Противобуксовочное устройство
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕДЬСТВУ он512620 (61) Дополнительное к авт. свид-ву 9 510038 (22) 3аявлено 2604,74 (21) 2019590/27-11 с присоединением заявки Мо (23) Приоригег—
Опубликовано 30,1 80 61оллетень М2 48
Дата опубликования описания 301280
®2м. <л
В 60 L 3/10
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (532 УДК 621. 337. .621.335.2 (088 ° 8) (72) Авторы изобретения
В.Е.Гайдуков и С.П.Евстигнеев! с.
Украинский заочный политехнический институт (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к области железнодорожной техники, а именно к электротехническим устройствам, производящим регулирование электропривода по системе генератор — двигатель, и предназначено преимущественно для регулирования возбуждения тягового генератора автономного локомотива при боксовании колес электроподвижного состава.
В основном авт.св. 9 510038 описано противобуксовочное устройство, содержащее датчики скорости вращения колесных пар, соединенные через коммутаторы и запоминающие элементы с логическими элементами И и ИЛИ, причем на выходе элемента И включен генератор сброса и на выходе элемента ИЛИ вЂ” линия задержки, а также мультивпбратор и корректор в цепи управления током возбуждения тягового генератора, и снабженное включенным между мультивибратором и корректором дополнительным коммутатором, входы управления которого соединены с выходом линии задержки и с входами управления коммутаторов, рабочие входы которых соединены также с выходом дополнительного коммутатора.
Максимальная тяга локомотива определяется числом ведущих колесных пар, сохранивших сцепление с рельсам. При регулировке только по максимальной интенсивности боксования одной из колесных пар без учета числа боксующих колесных пар и интенсивности их
Э боксования создаются предпосылки для дальнейшего развития баксавания ло0 камотива.
Цель изобретения — ликвидировать
его нечувствительность к числу боксующих колесных пар.
Это достигается.тем, что устрой15 ство снабжено последовательно соединенными инверторами и дополнительными логическими элементами И, подключенными между выходами запоминающих элементов и входами коммутаторов, 20 причем первый вход одного дополнительного логического элемента соединен с вторым входом другого дополнительного логического элемента.
25 На чертеже приведена принципиальная электрическая блок-схема предлагаемого устройства для локомотива с тремя ведущигж осями. Локомотивы с большим числом асей требуют соот30 ветствующего увеличения элементов.
512620
d0
á5
Противобуксовочное устроиство состоит из трех полностью идентичных счетных цепей и цепи управления током возбуждения тягового генератора, Каждая счетная цепь состоит из коммутатора 1, запоминающего элемента ?, дополнительного логического элемента И 3 и инвертора 4. Коммутатор 1 имеет два рабочих входа а и б, коммутирующий вход в, блокирующий ,вход r, вход управления д и выход, соединенный с входом запоминающего элемента 2. На рабочие входы а коммутаторов поступают частотные сигналы Ут„ от датчиков скоростей колесных пар. На рабочие входы б коммутаторов поступают частотные сигналы Удое, от мультивибратора 5 через дополнительный коммутатор 6. Коммутирующий вход в подготавливает коммутатор 1 для включения его по управляющему входу д. Управляющий вход, д вклю- чается при включении логического элемента ИЛИ 7. При отсутствии сигнала на управляющем входе д коммутатор
1 пропускает сигналы по рабочему входу а вне зависимости от наличия сигнала на коммутирующем входе б.
При наличии сигнала на управляющем входе д и отсутствии сигнала на коммутирующем входе б коммутатор 1 не пропускает сигналы ни по рабочему входу а, ни по рабочему входу б.
При наличии сигналов на управляющем входе д и на коммутирующем входе в коммутатор 1 пропускает сигналы по рабочему входу б. Блокирующий вход г коммутатора 1 включается при полном заполнении счетчика 2 его выходным сигналом. Си гнал на входе г полностью блокирует коммутатор 1, не пропуская сигналов ни по рабочему .входу а, ни по рабочему входу б вне зависимости от комбинаций сигналов на коммутирующем входе в и управляющем входе д. Конструктивно коммутатор 1 может быть, выполнен по любой ключевой, схеме, обеспечивающей его переключение по описанной вьаае программе.
Запоминающий элемент 2 служит для запоминания информации, поступающей на его вход от коммутатора 1.
После полного заполнения счетчик 2 выдает сигнал на блокирующий вход
r коммутатора 1, на вход инвертора
4, на входы логических элементов
ИЛИ 7 и И 8. Запоминающий элемент 2 выполнен по стандартной счетной схеме. Его емкость определяется исходя из требуемых значений точности и быстродействия.
Дополнительный логический элемент
И 3 и инвертор 4 составляют коммутирующую цепь. Дополнительный логиЧеский элемент И 3 служит для выдачи выходного сигнала при наличии сигналов на обоих его входах. Выполнение элемента И соответствует серийной схеме
ЗО
S0
5S конъюнктора. Инвертор 4 предназначен для инвертирования выходного сигнала запоминающего элемента 2 и выполнен по известной схеме.
Цепь управления состоит из мультивибратора 5, дополнительного коммутатора б, логических элементов ИЛИ
7 и И 8 генератора 9 сброса, линии
У
10 задержки и блока 11 управления. .Мультивибратор 5 предназначен для непрерывного генерирования импульсов постоянной частоты.
Дополнительный коммутатор 6 служит для передачи сигналов от мультивибратора 5 на рабочие входы б коммутаторов 1 и в блок 11 управления. Дополнительный коммутатор б открывается сигналом с выхода б линии 10 задержки. Конструктивное выполнение коммутатора. б — ключевая схема обычного типа.
