Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ,щым, ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту— (22) Заявлено04,05,72 (21) 1785971/11 (23) Приоритет (32) 05. 05.7 1 (31) 7 1 1 5 9 6 1 (ЗЗ) франция (43) Опубликовано25;02.77.Бюллетень № 7 (45) Дата опубликования описания 06.06.77 (51) M. Кл.

В 60 Т 8/08

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-598.4 (088.8) Иностранец

Ги Маруби (франпия) (72) Автор изобретения

Иностранная фирма

"Сосьете Аноним Д. Б. А." (Франция) (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМО31!ОЙ

СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам, прецотврашающим блокировку колес автомобилей при торможении, улучшающим тем самым боковую устойчивость нос педних.

Известно противобпокировочное устройство дпя тормозной системы транспортного средства, содержашее генератор скоростных сигнапов, датчики ускорений, пороговые эпементы, эпементы задержки и усилители, к выходам которых подключен блок управпения тормозным давпением (11. Однако известное устройство сложно и не обеспечивает устойчивую работу в диапазоне низких скоростей врашения колес транспортного средства, напри- 15 мер автомобиля.

Известно также противобпокировочное устройство дпя тормозной системы транспортного средства, содержашее соединенные последовательно датчик угповой скорости колеса, gp усилитель и преобразователь частоты в напряжение с прямо пропорциональной зависимостью, выход которого через погические эпементы подключен к входу бпока управпения тормозным давпением (21. 25

Недостатком этого устройства является то что при угловой скорости колеса транспортз ного средства, близкой к нулю, напряжение, подаваемое преобразователем на погический элемент, также близко к нулю, и поскольку на этонапряжение, в свою очередь, может накладываться паразитное напряжение, трудно испопьзовать этот критерий дпя управления тормозной системой, так как противобпокировочное устройство переходит в режим неустойчивой работы и может выдавать пожные команды на снижение ипи увеличение тормозного давления в процессе остановки транспортного средства. цепь изобретения — повышение устойчивости работы устройства в диапазоне низких скоростей врашения колес.

Дпя этого устройство снабжено преобразоватепем частоты в напряжение с обратно пропорциональной зависимостью, соедиенным входом с выходом усилителя, а выходом через диод, включенный в прямом направлении с выходом преобразователя частоты в напряжении с прямо пропорциональной зависимостью, и состояшим из последовательно соединенных

548199

40 конденсатора, выпрямителя, фильтра и инвертора.

На фиг. 1 изображена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — кривая, иллюстрирующая работу устройства по фиг.1; на фиг.3 вариант устройства для управления несколькими ксдесами транспортного средства; на фиг. 4-6 — кривые, иллюстрируюшие работу устройства по фиг. 3.

Устройство содержит датчик 1 угловой 10 скорости колеса (не показано), включающий в себя зубчатый диск 2, связанный с колесом, усилитепь 3, преобразоватепь 4 частоты в напряжение с прямо пропорциональной зависимостью, преобразователь 5 частоты в напря- 15 жение с обратно пропорциональной зависимостью. Вход преобразователя5 соединен с выходом усилителя 3 через конденсатор 6, à его выход через диод 7 — с выходом преобразователя 4. Выход преобразователя 4 через 20 погический эпемент 8 соединен с блоком управления тормозным давпением (не показан).

Преобразователь 4 состоит из входной емкости 9, транзистора 1 0; переменного резистора 11,диода 12, конденсаторов 13 и 14 и 25 резистора 15. Выходное напряжение снимается в точке 16 соединения резистора 15 и конденсатора 14. Емкасти конденсаторов

1 3 и 14 подбираются, исходя из условий получения нужной временной характеристики преоб- 30 разователя 4.

Преобразоватепь 5 частоты в напряжение с обратно пропорциональной зависимостью вклю чает в себя помимо конденсатора 6 последо вательно соедин нные выпрямитель, выпол- 35 ненный на диоде 17, фильтр, образованный резистором 18 и конденсаторами 19 и 20, и инвертор, выполненный на транзисторе 21, в коллекторную цепь которого включен резистор 22.

Устройство работает следующим образом.

Преобразоватепь 4 выдает напряжение, прямо пропорциональное угловой скорости:((д)) колеса и представленное отрезком кривой P (см. фиг. 2), когда эта скорость заключена 45 между максимальной скоростью транспортного средства и его малой скоростью (точкаМ) порядка 2 км/час, при которой напряжение

Ц на выходе преобразоватепя 4 становится нулевым. С этой величины (точка M ), преобразователь 5 начинает выдавать напряжение, обратно пропорциональное угловой скорости колеса и возрастающее с понижением скорости ниже величины в точке ф . B этом спучае на логический элемент 8 поступает информация в форме напряжения,возрастаюшего с понижением угловой скорости, и он действует, как если бы колесо увеличивало свою угловую скорость, в результате чего блок управпения тормозным давлением, не смотря 60 на падение угповой скорости до малой величины, может приводить в действие тормоз колеса. Управление торможением будет прсизводиться до чолной остановки.

