Устройство температурной защиты асинхронных электродвигателей
Изобретение предназначено для температурной защиты асинхронных электродвигателей, благодаря размещению терморезисторов вне фазных обмоток электродвигателя позволяет производить замену электродвигателя без замены устройства защиты. Устройство температурной защиты асинхронных электродвигателей 1 содержит полупроводниковый блок управления 7 с группой терморезисторов 6 по числу фазных обмоток электродвигателя. Терморезисторы 6 представляют собой бифилярно намотанную плоскую катушку из медного провода. В устройство введены дополнительные катушки 4, каждая из которых подключена через трансформатор тока 3 к фазной обмотке электродвигателя. Причем номинальный ток первичной обмотки трансформатора тока I1н.тр. выбран из соотношения I1н.тр.=8Iн.дв. где Iн.дв. - номинальный ток электродвигателя, а сечение провода дополнительной катушки Sпр.к. выбрано из соотношения Sпр.к.=Sпр.дв./K, где Sпр.дв. - сечение провода фазной обмотки электродвигателя; К - номинальный коэффициент трансформации.
Марка провода фазной обмотки электродвигателя и провода дополнительной катушки одна и та же. Дополнительные катушки 4 расположены на одном сердечнике 5 с диаметром меньшим или равным 0,1 общей их высоты, причем терморезисторы 6 наклеены внутри каждой дополнительной катушки. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к защите электродвигателей. Известно, что наилучшей защитой асинхронных электродвигателей является температурная защита (1). Недостатком такой защиты является ее сложность, так как датчики температуры необходимо встраивать в фазные обмотки статора асинхронных электродвигателей. В случае выхода электродвигателя из строя или в случае его замены, выходит из строя и защита. Из температурных защит асинхронных электродвигателей наиболее известной является позисторная защита, которая содержит встроенные в фазные обмотки статора позисторы и полупроводниковую схему управления (2). Недостаток ее тот же, что и предыдущего аналога. Кроме того, позисторная защита обладает достаточно большой тепловой инерционностью, что при больших токах перегрузки и при повторно кратковременных попытках его пуска может не помешать выходу электродвигателя из строя. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является устройство температурной защиты асинхронных электродвигателей, в каждую фазу которого включен трансформатор тока, содержащее терморезисторы, соединенные с полупроводниковым блоком управления, обеспечивающим при достижении критической температуры отключение электродвигателя от источника питания (3). Недостатком такого устройства защиты является его сложность, так как терморезисторы также необходимо встраивать в фазные обмотки статора электродвигателя. Если же терморезисторы наклеивать на лобовые части фазных обмоток статора, то повышается их тепловая инерционность, так как максимальная температура наблюдается внутри лобовых частей фазных обмоток статора, а именно в местах соединения этих частей. И в этом случае выход из строя электродвигателя или его замена приводят к выходу устройства защиты. В основу изобретения поставлена задача создания устройства температурной защиты асинхронных электродвигателей, которое благодаря размещению терморезисторов вне фазных обмоток электродвигателя позволило бы производить замену электродвигателя без замены устройства защиты. Поставленная задача решается тем, что в устройстве температурной защиты асинхронных электродвигателей, в котором к каждой фазной обмотке электродвигателя подключен трансформатор тока, содержащее терморезисторы, соединенные с полупроводниковым блоком управления, обеспечивающим при достижении критической температуры отключение электродвигателя через исполнительный орган от источника питания, согласно изобретению оно снабжено дополнительными катушками, расположенными на одном сердечнике с диаметром, меньшим или равным 0,1 их общей высоты, причем терморезисторы приклеены внутри каждой дополнительной катушки, соединенной со вторичной обмоткой трансформатора тока, и выполнены в виде бифилярно намотанных плоских катушек из медного провода, при этом номинальный ток первичной обмотки трансформатора тока I1н.тр. = 8
где Sпр.дв. - сечение провода фазной обмотки электродвигателя, а K - номинальный коэффициент трансформации,
а марка провода фазной обмотки электродвигателя и провода дополнительной катушки одна и та же, причем для круглого сечения провода фазной обмотки электродвигателя диаметр провода дополнительной катушки

