Судно"
1 l
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (»>772474 (61) Дополнительный к патенту (51) М. К. (22) Заявлено 290378 (21} 2601801/27-11 (32) 30. 03. 77
26.11.77 (ЗЗ) Япония (23) Приоритет
36778/77
141908/77
В 60 V 1/04
В 60 V 1/18
В 60 V 3/06
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий
Опубликовано 1 51 080. бюллетень М 3 8
Дата опубликования описания 181080 (53) УДК 629.124.9.. 039. 002. 54 (088. 8) (72) Автор изобретени я
Иностранец
Ютака Канеи (Япония) (7!) заявитель (54) СУДНО
Изобретение относится к судостроению.
Известно судно, содержащее корпус с бортовыми скегами и разновысотными носом и водоизмещающей кормой, причем нос приподнят по отношению к корме, а под корпусом образована область воздушной каверны, пневматически связанная с источником повышенного давления (11 .
Недостатком такого судна является то, что при движении на волнении происходит значительная потеря скорости, что ухудшает его ходовые качества. 15
Наиболее близким техническим решением к описываемому изобретению является судно, содержащее корпус с листовой обшивкой, бортовыми скегами, водоиэмещающей кормой и разновысотны- 20 ми носовой и кормовой частями днища корпуса, причем носовая часть днища приподнята по отношению к кормовой части и образует с бортовыми скегами под собой область воздушной каверны, 25 пневматически связанную с источником повышенного давления, причем под носовой частью днища корпуса между бортовыми скегами закреплена жесткая пластина 2 .
Однако и у такого судна при движении на волненич снижается скорость хода, возникает качка, что ухудшает ходовые качества судна.
Целью изобретения является повышение ходовых качеств судна.
Цель достигается тем, что в предлагаемом судне источник повышенного давления пневматически связан с областью воздушной каверны в районе эа жесткой пластиной со стороны кормы, причем корпус выполнен с балластной цистерной, пневматически сообщенной с источником повышенного давления.
Жесткую пластину целесообразно выполнять с каналами для сообщения с источником повышенного давления и с носовой полой наделкой треугольного сечения вдоль корпуса судна, снабженной струенаправляющими выпускными соплами, которые расположены вверху и внизу жесткой пластины.
Между кормовой частью и жесткой пластиной может быть установлен плоский рассекатель.
Носовая часть корпуса может быть выполнена с наделкой, имеющей возможность возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости.
772474
Кроме того, корпус судна может быть выполнен с дополнительными промежуточными скегами, параллельными бортовым.
Целесообразно, чтобы вышеуказанная наделка была снабжена приводом
5 для ее возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости, а носовая часть корпуса выполнена с направляющими, передним выступом и задним пазом для перемещения по ним вышеуказанной наделки.
На фиг. 1 схематически изображено описываемое судно типа "катамаран", вид спереди; на фиг. 2 — сечение А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — описываемое судно с одним корпусом, вид спереди;
:на фиг. 4 — то же, вид снизу; на фиг. 5 — вид сбоку на нос описываемого судна; на фиг. 6 — продольное вертикальное сечение носовой части описываемого судна; на фиг. 7 — 20 узел I на фиг. 2; на фиг. 8 — вертикальное сечение бокового скега; на фиг. 9 — горизонтальное сечение бокового скега, на фиг. 10 — вертикальное продольное сечение одного из ва- 5 риантов описываемого судна; на фиг. 11 — вертикальное продольное сечение другого варианта исполнения описываемого судна.
Описываемое судно содержит корпус Зр
1 с листовоЦ обшивкой, бортовыми скегами 2, водоизмещающей кормой и разновысотными носовой 3 и кормовой 4 частями днища корпуса 1. Часть 3 приподнята по отношению к части 4 и образует со скегами 2 под собой область.
"В" воздушной каверны, пневматически связанную с источником 5 повышенного давления. Под частью 3 между скегами
2 закреплена жесткая пластина 6. Источник 5 повышенного давления пнев- 4 матически связан с областью "В" в ра-. йоне за пластиной 6 со стороны кормы.
Корпус 1 выполнен с балластной цистерной 7, пневматически сообщенной с источником повышенного давления. 45
Пластина 6 может быть выполнена с каналами 8 для сообщения е источником.
5 повышенного давления и с носовой полой наделкой 9 треугольного-сечения вдоль корпуса 1, снабженной. струенаправляющими выпускными соплами 10, которые расположены вверху и внизу пластины 6.
Между частью 4 и пластиной 6 между скегами 2 целесообразно устанавливать плоский рассекатель 11.
Часть 3 может быть выполнена с наделкой 12, имеющей возможность возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости. Корпус 1 может быть выполнен с дополнительными 66 промежуточными скегами 13, параллельными скегам 2.