Логический элемент ИЛИ 7 предназначен для выдачи выходного сигнала при поступлении на любой его вход сигнала с выхода запоминающего элемента 2 любой счетной цепи. Логический элемент
ИЛИ 7 может быть выполнен по любой стандартной схеме щизъюнктора.
Логический элемент И 8 предназначен для получения на его выходе сигнала при наличии на всех его входах сигналов с выходов запоминающего элемента 2 счетных цепей ° Логический элемент И 8 выполнен по стандартной схеме конъюнктора.
Генератор 9 сброса предназначен для возвращения запоминающих элемеитов 2 счетных цепей в нулевое состояние при поступлении на его вход сигнала с выхода логического элемента
И 8. Конструктивно генератор сброса выполнен, например, по схеме усилителя мощности, выход которого подключен к установочным входам запоминающих элементов 2.
Линия 10 задержки представляет собой стандартный элемент, служащий для получения на его выходе двух сигналов: одного импульсного по выходу а и второго потенциального по выходу б. Импульсный сигнал на выходе а имеет постоянную длительность и появляется сразу же после поступления на вход линии 10 задержки сигнала с выхода логического элемента
ИЛИ 7. После окончания сигнала на выходе а появляется сигнал на выходе б линии 10 задержки. Этот сигнал сохраняется до тех пор, пока на вход линии задержки поступает сигнал с выхода лбгического элемента ИЛИ 7.
Блок 11 управления служит для регулирования. тока возбуждения тягового генератора. Конструкция этого блока определена типом тепловоза.
Непременной особенностью блока 11 управления является наличие в его цепи запоминающего элемента — счетчика.
512620
Работу противобуксовочного устрой ства поясним на примере режима боксования второй оси локомотива. При боксовании любой другой колесной пары, работа противобуксовочного устройства остается аналогичной.
В исходном состоянии запоминающие элементы 2 сброшены в нуль, комму.таторы 1 открыты по входам а, на выходах счетчиков 2, логических элементов ИЛИ 7 и И 8, генератора 9 сброса, выходах а и б линии 10 задержки и дополнительногО коммутатора
6 сигналы отсутствуют.
Цикл работы противобуксовочного устройства начинается с прохождением еигналов У, по рабочим входам а 15 коммутаторов 1 в запоминающие элементы 2. Так как боксукхщая колесная пара имеет большую скорость вращения по сравнению с небоксующей, частоты сигналов, сочлененного с ней дат- 2О чика скорости вращения, выше, чем у небоксувщей. Счетчик 2 боксующей колесной пары заполнится прежде,.чем заполнятся остальные счетчики. Выходной сигнал счетчика 2 второй счетной цепи заблокирует свой коммутатор 1 по блокирующему входу r и включит логический элемент ИЛИ 7. Выходной сигнал логического элемента ИЛИ 7 закроет все коммутаторы 1 по рабочим входам а и запустит линию 10 задержки. Выходной сигнал с выхода а линии 10 задержки сбросит в нуль запоминающий элемент блока 11 управления. По окончании сигнала с выхода а линии 10 задержки появится сигнал на ее выходе б. Этот сигнал откроет ключ коммутатора б, который начнет пропускать сигналы от мультивибратора 5. Сигналы Е с выхода дополнительного коммутатора б поступают на рабочие 40 входы б коммутаторов 1 и в запоминающий элемент блока 11 управления. Для сигналов f,будет открыт только рабочий вход б третьей счетной цепи, так как только в этот коммутатор 45 дополнительный логический элемент
И 3 будет выдавать коммутирующий сигнал (на один вход дополнительного логического элемента И 3 поступает сигнал счетчика 2 второй счетной цепи, и на второй вход — инвертированный сигнал с выхода своей счетной цепи). Число импульсов, записанных в счетчик 2 третьей счетной цепи и в запоминающий элемент блока 11 управления, будет равно разности между полной емкостью счетчика 2 и числом импульсов, записаыных в этот счетчик от датчика скорости за цикл счета.
После полного заполнения счетчика Z его выходной сигнал блокирует свой коммутатор 1 по блокирующему входу r.
Инвертированный сигнал счетчика 2 третьей счетной цепи запирает свой дополнительный логический элемент И
3 и открывает дополнительный логический элемент И 3 первой счетной цепи. В запоминающем элементе 2 первой счетной цепи записывается необходимое для его полного заполнения число импульсов. После полного заполнения счетчика 2 первой счетной цепи его выходной сигнал блокирует свой коммутатор по блокирующему входу
r, запирает дополнительный логический элемент И 3 своей счетной цепи и запускает логический элемент И 8.
Выходной сигнал логического элемента
И 8 включает генератор 9 сброса, коh орый возвращает счетчики 2 в исходное состояние. На выходах счетчиков 2, логических элементов ИЛИ 7 и И 8, выходах а и б линии 10 задержки и дополнительного коммутатора 6 сигналы пропадают. Начинается следующий аналогичный цикл счета. Однако в запоминающем элементе блока управления до окончания следующего цикла счета содержится информация об интенсивности боксования колесных пар, так как суммарное число импульсов до заполнения каждого счетчика характеризует собой суммарную интенсивность боксования всех колесных пар.
Формула изобретения
Противобуксовочное устройство по авт.св ° 9 510038, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью получения выходного сигнала, пропорционального числу боксующих осей локомотива, оно снабжено последовательно соединенными инверторами и допблнительными логическими элементами И, подключенными между выходами запоминающих элементов и входами коммутаторов, причем первый вход одного дополнительного логического элемента соединен с вторым входом другого дополнительного логического элемента.
ЖчаР
Составитель В. Кучумов
Техред M,Kóýüìà Корректор С. Шекмар
Редактор Л.Письман
Заказ 9262/75 Тираж 763 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобрЕтений и открытий
113035, Москва, 7(-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4