где dпр.дв. - диаметр провода фазной обмотки электродвигателя. Кроме того, число дополнительных катушек равно числу фазных обмоток электродвигателя. Терморезисторы наклеены внутри дополнительной катушки по ее радиусу со стороны конца, прилегающего к другой дополнительной катушке. Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков изобретения и достижением технического результата заключается в следующем. Именно благодаря введению в устройство температурной защиты асинхронных электродвигателей дополнительных катушек и размещению терморезисторов внутри них и достигается автономность устройства температурной защиты асинхронных электродвигателей от электродвигателя. Трудность защиты асинхронных электродвигателей обусловлена переменным значением тепловой постоянной времени



где С=сМ - теплоемкость катушки;
с - удельная теплоемкость материала обмоточного провода катушки;
М - масса обмоточного провода;

S - площадь охлаждения. Практически теплообмен внутрь катушки без ферромагнитного сердечника отсутствует, т.е. S = 2


где R - наружный радиус катушки;
H - высота катушки. Тогда можно записать

где n - число витков катушки;

l - длина обмоточного провода катушки;
Sпр.к. - сечение провода катушки;
dпр.к. - диаметр провода катушки. Это для однослойной катушки. Для 2-слойной катушки

а для 3-слойной катушки

Диаметр провода катушки dпр.к. определяется из соотношения

Для круглого провода (подавляющее большинство случаев) имеем из (2)

Подставляя (3) в (1), получим

Для того, чтобы дополнительная катушка стала тепловым аналогом фазной обмотки электродвигателя, необходимо равенство тепловых постоянных: электродвигателя



Если





D

где Dвн - внутренний диаметр катушки. У асинхронных электродвигателей наиболее уязвимым местом с точки зрения нагрева являются лобовые части обмоток статора, а именно места стыка фазных обмоток. И хотя в местах стыка выполняется дополнительная изоляция, однако выход из строя электродвигателя происходит в подавляющем большинстве случаев именно в этих местах. Поэтому для большего теплового соответствия дополнительных катушек фазным обмоткам электродвигателя все дополнительные катушки плотно располагают на одном сердечнике и терморезисторы наклеивают с внутренней стороны дополнительной катушки со стороны ее конца, обращенного к другой дополнительной катушке. В этом случае в качестве высоты катушки Н в (5) необходимо брать общую высоту всех дополнительных катушек, находящихся на одном сердечнике. Например, для 3-фазного электродвигателя необходимо выполнение соотношения d



В связи с тем, что температурная защита должна осуществляться в диапазоне изменения номинального тока от Iн.дв. до 10






1. Кузнецов Р.С. Координация защитных характеристик аппаратов теплового действия и нагрузочной способности асинхронных электродвигателей. - "Электротехника", 1983, N 4, с. 40-41. 2. Кузнецов Р.С., Строганов Н.И. Позисторная защита электродвигателей. - "Электроника", 1980, N 2. 3. А. С. 1462447 (СССР), H 02 H 5/04 Устройство для тепловой защиты электроустановок. - Б.И., 1989, N 8 - прототип.
Формула изобретения
I1н.тр. = 8

где Iн.дв. - номинальный ток электродвигателя,
а сечение провода дополнительной катушки
Sпр.к. = Sпр.дв./K,
где Sпр.дв. - сечение провода фазной обмотки электродвигателя;
K - номинальный коэффициент трансформации,
а марка провода фазной обмотки электродвигателя и провода дополнительной катушки одна и та же. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для круглого сечения провода фазной обмотки электродвигателя диаметр провода дополнительной катушки

где dпр.дв. - диаметр провода фазной обмотки электродвигателя. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что терморезисторы наклеены внутри дополнительной катушки по ее радиусу со стороны конца, прилегающего к другой дополнительной катушке. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что число дополнительных катушек равно числу фазных обмоток электродвигателя.
РИСУНКИ
Рисунок 1