Устройство для защиты трехфазных электродвигателей от работы в аварийных режимах
1„1 54I237
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.09.73 (21) 1961360/07 с присоединением заявки № (51) М. Кл 2 Н 02Н 7/085
Совета Министров СССР по цепам изобретений и открытий
Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 21.01.77 (53) УДК 621.316.925 (088.8) (72) Автор изобретения
А. С. Мальцев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНЫХ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ РАБОТЫ В АВАРИЙНЫХ РЕ)КИМАХ
ГосУаарственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к технике релейной защиты и может быть использовано для защиты трехфазиых электродвигателей от работы в аварийных режимах.
Известно устройство для защиты трехфаз- 5 ных электродвигателей (1), содержащее блок тепловой защиты и блок защиты, реагирующий на увеличение токов в обмотках электродвигателя. Указанное устройство конструктивно сложно. 10
Известно также устройство для защиты асинхронных электродвигателей от работы в аварийных режимах, содержащие блок тепловой защиты и блок защиты, реагирующий на несимметрию напряжения, выполненный на 15 тиратронном реле, включенном через мостовой выпрямитель во вторичную обмотку многосекционного повышающего трансформатора напряжения, первичная обмотка которого подключена между заземлением и нейтралью 20 электродвигателя. Блок тепловой защиты выполнен на тиратронном реле, управляемом термосопротивлением, фиксирующим нагрев обмотки статора, а в качестве источника оперативного электронапряжения используется 25 напряжение между нулевой точкой электродвигателя и землей (2).
Недостатком этого устройства защиты электродвигателей является то, что прп симметричной перегрузке электродвигателя тират- 30 ронное реле блока тепловой защиты не работает. Кроме того, данное устройство не имеет отстройки от пусковых режимов электродвигателей, что затрудняет его использование.
Цель изобретения — повышение чувствительности и надежности устройства.
Это достигается тем, что блок управления тиратронного реле защиты, реагирующего на несимметрию напряжения, выполнен в виде резонансного стабилизатора напряжения с вольтодобавочной обмоткой, а общий блок питания подключен к одной из фаз обмотки статора электродвигателя и заземлению.
На чертеже приведена принципиальная схема предлагаемого устройства.
Обмотка 1 резонансного стабилизатора заземлена и через конденсатор 2 соединена с нулевой точкой электродвигателя. Вольтодобавочная обмотка 3 стабилизатора через выпрямитель 4, потенциометр 5, делитель 6 напряжения соединена с цепью зажигания тиратрона 7, содержащей балластное сопротивление
8 и сглаживающий конденсатор 9. Аноды тиратрона блока защиты, реагирующего на несимметрию напряжения, и тиратрона 10 блока тепловой защиты электродвигателя объединены и через реле 11 подключены к стабилизатору 12 напряжения общего источника питания. Последний через нагрузочное сопротивление 13 и выпрямитель 14 подсоединен к
541237 двигателя. Прп симметричных перегрузках защита электродвигателя осуществляется от блока тепловой защиты. Применение предлагаемого устройства защиты электродвигателей
5 от работы в аварийном режиме не требует переоборудования пусковых устройств электроустановок промышленных предприятий, защитное устройство просто в конструктивном исполнении и наде>кно в эксплуатации.
Устройство для защиты трехфазных электродвигателей от работы в аварийных режи15 мах, содержащее блок тепловой зашиты от перегрузок, выполненный на тиратронном реле, управляемом термодатчиком, и блок защиты, реагирующий на несимметрию напряжения, выполненный также на тир атронном
20 реле и включенный через потенциометр и выпрямитель к блоку управления, включенного между заземлением и нулевой точкой электродвигателя, и общий блок питания, отличаю щ е е с я тем, что, с целью повышения чувст25 вительности и надежности, указанный блок управления выполнен в виде резонансного стабилизатора напряжения с вольтодобавочной обмоткой, а общий блок питания подключен к одной из фаз статора электродвигателя
30 и заземлению.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. № 244478, кл. Н 02Н 7/085, 1967.
2. Авт. св. № 196984, кл. Н 02Н 7/085, 1964
35 (прототип) .
Заказ 2927/10 Изд. ¹ 1899
ЦНИИПИ
Тираж 882
Подписное
Типография, пр, Сапунова, 2
3 фазному напряжению. Диод 15 служит для защиты реле от импульсов обратного напря>кения, возникающих в цепи питания анода тиратронов. Цепь управления тиратрона блока тепловой защиты электродвигателя, содержащая делитель 16 напряжения и импульсный конденсатор 17 зажигания, подсоединена к блоку питания через терморезистор 18, установочный потенциометр 19. Общий блок питания реле снабжен сглаживающим конденсатором 20. Контакт 21 реле установлен в цепи катушки магнитного пускателя.
Устройство защиты работает следующим образом.
При перегорании предохранителя фазы А или В отключение магнитного пускателя и электродвигателя осуществляется без участия блока защиты, реагирующего на несимметрию напряжения. При перегорании предохранителя фазы С, а также обрыве любой из фазных обмоток электродвигателя, при витковых замыканиях в обмотке, потере подмагничивания в синхронном электродвигателе электродвигатель отключается, в первую очередь от блока защиты, реагирующего на несимметрию напряжения.
Использование в устройстве для блока управления резонансного стабилизатора позволяет уменьшить до двух количество уставок защиты. Переключение уставок производится с помощью тумблера 22.
Цепь зажигания тиратрона 7, содержащая конденсатор 9, балластное сопротивление 8и делитель 6 напряжения, препятствует зажиганию тиратрона 7 в момент пуска электроФормула изобретения

