Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства
° ие „ Ая йфТЩТМф, . м . еЦЯ
onи< .
ИЗОБР
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 610480 (61) Дополнительный (22) Заявлено 16.01.6 (51) М, Кл.
В 60 Т 8/08 (23) Приоритет— (31) 136271 (43) Опубликовано 0 (45) Лата опублико
Государстеенный комитет
Совета Министров СССР но делам изооретений и открытий (53) УЛК
629.113-59 (088.8) (72) Автор изобретения
Иностранец
Рене Люсьен (Фра <) Иностранная фирма
"Мессье" (Франция) (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ
СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО .СРЕДСТВА нике
Изобретение относится к транспортной техИзвестно противоблокнровочное устройство для тормозной системы транспортного средства, содержащее датчик скорости нетормозящегося 5 колеса, связанный через формирователь и последовательно включенные фильтр, усилитель и дифференцирующий блок с одним из входов сумматора, выход которого соединен с обмоткой элемента, управляющего тормозным давлением, 10 датчик скорости тормозящего колеса, подключенный через другой формирователь к одному из входов калькулятора, соединенного вторым входом с формирователем, а выходом — совторым входом сумматора, третий вход которого под- 15 ключен к датчику положения педали тормоза 1т1, Недостатком такого устройства является скачкообразное изменение. давления в тормозной . магистрали, что не обеспечивает плавности торможения. 20
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства, содержащее датчик скорости нетормоэящегося колеса, соединенный через фор- 25 мирователь и последовательно включенные фильтр, усилитель и дифференцирукиций блок с одним иэ входов сумматора, датчик скорости тормозящегося колеса, подключенный через другой формирователь к одному из входов калькулятора, соединенного другим входом с выходом первого формирователя, и датчик положения педали тормоза, подключенный через. третий формирователь к другому входу сумматора, выход которого соединен с одной из обмоток элемента управления тормозным давлением (2), Однако имеет место запаздывание в регулировании давления и, как следствие, малая частота регулирования, не обеспечивающая плавности торможения при значительной разности скоростей вращения колес.
Цель изобретения — повышение плавности торможения в широком диапазоне начальных скоростей вращения колес.
Цель достигается тем, что устройство снабжено вторым дифферещшрующим блоком, соединенным параллельно с первым, корректором и интегратором, включенными последовательно между третьим формирователем и первым входом сумматора, подключенным к выходу калькулятора бу610480 ферным усилителем, блоком нелинейности, бло.ом задержки, параболическим усилителем и двумя модуляторами, входами подключенными к выходам первого формирователя, в выходами: первый — к третьему входу сумматора, а второй— к одному иэ входов параболического усилителя, второй вход которого соединен со входом интегратора и подключен к выходу буферного усилителя, а выход — к другой обмотке элемента управления тормозным давлением, остальные обмотки которого соединены соответственно с выходами первого и второго формирователей, причем выход блока нелинейности соединен через дополнигельный корректор с первым днфференцирующим блоком, один его вход — с калькулятором, адругой — с третысм формирователем, соединенным со входом блока задержки, включенного в цепь обратной связи блока нелинейности.
На чертеже изображена функциональная схема устройства.
Устройство содержит датчик 1 скорости нетормозящегося колеса, датчик 2 скорости тормозящегося колеса, подключенные к формирователям 3 и 4,,соединенным своими выходами с усилителями 5 и 6, и датчик 7 положения педали тормоза. Выходы формирователей 3 и 4 соединены со входами калькулятора 8, выход которого подключен к буферному усилителю 9. К выходу формирователя 3 подключены фильтр 10 и усилитель ll, выход которого связан с дифференцирующими блоками 12 и 13 соответственно ускорения и замедления колеса. Выходы блоков 12 и
13 подключены к одному из входов сумьвтора
14, ко второму входу которого через формирователь 15 подключен датчик 7 положения педали тормоза. Выход сумматора 14 соединен с одной из обмоток элемента 16 управления тормозным давлением. Вторая и третья обмотки этого элемента соединены с выходами усилителей 5 и 6. Выход формирователя 3 подключен к входам модуляторов 17 и 18 низких скоростей.
Выход модулятора 17 соединен с третьим входом сумввтора 14, а выход модулятора 18 через параболический усилитель 19 связан с четвертой обмоткой элемента 16 управления тормоз ным давлением.
Второй вход пвраболтческ ого усилителя 19 и вход интегратора 20 соединны с выходом буферного усилителя 9. Выход интегратора 20 соединен со входом сумматора 14, а второй вход интегратора 20 — с выходом корректора 21, соединенного с формирователем 15. Дифференциру. вяций блок 13 соединен с дополнительным корректором 22, ко входу которого подключен выход блока нелинейности 23, s цепи обратной свяsa которого включен блок задержки 24, соединенный с формирователем 15.
Устройство работает слелуиацим образом.
При торможении траспортиого средства двтчики 1 и 2 вырабатывают сипвлы, пропорпиотвоь
Этот контур контролирует разницу между асольженивм тормозящегося колеса и заданным скольжением, определяемым положением датчика 7.
