Устройство для защиты от перегрева ротора электрической машины
Союз Советских
СоциалистичеСких
Республик
ОП ИСАНИЕ (1 ) 555496
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено27,07,73 (21) 1949239/07 (51) M. Кл.
Н 02 Н 7/085 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.04.77Бюллетень № 15 (46) Дата опубликования о исания03.06,77 (53) УДК 621.316., 925 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. М. Набока и В, Ф. Сечьков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАШИТЫ ОТ ПЕРЕГРЕВА
РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты от перегрева ротора электрической машины.
Известно устройство для защиты от перегрева ротора электрической машины, косвенно оценивающее температурный режим ротора электрической машины по величине и длительности протекания тока обратной последовательности в обмотке статора (11 1О
Известно так же устройство для защиты от перегрева ротора электрической машины, содержащее термосигнализаторы, реагирующие на температуру окружающей И среды в местах их установки на различных элементах ротора, цепь которых выведена через токосъемные кольца и подключена к источнику питания через измерительный элемент или реле (2$ . 20
Недостатком этого устройства является его относительная сложность, поскольку для его выполнения требуется установить на валу ротора число пар токосъемных колец по числу термосигнализаторов, и в то же время25 оно не позволяет быстро выявить перегретый элемент.
11ель предлагаемого изобретения — упрощение устройства и возможность быстрого выявления места перегрева.
Это достигается за счет того, что каждый из термосигнализаторов выполнен в виде биметаллической контактной пары, зашунтированной последовательно соединенными плавким предохранителем и резистором, причем все термосигнапизаторы соединены между собой последовательно.
На чертеже показана принципиальная схема устройства для защиты от перегрева ротора электрической машины.
Биметаллические контактные пары 1 соединены между собой последовательно и подключены к токосъемным кольцам 2, установленным на валу ротора. Каждая из биметаллических контактных пар зашунтирована цепочкой пз последовательно соедипен ых предохранителя 3 и резистора 4. К токосъемным кольцам 2 через щетки подключена цепь, состоящая из последовательно соединенных реле сигнализации 5, реле
555496
Составитель Л. Корнеева
Редактор H. Козлова Техред О. Луговая Корректор С. Болдижар
Заказ 470/27 Тираж 902 Подпис ное
ЦНИИНИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Фипиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 отключения 6 и источника питания 7, причем контакты этих реле — 8 и 9, замкнутые в нормальном режиме работы, воздействуют на блок защиты 10.
Устройство работает спедующим обра- 5 зом.
В нормальном температурном режиме работы всех элементов ротора все биметаллические контактные пары замкнуты и через реле 5 и 6 протекает ток, превышаю- ц) ший вепичину их тока срабатывания; в этом режиме контакты 8 и 9 замкнуты.
По достижении температуры любым из элементов ротора предельного значения размыкается контакт соответствующей кон- у тактной пары 1, вследствие чего ток в цепи реле 5 и 6 уменьшается, поскольку в цепь включается резистор 4, однако при этом размыкается только контакт 8, подающий соответствующий сигнал в блок 10. 20
Если контакт контактной пары 1 остается в разомкнутом состоянии длительное время и при этом сгорает предохранитель
3, то уменьшается до нуля ток в цепи реле 5 и 6, причем репе 6 своим контак- 25 том 9 через блок 10 воздействует на отключение защищаемой машины.
При остановленной машине путем замера сопротивления на зажимах каждого из резисторов можно выявить тот, в котором кон-30 такт разомкнут, и тем самым быстро опредепить перегретый элемент ротора.
Формула изобретения
Устройство для зашиты от перегрева ротора электрической машины, содержащее термосигнапизаторы, установленные на элементах ротора и реагирующие на температуру окружающей среды, цепь которых выведена через токосъемные кольца и подключена через реле к источнику питания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения и быстрого выявления места перегрева, каждый из термосигнализаторов выполнен в виде биметаллической контактной пары, зашунтированной последовательно соединенными плавким предохранителем и резистором, причем все термосигнализаторы соединены между собой последовательно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1. Реле типа РТФ-6 Чебоксарского эпектроаппаратного завода (аналог) .
2. Труды ВНИИЗ, выпуск Мо 38, 1970 г. статья Гущина E. В. и др.

