Способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву

 

ОПИСАНИЕ „Л5таа

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Респубики

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 29.06,78 (2 I ) 2640009/27-11 (5l)M. Кл.

В 63 В 9/00 с присоединением заявки М (28) Приоритет

Государственный комитет

СССР (53 ) УД К 629.12.002. .011.629.128.3. ,621.757 (088.8) Опубликовано 07.07.80. Бюллетень М 25

/.

Дата опубликования описания 07.07.80 по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Н. С. Иванов (7I) Заявитель (54) СПОСОБ ЦЕНТРОВКИ ТЕОДОЛИТА НАД ЗАДАННОЙ ТОЧКОЙ

ПРИ НАХОЖДЕНИИ СУДНА НА ПЛАВУ

Изобретение относится к судостроению и касается способов центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву, Известен способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву, включающий установку теодолита.и осуществление последовательно в двух взаимно . перпендикулярных направлениях синхронности наклонения судна и теодолита, поворот трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, с отсчетом угла наклона по вертикальному лимбу теодолита и наклон теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью (1);

Недостаток способа — низкая точность.

Цель изобретения — повышение точности способа центровки.

Поставленная цель достигается тем, что после установки теодолита определяют новое положение заданной точки от крена и дифферента и смещают в него оптический отвес теодолита, а перед поворотом трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, отмечают на стойках точки пересечения гори

2 зонтального штриха зрительной трубы теодолита при угле наклона зрительной трубы теодолита, равном нулю, затем поворачивают зрительную трубу теодолита вокруг горизонтальной оси на угол, равный углу наклона

5 судна, в стор ну наклона судна и отмечают на тех же стойках точки пересечения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита, а перед наклоном теодолита вместе с

его подвижной вертикальной осью, осуществляют контроль фактического угла наклона судна по его теоретическому значению, полученному цосле поворота зрительной трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, после чего наклон теодолита вместе

15 с его подвижной вертикальной осью осуществляют до совпадения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита с точками пересечения его на стойках, полученными при наклонах зрительной трубы теодолита на угол,: равный углу наклона судна.

На фиг. 1 показана часть палубы в аксонометрии с установленным на ней теодолитом;

745766 на фиг. 2 — судно, вид сбоку; на фиг, 3— поперечный разрез судна.

Способ центровки теодолита осуществляют следующим образом.

Устанавливают теодолит 1 над заданной точкой А, расположенной на палубе на пересечении следа диаметральной плоскости 2 и плоскости мидель-шпангоута 3 на высоте

Н,измеренной от палубы до оси оптического отвеса теодолита путем совмещения с нею оси оптического отвеса теодолита 1. После установки теодолита 1 над заданной точкой определяют новое положение заданной точки

А в зависимости от крена и дифферента при их максимальном значении с учетом нахождения судна на плаву. Для этого по квадранту контрольной плиты 4 судна замеряют угол крена а и угол дифферента V, определяют изменение положения точки А в двух взаимно перпендикулярных направлениях по формулам АА =Н ° tga. и АА2=Н tg ч, откладывают их на палубе и определяют новое положение заданной точки — точку Аэ. Затем смещают оптический отвес теодолита 1 из точки А в точку Аэ при показании на теодолите нулевого положения но горизонту.

Для возможности смещения оптического отвеса теодолита 1 иэ точки А в точку Аэ теодолит устанавливают на стол 5, верхняя плита которого имеет возможность перемещения в одной плоскости по двум взаимно перпендикулярным, направлениям (на фиг. 1 не показано). Точка Аэ характеризует новое положение заданной точки при максимальных значениях крена и дифферента.

Затем последовательно в двух взаимно перпендикулярных направлениях (в диаметральной плоскости 2 и плоскости мидель-штаиго. ута 3), обеспечивают синхронность наклонений судна и теодолита 1. Для этого устанавливают связь между теодолитом 1 и контрольной плитой 4 судна, приводят уровень квадранта в нулевое положение в диаметральной плоскости 2 и приводят уровень вертикального лимба на теодолите 1 также в нулевое положение. Затем разворачивают уровень квадранта контрольной плиты 4 и зрительной трубы теодолита 1 на 90 в плоскость мидель-шпангоута 3 и аналогично согласовывают синхронность наклонений. После этого на стойке б, расположенной в диаметральной плоскбсти 2, отмечают точку Е пересечения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита 1 при угле наклона теодолита 1 равном нулю. Затем поворачивают зрительную трубу теодолита 1 вокруг горизонтальной оси на угол, равный углу дифферента 9, в сторону наклона судна и отмечают на этой же стойке

6 точку Е1 пересечения горизонтального штриха теодолита 1.

