Обмотка якоря электрической машины постоянного тока
Gn NCAHHK
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВИДЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 538457 (я) дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 20.01.71 (21) 1614093/07 с присоединением заявки ¹ 1916718/07 (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.12.76. Бюллетень № 45
{45) Дата опубликования описания 21.02.77 (я} М Кли.
Н 02 К 3/14
Государстееииый иомитет
Совета Мииистраа СССР ио делам изобретеиий и открьиий (53) УДК
621.3.045 (088.8) (72} Авторы изобретения А. Ф. Размадзе, Г, И. Ксоврели, А. Н. Вашакидзе и 3. А. Калаидаришвили (71) Заявитель (54) ОБМОТКА ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО
ТОКА
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено при производстве высоковольтных электрических машин, в частности, в тяговых двигателях локомотивов, Известна обмотка якоря электрической машины постоянного тока, имеющая переход спаренных стержней секций из горизонтального положения.в вертикальное в передней лобовой части путем выворачивания проводников на 90 (11.
Недостатком этой обмотки является необходимость увеличения вылета передней лобовой части обмотки якоря из-за выворачивания проводников у петушков коллектора.
Целью изобретения является снижение габаритов обмотки путем .уменьшения длины передней лобовой части, Для этого переход спаренных стержней секций из горизонтального положения в вертикальное выполнен на прямолинейном участке обмотки у выхода из железа якоря со смещением каждого второго стержня в его плоскости.
На фиг. 1 изображена конструкция катушки якоря; на фиг, 2 катушка в лобовой части; поперечный разрез; на фиг. 3-катушка в активной прямолинейной части; поперечный разрез; на фиг.4 — катушка в месте перехода стержней из горизонтального в вертикальное положение, Якорная обмотка состоит из нескольких секций, например из семи с двумя параллельными проводниками в каждой секции, расположенными в пазовой и задней лобовой части обмотки якоря вертикально, а в передней лобовой части (сторона коллектора) — горизонтально, Переход .проводников из вертикального поло10 жения в горизонтальное происходит непосредственно у передней лобовой прямолинейной части обмотки в неиспользуемом пространстве — то есть у выхода из железа якоря. Производят выворачивание проводников, расположенных вертикально на о д 90 со смещением каждого второго проводника в его плоскости.
Длина прямолинейного участка, используемого для перегиба и вьворачивания, зависит от напряже20: ния по отношению к корпусу.
Использование этого пространства позволяет ,уменьшить габариты электрических машин, сэкономить дорогостоящие изоляционные материалы с одновременным повышением мощности. При этом хв уменьшается случай межвнтковых замыканий, споs zqy5т собсгвукяпнх tf(!BhJIINùïî тксплуакаиионн«й налеяс- ност" н нпл овечн«сти маппгн.
Обмотка якоря электрической машины постоянного тока, имеющая переход спарениых стержней секций из горизонтального положения в вертикальное в передней лобовой части путем выв«рачивания
Составитель Н. Сухоярская
Те хред М. Ликович Корректор С Болдижар
Редактор В. Трофимов
5727/32 Тираж 874 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н откръпвй
113035. Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д.4г5
Филиал ИПП "Патент", г. Ужтород, ул. Проек гния, 4
Формула изобретения прикво)зникои на 4Г . о i л н ч а ю щ а я с я гем,:nii, с цепып снижения абарнг«в путем уменыпгния ггяины передней лобовой чали «бмоткп, укатан пай переход выполнен на прямолинейном участке обмотки у выхода из железа якоря со смепгением каждого второго сте1тжня н егo плоскости.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. А. Е.Алексеев "Копструкггия электрических ф магнии", Госэнергоиздат, 19S8 г. стр, 167-177.

