Устройство для торможения асинхронного электродвигателя
iiii 790072
Сонзз Советскыи
Социалистические
Республик
ОП ИСЛНИИ
N3©S e e S
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополннтельное к авт. свнд-ву(22)Заявлено 14.01.76 (21)2314488/07 (51)М. Кл .
Н 02 К 7/102с присоединением заявки,%—
Государственный комитет
СССР (23) П риоритет (53) УДК621.313, .33. 1(088.8) 60 делам изобретений и открытий
Опубликовано 2 3. 12.80. Бюллетень № 47
Дата опубликования описания 26.12.80 (72) Авторы изобретения
10. П. Шевель и Э. N. Гусельников (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ диском $1).
Изобретение относится к электродвигателям переменного тока, в частности к устройствам щтя торможения асинхронных. двигателей, и может найти применение в приводах различных механизмов и машин, требующих быстрого и
5 точного останова рабочего органа или всего механизма, наприМер вгрузоподьем-. ных машинах, в металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках и т.ц, 1О
Известен самотормозящийся асинхронный двигатель, оснащенный тормозным устройством, в котором растормахсивание осуществляется посредством поцпружинен:ной электромагнитной вставки на роторе, 15 подвижной в аксиальном направлении и кинематически связанной с тормозным
Недостатками известного двигателя являются увеличенные аксиальные размеры и усложненная конструкция роторов, таккак для .получения заданных тормозных моментов требуется устанавливать на сердечнике ротора циамагнитные прокладки, повышающие сцепление магнитного потока ротора с указанной вставкой.
Наиболее близким к предлагаемому по технической. сущности и цостигаемому эффекту является устройство цля торможения асинхронного электродвигателя с ротором, содержащее тормозной диск, размещенный на валу ротора с возможностью аксиального и тангенциального смещения, и систему отжимных шайб, снабженных обращенными друг к другу наклонными поверхностями, Ъ между которыми:установлены тела качения 12).
Однако для получения растормаживающего усилия требуются дополнитель- ные электромагнитные узлы, увеличивающие габариты, вес устройства и электродвигателя и ухуцшающие их энергети— ческие характеристики.
Кроме того, расположение в известном тормозном устройстве усилителей
90072
3 7 торможения по периферии тормозного диска с противоположной стороны от тормозной пружины приводит к значительному уменьшению тормозного момента, а, следовательно, и к уменьшению точности останова двигателя.
Uem изобретения — повышение точности останова и улучшение весо-габаритных характеристик устройства торможения для асинхронных самотормозящихся двигателей, преимущественно для двигателей с электромагнитной вставкой нароторе.
Поставленная цель достигается тем, что система тормозных шайб установлена на валу ротора между тормозным диском и ротором, причем одна из тормозных шайб жестко связана с тормозным диском, а другая - с валом электродвигателя.
На фиг. 1 схематически изображен электродвигатель, общий вид на фиг. 2— тормозное устройство с дисковыми тормозными поверхностями;-на фиг. 3— вид на ступицу тормозного диска и конец вала; на фиг. 4 — расположение замыкающих пружин между отжимными шайбамие
В статоре 1 электродвигателя расположен ротор 2, снабженный короткозамкнутым кольцом 3. К неподвижной кони- ческой поверхности тормозного кольца
4 прижата фрикционная накладка 5, укрепленная на тормозном диске б с которым соединен вентилятор обдува двигателя
Тормозной диск 6 имеет ступицу 8, перемещающуюся по валу 9 двигателя.
С тормозным диском 6 неподвижно соединена отжимная шайба 10. Другая отжимная шайба 11 неподвижно укреп, лена на валу 9 двигателя Между отжимными шайбами 10 и 11 расположены тела 12 качения (шарики или ролики).
Тяги 13 связывают ступицу тормозного диска 6 с магнитной вставкой 14.
Йа магнитной вставке 14 укреплено балансировочное кольцо 15, для отжима которой и замыкания тормозных поверхностей используются пружины 16 или
17. Магнитная вставка 14 входит в ,. конйчэскую выточку 18 ротора.
Для обеспечения срабатывания механизма отжимных шайб на ступице 8 имеется . aaa 19.
Устройство работает следующий"образом.
При включении . ..электродвигателя в сеть за счет магнитного тока ротора 2
4 магнитная вставка 14 втягивается в коническую выточку 18 и через тяги
13 перемещает в сторону двигателя ступицу 8 тормозного диска 6 с самим диском 6 и укрепленными на нем фрикционными накладками 5. При атом сжимаются пружины 16 или 17, тормоз растормаживается и остается в расторможенном состоянии на время, пока включен двигатель.
При отключении двигателя магнитная вставка 14 отжимается от Ротора 2 пружиной 16.или через тяги 13 пружина.ми 17.
Одновременно с магнитной вставкой
14 перемешается тормозной диск 6 до тех пор, пока его фрикционные накладки 5 не соприкоснутся с поверхностью. тормозного кольца 4, После соприкосновения тормозной диск 6 уменьшает свою угловую скорость быстрее, чем ротор 2 двигателя и его вал 9.
Отжимные шайбы 10 и 11-в связи с этим перемещаются друг относительно друга. Тела качения 11, расположенные между отжимными шайбами 10 и 11, 1 перекатываются по скошенным поверхностям и раздвигают отжимные шайбы
10 и 11 в аксиальном направлении что вызывает увеличение силы, сжимающей тормозные поверхности, и соответствен- но увеличение тормозного момента.
Усиление тормозного момента может быть весьма большим, вплоть до мгновенного глухого заклинивания тормозных поверхностей, и определяется расчетом системы- отжимных шайб 10 и 11.
Растормаживание происходит в противоположном изложенному выше порядке.
Увеличение тормозного момента тормозного устройства повышает точность останова и уменьшает вес и габариты электродвигателя.
Формула изобретени я
Устройство для торможения асинхронного алектродвигателя с ротором, выполненным, например, с подпружиненной электромагнитной вставкой, содержащее тормозной писк, размещенный на валу ротора с возможностью аксиального и тангенциального смещения, и систему отжимных шайб, снабженных обращенными друг к другу наклонными поверхностя; ми, между которыми установлены тела качения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыше и я точности останова и улучшения весо-габаритных характеристик, система отжимных шайб установлена на валу ротора между тормозным
79007 2 диском и ротором, причем одна из тормоз ных шайб жетско связана с тормозным диском, а другая — с валом алектродвигателя.
Источники информации, принятые во внимание при акспертизе
1. ГУсельников Э. М. и др, Самот мозящиеся электродвигатели. M., Энергия", 197 1.
2. Авторское свидетельство СССР
N9 398000, кл. Н 02 К 49/00, 1871.
790072
10 !
Фиск
Составитель В. Никаноров
Редактор H. Черный Техред Н.Бабурка. Корректор Н. Бабинец
Заказ 9050/54 Тираж 783 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4