Затем разворачивают теодолит 1 на 90 в плоскость мидель-шпангоута 3, ставят в этой плоскости стойку 7 и аналогично отмечают точку F пересечения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита 1 при угле наклона зрительной трубы теодолита 1, равном нулю, и точку F пересечения горизон1О тального штриха зрительной трубы теодолита

1 после поворота ее вокруг горизонтальной оси на угол,равный углу крена а, в сторону наклона судна. При этом условная плоскость, проведенная через горизонтальный штрих зри15 тельной трубы теодолита 1 и точки Е и F, даст горизонтальную плоскость, а плоскость. проведенная через горизонтальный штрих зрительной трубы теодолита и точки Е, и F,, даст плоскость, параллельную основной плоск кости судна.

После этого осуществляют контроль фактического угла наклона судна по его теоретическому значению, полученному после поворота зрительной трубы теодолита 1 на угол, равный

25 углу наклона судна. Для этого замеряют рас стояние ЕЕ,, представляющее собой фактический утол дифферента ((E0E> = 4 ) в линейных величинах.

Теоретическое значение этого же угла определяют по формуле

ЕЕ1Ч tg ö) (ЕЕ1=АА2 при 1 = Н), где 1 — расстоянйе от оптической оси теодолита 1 до стойки б;

Ч вЂ” угол дифферента судна, снятый с контрольной плиты 4 судна при нанесении точки Е, на стойку б;

tg ч: — значение тангенса, Затем сравнивают значение фактического и теоретического угла дифферента в линей4О ных величинах, совпадение их подтверждает синхронность колебаний судна и теодолита 1 в диаметральной плоскости.

Аналогично производят контроль фактического и теоретического угла крена. При этом замеряют фактический угол крена в линейных величинах FF> и вычисляют теоретическое значение этого же угла по. формуле

FF>=B ° tg и (FF>=AA1 при B=H), где  — расстояние от оптической оси теодолита до стойки 7; а — угол .крена, снятый с контрольной плиты 4 при нанесении точки Ft на стойку 7;

55 - tg2 — значение тангенса.

При несовпадении фактического и теоретического значений угла наклона в диаметральной плоскости 2 и плоскости мидель-шпангоута 3 согласование синхрониостй качаний

5 7457 теодолита 1 и судна повторяют до совпадения зйачений углов наклона. После этого наклон теодолита 1 вместе с его подвижной вертикальной осью осуществляют в диаметральной плоскости 2 и плоскости мидель-шпацгоута 3 до совпадения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита 1 с точками Е> и

Fq его пересечения на стойках 6 и 7, полученными при наклонах зрительной трубы теодолита 1 на угол, равный углу наклона суд- 16 на, т.е. крена и дифферента. Наклонение осуществляют в двух взаимно перпендикулярнь!х направлениях.

При этом оптическая ось теодолита 1 перемещается иэ точки Аэ в точку А (находя- 1$ щуюся в диаметральной плоскости 2 и плоскости мидель-шпангоута 3), а зрительная труба теодолита 1 в плоскость, параллельную основной плоскости судна. Таким образом, теодолит отцентрован над заданной точкой 20 при нахождении судна на плаву с учетом крена и дифферента.

66 6 теодолита и наклон теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью, о т л и ч а ю;

I шийся тем, что, с целью повышения точI ности, после установки теодолита определяют новое положение заданной точки от крена и дифферента и смещают в него оптический отвес теодолита, а перед поворотом трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, отмечают на стойках точки пересечения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита при угле наклона зрительной трубы теодолита, равном нулю, затем поворачивают зрительную трубу модолита вокруг горизонтальной оси на угол, равный углу наклона судна, в сторону наклона судна и отмечают на тех же стойках точки пересечения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита, а перед . наклоном теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью, осуществляют контроль фактического угла наклона судна по его теоретическому значению, полученному после поворота зрительной трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, после чего наклон теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью осуществляют до совпадения горизонталь- ного штриха зрительной трубы теодолита с точками пересечения его на стойках, полученными при наклонах зрительной трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна.

Формула изобретения

Способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву, включающий установку теодолита и осуществление ,последовательно в двух взаимно -перпендикуляр- ЗО ных направлениях синхронности наклонения судна и теодолита, поворот трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, с отсчетом угла наклона по вертикальному лимбу

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР У 431056, кл. В 63 В 9/00, 03,03,69 (прототип).

745766

Тираж 497 Подписное

Ц1тИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4070/7

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул: Проектная, 4

Составитель В. Румянцев

Редактор Н. Шильникова Техред Я. Бирчак Корректор И. Муска

Способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву Способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву Способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву Способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к измерительной гидромеханике корабля и плавучих инженерных сооружений и касается конструирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых испытаний моделей в опытовом бассейне

Изобретение относится к судостроению, а именно, к способам контроля скорости при эксплуатации судов, и может быть использовано при создании экспертной системы обеспечения мореходных качеств судов

Изобретение относится к морскому транспорту и касается конструирования опытовых бассейнов

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей судов в ледовом опытовом бассейне

Изобретение относится к способам погрузки крупногабаритного, тяжелого оборудования в помещении объектов, которые имеют наружный корпус, может быть использовано в машиностроении, судостроении, химической, авиационной, ракетной и т.п
Наверх