Амфибийное судно на воздушной подушке
Изобретение относится к транспорту и касается конструирования амфибийных скеговых судов на воздушной подушке. Сущность изобретения заключается в том, что судно содержит надувной борт. Он закреплен на жестких бортах корпуса по периметру судна. Его корпус имеет гибкое ограждение воздушной подушки, включающее в себя боковые скеги, передний и задний гибкие элементы. Судно выполнено с двигателем, а также с движительной и нагнетательной установками с механизмом их привода и системой управления. Боковые скеги гибкого ограждения внешними краями закреплены на надувном борте, а внутренними - на днище корпуса судна. Гибкое ограждение имеет центральный скег, секционирующий область воздушной подушки на левую и правую отдельные камеры. Рулевое устройство нагнетательной установки выполнено регулирующим нагнетание воздуха в эти камеры. Рулевое устройство может иметь управляющие заслонки, размещенные в нагнетательной установке. Скеги могут иметь протекторы. Корпус может выполняться разъемным. Днище корпуса выполнено плоским, а его носовая часть - наклонной под углом атаки относительно горизонтали, который может находиться в пределах 10 - 14o. Движительная установка может выполняться в виде воздушного винта в кольцевой насадке, за которым целесообразно устанавливать вертикальные и горизонтальные аэродинамические рули, которые могут размещаться на раме, жестко закрепленной в насадке за воздушным винтом. Технический результат от реализации изобретения - повышение эксплуатационных характеристик судна. 13 з.п.ф-лы, 9 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам и касается конструирования амфибийных скеговых судов на воздушной подушке (ВП) Известно средство передвижения на воздушной подушке (патент СССР N 499790 МКИ: B 60 V 1/18, 18.11.76 г.), содержащее корпус с камерами воздушной подушки, ограничивающие ее с боков полые из эластичного материала кили, спереди это воздушное пространство (камеры) ограничено эластичной стенкой, а сзади камеры ограничивается гибкими щитками, вентиляторную установку с приводом.
Однако у известного средства передвижения при потере формы гибкого ограждения существенно уменьшается запас плавучести и остойчивости. Технический результат от внедрения изобретения состоит в увеличении запаса плавучести, остойчивости, безопасности (от опрокидывания) при сохранении хорошей управляемости, повышении эффективности работы воздушной подушки без увеличения веса судна. Это достигается тем, что амфибийное судно на воздушной подушке содержит корпус с жестким плоским днищем, с гибким ограждением воздушной подушки, включающим боковые скеги, передний и задний гибкие элементы и с жесткими бортами, двигатель, движительную и нагнетательную установки с механизмом их привода и системой управления и надувной борт, закрепленный на жестких бортах корпуса по периметру судна. Надувной борт делает судно более остойчивым, непотопляемым, безопасным в экстремальных условиях, удобным в эксплуатации (можно надежно опираться). Внешние края боковых скегов амфибийного судна закреплены на надувном борте, а внутренними краями - на днище корпуса судна. Это позволяет получить менее жесткую систему с увеличенной площадью ВП при сохранении габаритов, что позволяет лучше огибать встречающиеся при движении неровности, улучшает эксплуатацию судна. Амфибийное судно выполнено с центральным скегом, что повышает безопасность судна (от опрокидывания) и создает возможность эффективного управления судном в режиме воздушной подушки. Поскольку центральный скег секционирует область ВП на левую и правую камеры нагнетательная установка выполнена с рулевым устройством, регулирующим нагнетание воздуха в камеры. Амфибийное судно выполнено с управляемыми заслонками, размещенными в нагнетательной установке. Скеги такого судна выполняются с протекторами, что защищает их от истирания. Корпус амфибийного судна выполнен разъемным. Блочная структура корпуса (основная секция, носовая, кормовая) позволяет быстро его монтировать и демонтировать, перевозить в стандартных контейнерах, удобно перевозить в районы бедствия. Днище корпуса амфибийного судна выполнено плоским, а его носовая часть выполнена наклонной под углом атаки относительно горизонтали. Угол атаки днища находится в пределах 10 -14o. Такая конструкция улучшает мореходность (всхожесть на волну). Движительная установка амфибийного судна выполнена в виде толкающего воздушного винта в кольцевой насадке, за которым установлены горизонтальные и вертикальные аэродинамические рули. Горизонтальные рули участвуют в управлении дифферентом, вертикальные рули - в управлении по курсу, осуществляя высокую управляемость и устойчивость судна. За воздушным винтом в кольцевой насадке жестко закреплена прямоугольная рама, на которой расположены вертикальные и горизонтальные рули. Прямоугольная рама спрямляет воздушный поток, закручиваемый воздушным винтом движительной установки, увеличивая тягу винта судна, конструкция становится более жесткой, прочной. Горизонтальные вертикальные рули выполнены составными, имеющими, например, неподвижную и отклоняющиеся части, что повышает эффективность управления судна, т. к. проще становится выполнять поворот (меньшее требуется усилие, уменьшается момент инерции