Двухслойная стержневая обмотка якоря электрической машины
! и 588592
- -Й
ИЗОБРЕТЕН ЙЯ
f.оиа Советских
Социалист .-"-,вских
Реслублик (61) дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 04.04.72 (21) 1768533/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.01.78. Бюллетень № 2 (45) Дата опубликования описания 06.02.78 (51) М. Кл.а И 02К3/14
Государствснньй комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и отирб тиЙ (53) УДК 621.3.045.53 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Э. Ю. Флейман и В. A. Воробьев
Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро тяжелого электромашиностроения при Лысьвенском турбогенераторном заводе (54) ДВУХСЛОЙИАЯ СТЕРЖИЕВАЯ ОБМОТКА ЯКОРЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МА!НИИИ
Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к обмоткам крупных электрических машин с транспортированными проводниками.
Известна двухслойная стержневая обмотка якоря электрической машины, содержащая в каждом слое два изолированных расположенных по ширине паза стержня, четный и нечетный .при проведении отсчета со стороны выводов в направлении от начала к концу обмотки, объединенных посредством лобовых изолированных соединений двух видов со стержнями другого паза в катушки, причем первый вид лобовых соединений представляет сооой соединение нечетного и четного стержней верхнего слоя соответственно с нечетным и четным стержнями нижнего слоя, а второй вид — соединение нечетного и четного стержней верхнего слоя соответственно с четным и нечетным стержнями нижнего слоя. Недостатком указанной обмотки является неполное устранение напряжений между частями обмотки и добавочных потерь от радиальных магнитных полей, пронизывающих обмотку.
Цель изобретения состоит в более полной компенсации,перенапря>кений между частями обмоток и добавочных потерь в них, что приводит к повышению надежности электрической машины. Для этого со стороны выводов первой и второй виды лобовых соединений в направлении отсчета последовательно чередуются, а с противоположной выводам стороны выполнены лобовые соединения второго вида, 5
На фиг. 1 изображена схема одной фазы двухслойной петлевой стержневой обмотки трехфазного двухполюсного якоря с числом пазов на полюс и фазу, равным четырем, с
10 предло>кенным типом транспозиции лобовых частей обмотки; на фиг. 2 и 3 — первый и второй виды используе .ых в данной обмотке соединений лооовых частей.
15 Верхний 1 и нижний 2 слои обмотки содер>кат два изолированных расположенных по ширине паза стержня, четный 3 и нечетный 4, если отсчитывать со стороны выводов в направлении от начала 5 к концу 6 обмотки.
20 Со стороны выводов первый 7 и второй 8 виды лобовых соединений в направлении отсчета (на фиг. 1 направление отсчета показано стрелкой) последовательно чередуются, а с противополо>кной стороны выполнены лобовые соединения второго вида 8.
Благодаря предложенной транспозиции достигается уменьшение электрических напря>кений между изолированными частями и добавочных потерь в обмотке якоря электричес3р кой машины переменного тока.
58492 ! ° 4
Двухслойная стержневая обмотка якоря электрической машины, содержащая в каждом слое два изолированных расположенных 5 по ширине паза стержня, четный и нечетный при .проведении отсчета со стороны выводов в направлении от начала к концу обмотки, объединенных посредством лобовых изолированных соединений двух видов со стержнями 10 другого лаза в катушки, причем первый вид лобовых соединений представляет собой сое2 фиг.1 фиг. 3 физ. 2
Подписное
Заказ 3327/4
Изд. № 200 Тираж 917
НПО
Типография, пр. Сапунова, 2
Формула изобретения динение нечетного и четного стержней верхнего слоя соответственно с нечетным и четным стержнями нижнего слоя, а второй вид — соединение нечетного и четного стержней верхнего слоя соответственно с четным и нечетным стержнями нижнего слоя, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, со стороны выводов первый и второй виды лобовых соединений в направлении отсчета последовательно чередуются, а с противоположной стороны выполнены лобовые соединения второго вида.