Наделка 12 может быть снабжена приводом 14 для ее возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плос- 65 кости, а часть 3 может быть выполнена с направляющими 15, передним выступом 16 и задним пазом 17 для перемещения по ним наделки 12..
От источника повышенного давления воздух повышенного давления может поступать через выпускное отверстие 18 в область "В" через выпускиое отверстие 19 — в цистерну 7 и через сопла
10 в пластине 6 также в область "В".
На стоянке судна подача воздуха повышенного давления от источника 5 повышенного давления в область "В", цистерну 7 и по каналам 8 в пластину
»6 прекращается. Вода заполняет пространство между скегами 2, и судно оказывается в водоизмещающем состоянии (штрих-пунктирная ватерлиния на фиг. 2).
При начале движения судна воздух повышенного давления от источника 5 повышенного давления начинает поступать через отверстия 18, 19 и сопла
10 соответственно в область "В" и цистерну 7. При этом пластина 6 разделяет поток воды на верхний, движущийся над пластиной б,и нижний, движущийся под этой пластиной. Между этими потоками образуется воздушная полость, в которую поступает воздух через сопла 1,0. Воздух, поступающий в полость "В" через отверстие 18, вытесняет воду из пространства между скегами 2. Верхний поток воды над пластиной 6 предотвращает утечку воздуха из.области "В" вперед. Смыкающиеся за пластиной 6 верхний и нижний пртоки воды ограничивают .истечение из области "В" снизу и в сторону части 4. Кроме того, регулируя поступление воздуха в цистерну 7, можно изменять ее плавучесть. Все это позволяет удержать описываемое судно на плаву с более высокой ватерлинией (сплошная линия на фиг. 2), которая опущена ниже части 3. В результате этого волновое сопротивление, воздействующее на часть 3 (и судно в целом), значительно снижается, что обеспечивает легкий ход этого судна с повышенной скоростью.
Наличие рассекателя 11 между скегами 2 позволяет увеличить воздушную полость между верхним и нижним водяными потоками над пластиной 6.
Наличие подвижной в вертикальном направлении наделки 12 позволяет регулировать величину верхнего водяного потока над пластиной 6, а. значит, позволяет предотвращать утечку воздуха из области "В" при различных скоростях движения судна.
Формула изобретения
1 ° Судно, содержащее корпус с листовой обшивкой, бортовыми скегами, водоизмещающей кормой и раэновысот772474 ными носовой и кормовой частями днища корпуса, причем носовая часть днища приподнята по отношению к кормовой части и образует с бортовыми скегами под собой область воздушной каверны, пневм тически связанную с источником повышенного давления, причем под носовой частью днища корпуса между 6ортовыми скегами закреплена жесткая пластина, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения ходовых качеств, источник повышенного давления пневматически связан с областью воздушной. каверны в районе эа жесткой пластиной со стороны кормы, причем корпус выполнен .с балластной цистерной, пневматически сообщенной с источ- 15 ником повьииенного давления.
2. Судно по и. 1, отличаю— щ е е с я тем, что жесткая пластина выполнена с каналами для сообщения с источником повышенного давления и 2О с носовой полой наделкой треугольного сечения вдоль корпуса судна, снабженной струенаправляющими выпускными соплами, которые расположены сверху и снизу жесткой пластины.
3. Суднопопп. 1и 2, о тли ч а ю щ е е с я тем, что между кормовой частью и жесткой пластиной между бортовыми скегами установлен плоский рассекатель.
4. Судно по пп. 1, 2 и 3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что носовая часть корпуса выполнена с наделкой, имеющей возможность воэвратнопоступательного перемещения в вертикальной плоскости.
5. Судно по пп. 1, 2, 3 и 4, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что его корпус выполнен с дополнительными промежуточными скегами, параллельными бортовым.
6. Судно по и. 4, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что вышеуказанная наделка снабжена приводом для ее возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости, а носовая часть корпуса выполнена с направляющими, передним выступом и задним пазом для перемещения по ним вышеуказанной наделки.
Приоритет по пунктам:
30.03.77 по пп. 1, 2, 3;
26.11.77 по пп 4, 5, 6.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Справочник "DANE s Surface
Skimmers Hovercraft ап4 Hydrofoil", London 1972-73, р. 320.
2. Патент CIQA 9 3.117.545, кл. 114-66.5, опублик. 14.01.64 (прототип).
772474
Рог 7
Фиг.9
Составитель B. Афонин
Редактор Л. Батанова Техред A.Ùåïàíñêàÿ Корректор М. Вигула
Заказ 6732/74
Тираж 763 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, NocKBa, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4




