2 на высоте Й 4 0;

R„„ R> — внешние радиусы натурной

О трубы иа высотах Й Ф 0 и

Й 0- соответственно; =К. /Я - масштаб изменения длин

:ио ло основной модели 1;

Ч,Ч вЂ” функции высоты Й Ф 0 дополнительной модели 2

50 q=(3+ Ч .) .=5M °

8664

E3 = безразмерная жесткость на

«Ихчн

"> Е хч но изгиб в поперечном сечении натурной трубы на высоте

Н 0 относительно осиХХ; и

R = - безразмерный внешний ра5 н д диус в поперечном сечении .натурной трубЫ на вйс*оте

НФО;

Ц о — значения функций М и V

8 на высоте Н ф 0 о"" =Я «1, - толщина стенки трубы дополнительной модели 2 на вь соте Н = 0; зо — o

R = - частное от деления внешне-, %0 Q го радиуса в поперечном сечении дополнительной модели 2 к одноименному радиусу основной модели 1 на 25 высоте Й = 0

Индексами здесь обозначены значения н- натуры, м-модели, 1-основной модели, 2- дополнительной модели, 0- поперечного сечения на высоте Н=О. 30

Устройство работает следующим образом.

В гаэогольдер 13 подается воздух под заданным давлением (g р 100 атм), соз- давая в полости между обтекателем 4 и оболочкой 14 необходимую для обеспечения подобия плотность. Оболочка 14 приводится во вращение с помощью двигателя 15, размещенного внутри (или вне) газого; ьдера 13, до заданной угловой ско- 40 рости вращения ы . Вследствие наличия сил рения создается поток в установ ке с заданной плотностью и скоростью движения.

Основная модель 1, размещенная в потоке, нагружается аэродинамическими силами Эти силы с помощью тяг 5 передаются на дополнительную модель 2. Так ,как дополнительная модель 2 более мас« @вная s жесткаи еМ основная l, то она 50 ограничивает ее колебания в потоке 3.

Инерционные и упругие силы, обусловленные колебаниями дополнительной модели

2, через тяги 5 передаются на основную модель 1, и тем самым обеспечивается связность колебаний обеих моделей. Бла годаря наличию такой системы связи сил (аэродинамических, упругих и инерционных)

: совместные связные колебания обеих моделей

30 6

1 и 2 подобны колебаниям натурного сооружения. При этом в испытаниях реализуются критерии подобич Re, Ca, Г,Ф. Это обеспечивает динамическое подобие, а поэтому напряжения, амплитуды и частоты колебаний основной модели 1 будут подобными действительным, реализующимся на натурном сооружении.

После выхода установки на заданную скорость потока измеряются упругие удлинения в точках основной модели 1. Относительные удлинения на внешних обводах натурного сооружения находятся по одноименным удлинениям в сходственных точках основной модели 1 на сходственных режимах испытаний.

Предлагаемое устройство позволяет обеспечить моделирование инерционных и жесткостных характеристик при колебаниях высоких сооружений в потоке воздуха на моделях любого масштаба, например масштаба 0,01 и менее, поскольку выбор попоперечных размеров дополнительной модели внутри обтекателя ничем не ограничен; определить по пересчету с модели на натуру амплитуды колебаний натурных сооружений в потоке воздуха вплоть до нагрузок при скорости урагана и выбрать размеры в поперечных сечениях натурного сооружения, обеспечивающие на практике необходимые запасы прочности и устойчивости сооружения, что сокращает расходы материала на возведение этого сооружения.

Формула изобретения

1. Устройство для исследования аэроупругости высоких строительных сооружений, содержащее помещенную в поток аэродинамической установки геометрически подобную натурному сооружению основную модель, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью обеспечения моделирования инерционных и жесткостных характеристик при колебаниях сооружения в потоке на моделях масштаба 0,01 и менее, устройство снабжено дополнительной моделью, размещенной вне потока и равной по высоте основной модели и соединенной с ней системой тяг, снабженных шарнирами в местах их заделки в моделях, при этом формы поперечных сечений дополнительной модели подобны в каждом сечении формам исследуемого сооружения.

2. Устройство по п. 1 о т л и ч а юш е е с я тем, что дополнительная модель

86 размешена внутри обтекателя, в котором выполнены окна для системы тяг.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целые обеснечения моделирования плоских форм изгибных колеоаний сооружений и устранения влияния немоделируемых аэроупругик нагрузок, модели снабжены системой маятниковой подвески, выполненной в виде граверс и

6430 шарнирно связанных с ними и с моделями параллельных стержней.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 561102, кл. Я 01 М 10/00, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 553511 кл. (j 01 N 9/00, 1974 (прототип) .

866430

Составитель В. Шкетов

Редактор В. Еремеева Техред А.Савка Корректор Г. Назарова .

Заказ 8085/65 Тираж 910 Подписное

ВНИИЛИ . Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

11ЗОЭ5, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проеитнаи, 4

Устройство для исследования аэроупругости высоких строительных сооружений Устройство для исследования аэроупругости высоких строительных сооружений Устройство для исследования аэроупругости высоких строительных сооружений Устройство для исследования аэроупругости высоких строительных сооружений Устройство для исследования аэроупругости высоких строительных сооружений Устройство для исследования аэроупругости высоких строительных сооружений 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано при изучении ламинарных течений газа

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике летательных аппаратов

Изобретение относится к способам получения в наземных условиях высокоэнергетических потоков рабочего газа, пригодных для моделирования условий гиперзвукового полета в атмосфере Земли

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для определения коэффициента лобового сопротивления тел в разреженных средах, изобретение позволяет расширить экспериментальные возможности за счет обеспечения определения коэффициента лобового сопротивления тел в свободномолекулярном потоке газовой среды

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к вакуумным аэродинамическим установкам, обеспечивающим моделирование условий полета летательных аппаратов (ЛА) в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения напряжения трения на поверхности самолетов, судов, автомобилей и других транспортных средств и их моделей

Изобретение относится к технике и методике эксперимента в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области аэрокосмической техники, а именно, к способам определения аэродинамических характеристик - зависимостей коэффициентов аэродинамических моментов от определяющих переменных: углов атаки, скольжения и углов отклонения рулей, формы указанных зависимостей и их числовых параметров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при испытаниях транспортных средств
Наверх