за счет уменьшения веса поворачиваемой части руля). Нагнетательная установка выполнена с возможностью получения ею крутящего момента силового двигателя посредством клиноременной передачи, что позволяет значительно упростить механизм привода и повышает его надежность. Техническая реализация такой передачи осуществляется таким образом: ведущий вал привода воздушного винта, закрепленный в шлицах ступицы ведомого диска сцепления, установлен одним концом в подшипнике в торце коленчатого вала двигателя, а другим концом - в подшипнике в картере сцепления, и имеет возможность осевого перемещения относительно картера сцепления и коленчатого вала двигателя. Сущность технического решения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен вид сбоку на описываемое судно; на фиг. 2 изображен вид на судно сверху; на фиг. 3 совмещенное изображение вида в нос (а) с видом в корму (б) судна; на фиг. 4 изображена схема общего расположения судна; на фиг. 5 изображена схема распределения воздушных потоков судна; на фиг. 6 изображено выполнение управляемых заслонок нагнетательного устройства; на фиг. 7 изображен вариант крепления боковых скегов; на фиг. 8 изображен вариант выполнения "составных" горизонтальных и вертикальных рулей; на фиг. 9 изображена схема крепления ведущего вала привода винта. На чертежах обозначены: 1-корпус, 2-гибкие боковые скеги, 3-носовая оконечность судна, 4-кормовая оконечность судна, 5-носовое (переднее) гибкое ограждение ВП, 6-кормовое (заднее) гибкое ограждение ВП, 7-съемный тент, 8-движительная установка (воздушный винт), 9 - нагнетательная установка ВП, 10 - надувной борт, 11 - левая камера ВП, 12 - правая камера ВП, 13 - центральный скег, 14 - управляемые поворотные заслонки, 15 - протекторы, 16 - внешние края боковых скегов, 17 - внутренние края боковых скегов, 18,19 - линии соединений секций корпуса, 20 - винт движительной установки (маршевый вентилятор), 21 - вертикальные рули, 22 - горизонтальные рули, 23 - прямоугольная рама, 24 - неподвижные части рулей, 25 - отклоняющиеся части рулей, 26 - двигатель, 27 - картер сцепления, 28 - карданный вал привода винта, 29 - ведомый вал, 30 - клиноременная передача привода нагнетателей, 31 - карданный вал привода нагнетательной установки, 32 - ведущий шкив зубчатой ременной передачи привода винта, 33 - ведущий вал привода винта (он же ведомый вал привода сцепления), 34 - ведомый диск сцепления, 35 - коленчатый вал двигателя,



Формула изобретения
1. Амфибийное судно на воздушной подушке, содержащее корпус с гибким ограждением воздушной подушки, включающим боковые скеги, передний и задний гибкие элементы, и с жесткими бортами, двигатель, движительную и нагнетательную установки с механизмом их привода и системой управления, отличающееся тем, что судно содержит надувной борт, закрепленный на жестких бортах корпуса по периметру судна. 2. Амфибийное судно по п.1, отличающееся тем, что боковые скеги гибкого ограждения внешними краями закреплены на надувном борте, а внутренними - на днище корпуса судна. 3. Амфибийное судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что гибкое ограждение содержит центральный скег, секционирующий область воздушной подушки на левую и правую отдельные камеры. 4. Амфибийное судно по п.3, отличающееся тем, что нагнетательная установка выполнена с рулевым устройством, регулирующим нагнетание воздуха в камеры. 5. Амфибийное судно по п.4, отличающееся тем, что рулевое устройство выполнено с управляющими заслонками, размещенными в нагнетательной установке. 6. Амфибийное судно по п.1 или 3, отличающееся тем, что скеги снабжены протекторами. 7. Амфибийное судно по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что корпус выполнен разъемным. 8. Амфибийное судно по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что днище корпуса выполнено плоским, а его носовая часть выполнена наклонной под углом атаки относительно горизонтали. 9. Амфибийное судно по п.8, отличающееся тем, что угол атаки наклонного плоского днища находится в пределах 10 - 14o. 10. Амфибийное судно по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что движительная установка выполнена в виде воздушного винта в кольцевой насадке, за которым установлены вертикальные и горизонтальные аэродинамические рули. 11. Амфибийное судно по п.10, отличающееся тем, что в кольцевой насадке за воздушным винтом жестко закреплена рама, на которой размещены вышеупомянутые рули. 12. Амфибийное судно по п.11, отличающееся тем, что упомянутые аэродинамические рули выполнены составными и имеющими, например, неподвижную и отклоняющиеся части. 13. Амфибийное судно по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что нагнетательная установка выполнена с возможностью получения ею крутящего момента двигателя посредством клиноременной передачи от воздушного винта. 14. Амфибийное судно по п.13, отличающееся тем, что ведущий вал привода воздушного винта, закрепленный в шлицах ступицы ведомого диска сцепления и установленный одним концом в подшипнике в торце коленчатого вала двигателя, а другим концом - в подшипнике в картере сцепления, имеет возможность осевого перемещения относительно картера сцепления и коленчатого вала двигателя.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9