Таким образом, при торможении транспортного средства регулировочнос давление в тормозной атстеме осуществляется суммой командных
<игиалов двтппсов положения педали тормоза с
1О
46
56
М
И ные соответственно линейной скорости движения и угловой скорости тормозящегося колеса. Сигналы этих датчиков через формирователи 3 и 4 поступают в калькулятор 8, на вькоде которого вырабатывается сигнал, пропорциональный величине скольжения тормозящегося колеса. Усилиеторможения определяется давлением в тормозной системе и ходом педали тормоза, Начальное давление устанавливается пропорциональным ходу педали тормоза, т. е. величине сигнала, снимаемого с датчика 7 через формирователь 15 и подающегося в первую обмотку элемента 16 управления тормозным давлением через сумматор 14. В две другие обмотки элемента 16 поступают сигналы от датчиков 1 и 2 юр:з формирователи 3 и 4 и усилители 5 и 6.
Четвертая обмотка элемента 16 осуществляет регулирование двления пропорционально скольжению колеса. Сигнал на нее, пропорциональный амплитуде асольжения колеса при торможении, поступает от калькулятора 8 через буферный усилитель 9 и параболический усилитель 15, управление которым осуществляется от модулятора 18.
Для того чтобы создавалось пульсируиицее давление в широком диапазоне скоростей регулирования в тормозной системе от модулятора 17 сигнал вводится также в сумматор 14.
Регулирование замедления траспортного средства происходит при торможении, продиференцирочанным в блоке 13, отфильтрованным в фильтре 10 и усиленным в усилителе 11 сигналом датчика 2. С выхода дифференцирующего блока 13 сигнал замедляется и подается в сумматор 14.
Формирование корректирукяцего сипвла происходит по команде калькулятора 8 в блоке нелинейности 23, связанном через корректор 22 с дифференцирутещим блоком 13.
В зависимости от условий сцепления колес с дорожным покрьпием устанавливается два закона изменения давления в тормозной системе.
Введением временной задержки на блоке 24 изменяется передаточный коэффициент блока 23 после некоторого времени, необходимого для восстановления переходного процесса в электропщравличеасой цепи привода тормозов и устранения возможности превышения скольжения.
Контур интегрального регулирования с инте. грвтором 20 получает при торможении траспортного средства сигнал от буферного усилителя
9 и корректора 21 скольжения и вводит сформированный командный сигнал управления в сумматор 14.
610480 поправкой на замедление, <жоростей тормозящегося и нетормозяшегося колес и откорректированным сигналом, пропорциональным величине скольжения тормозящегося колеса.
Такой процесс регулирования обеспечивает наиболее оптимальный выбор тормозного давления и наилучшую приспособляемость системы прн выравнивании скоростей колес в процессе торможения на дорогах с переменным коэффициентом сцен лени я.
1О
Формула изобретения
Противоблокировочное ycrpoAcrso для тор 15 моэной системы транспортного средства, содержащее датчик скорости нетормозящегося колеса, со. единенный через формирователь и последовательно включ"нные фильтр, усилитель и дифференцирукаций блок с одним из входов сумматора, дат- эъ впг скорости тормозяшегося колеса, подслюченный юрез другой формирователь к одному из входов кальку ятора, соединенного другим входом с выходом первого формирователя, и датчик пополнения педали тормоза, подключенный через эч третий формирователь к другому входу сумматора, выход которого соединен с одной из обмоток элеьюнта управжМия тормозным давлением, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения плавности торможения в широком диапазо- 30 не начальных скоростей вращения колес, оно снабжено вторым дифференцнрующим блоком, соединенным параллельно с первым, корректором и интегратором, включенными последовательно между третьим формирователем и первым входом сумьитора, подключенным к выходу калькулятора буферным усилителем, блоком нелинейности, блоком задержки, параболическим усилителем и двумя модуляторами, входами подключенными к выходам первого формирователя, а выходами. первый — к третьему входу сумматора, а второй— к одному иэ входов параболического усилителя, второй вход которого соединен со входом интегратора и подключен к выходу буферного усилителя, а выход — к другой обмотке элемента управления тормозным давлением, остальные обмотки которого соедпсены соответственно с выходами первого и второго формирователей, причем выход блока нелинейности соединен через дополнительный корректор с первым диффе1 енцируюшим блоком, один его вход — с калькулятором, а другой — с третьим формирователем, соединенным с входом блока задержки, включенного в цепь обратной связи блока нелинейности.
Источники информации, принятые во вниьюние при экспертизе:
1. Патент Франции Н 1455883, кл. В 60 t, 1965.
2. Патент СЫА У 3131975, кл. 303-21, 05.05.69.
Составитель Л. Цобан
Техред E. Давидович Корректор H. Tynuna
Э:дактор С. Титова .
Заказ 2847/1 Тираж 841 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Минисзров СССР по делам изобретениЯ и открытиЯ
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4