При необходимости управления торможением нескольких колес транспортного средства дпя каждого из них используется отдельное устройство, при этом между логическим эпементом 8 и выходом преобразователя 4 включаеч ся дополнительный логический элемент 23, выполненный по схеме ИЛИ или Выбор наименьшего" (см. фиг. 3).

Усипители 3, соединенные с соответствующими датчиками угловой скорости и колеса,ми, выдают на группы преобразователей 4, 5 положительные импульсы постоянного тока.

С выхода преобразоватепей напряжение через диоды 7 поступает на вход логического элемента 23 "Выбор наименьшего", выполненный на диодах 24, 25, 26 и транзисторе 27.

При этом на логический элемент 8 поступает наименьшее из напряжений, поступнвших на диоды 24, 25, 26. Эти напряжения пропорциональны скорости вращения управляемого колеса и представлены кривой на фиг. 2.

Постоянное по ожительное напряжение, выдаваемое транзистором 27 на логический элемент 8, будет, следовательно, напряжением, которое может быть представпено как отрезком Р, так и отрезком 3 Р кривой и которое будет наименьшим из напряжений, поданных на элемент 23. Элемент 23 обычно выдает на элемент 8 напряжения, представленные отрезком Р, так как при малой или постепенно понижаюшейся скорости вращения колеса ниже величины в точке М напряжение быстро возрастает, когда это колесо будет близко к блокировке. Таким образом, допжны приниматься во внимание только напряжения, соответствующие рабочим точкам, распопожен ным на отрезке P. В отличие от устройств, содержащих только преобразователь частс гы в напряжение с прямо пропорциональной зависимостью, в котором элемент 23 перестает .вырабатывать информацию о врашении колес, как только скорость врашения одного из копес становится нулевой, рассматриваемое устройство продопжает функционировать и в этом случае.

На фиг. 4 — 6 — даны rcp a ie U=f((xl),- которые предпопожительно считаются идентичными для всех четырех колес транспортного средства.

Кружками обозначены рабочие точки при различных угловых скоростях и напряжениях, соответствующих этим четырем колесам. Следует отметить, что кривыеУ= (Я) могут быть различными дпя различных осей, представляя различные значения ф для различных осей.

548199

На фиг. 4 все четыре рабочие точки -1—

"4" для различных колес лежат на отрезкеР

В этом случае все колеса врашаются. Копесо, соответствуюшее точке "1", врашается с наименьшей скоростью и напряжение с преобразователя, связанного с этим колесом, будут подаваться на тормозную систему.

На фиг. 5 иллюстрирован случай, когда тормозная система управлялась недостаточно эффективно, и колесо, которому соответствует рабочая точка "1, продолжает снижать обороты и достигает скорости ниже точки М .

В этом случае остальные колеса (точки "2"

"4") также снижают обороты и логический элемент 8 не будет управляться колесом, представленным точкой "2". Если замедление вращения последнего колеса рассматривается логическим элементом 8 как черезмерное,то последний посылает на тормозную систему команду о выключении тормоза. Все колеса, включая колесо, соответствующее точке "1", оказываются в благоприятных условиях благодаря этой команде и точка "1" располагается опять на отрезке Р кривой, как и на фиг. 4..

На фиг. 6. все рабочие точки "1" — "4" лежат на отрезке JP кривой. Это может произойти случайно или после торможения, вызванного функционированием противобпокировочного устройства. На логический элемент

8 поступает информация в форме наименьшего напряжения, представленного точкой "4" и при последуюшем замедлении движения транспортного средства этот логический элемент выдает информацию как ускорение этого движения, поскольку возрастает напряжение U . .В результате чего логический элемент

8 не посыпает сигнала, препятствуюшего торможению, и водитель может останавливать транспортное средство, как если бы не cymeствовало противоблокировочного устройства.

Формула изобретения

io Противоблокировочное устройстводлятормозной системы транспортного средства, содержашее соединенные последовательно датчик угловой скорости колеса, усилитель и преобразователь частоты в напряжение с прямо пропорциональнои зависимостью, выход котс»рого через логические элементы подключен к входу блока управления тормозным давлением, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения устойчивости работы устройства в диапазоне низких скоростей врашения колес, оно снабжено преобразователем частоты в напряжение с обратно пропорциональной зависимостью, соединенным входом с выходом усилителя, а выходом через диод, включенный в прямом направлении, с выходом преобразователя частоты в напряжение с прямо пропорциональной зависимостью и состояшим из последовательно соединенных конденсатора, выпрямителя, фильтра и инвертора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент СССР № 382272, класс

В 60 Т 8/02, 1 97 О.

2. Патент СССР № 360753, класс

В 60 Т 8/08, 1969 (прототип J.

548199

Составитель Л. 0обан

Редактор Н. Козлова Техред М. Левицкая Корректор Н. Золотовская

Заказ 669/1 12 Тираж 962 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства Противоблокировочное устройство для тормозной системы транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления торможением транспортного средства и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к тормозным системам тормозного управления

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам с составными тормозными установками

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам транспортного управления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в гидросистемах объектов авиационной техники

Изобретение относится к системам управления скоростью безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к системам торможения транспортных средств

Изобретение относится к тормозным механизмам колесных транспортных средств, имеющих сдвоенные ведущие колеса

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств
Наверх