Гидромеханическая передача
(i<) 501904
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВЫДЕТЕЛЬСТВУ
Свае Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.04.73 (21) 1908490/27-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл з В 6 ОК 17/10
F 16Н 47/00
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 629.11 3-585. .2(088.8) Опубликовано 05.02.76. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 09.04,76 (72) Авторы изобретения
Э. П. Выборнов, Н. Д. Мазалов, С. М. Трусов, В. В. Баранов и В. H. Паух
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитсль (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Государственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к транспортному машиностроению,,в частности к трансмиссиям.
Известны гидромеханические передачи, содержащие гидротрансформатор и многоступенчатую коробку передач с первичным, вторичным и, по крайней мере, одним промежуточным .валами с неподвижными осями, связанными между собой шестернями постоянного зацепления, соединяемыми на передачах переднего хода с соответствующими валами с помощью фрикционных сцеплений, два и которых, служащих для включения одной из передач и прямой передачи, жестко соединены своими корпусами с первичным валом.
Известные гидромеханические передачи неудобны тем, что,при соосном расположении фрикционных сцеплений они обладают значительными габаритными размерами и весом.
Цель изобретения — уменьшение габаритных размеров и веса гидромеханической передачи.
Для этого в предлагаемой передаче первичный вал коробки передач выполнен полым и внутри него размещены часть вторичного вала и фрикционное сцепление прямой передачи, охватывающее по периферии другое фрикционное сцепление, закрепленное своим корпусом на первичном валу и совместно с ним расположенное между гидротрансформатором и коробкой передач.
На чертеже изображена схема предлагаемой гидромеханической передачи.
5 Гидромеханическая передача содержит комплексный гидротрапсформатор 1, насосное колесо 2 которого приводится во вращение коленчатым валом 3 двигателя. Турбинное колесо 4 закреплено на переднем конце
1о турбинного вала 5, на другом конце которого имеется фланец 6. Для блокирования насосного 2 и турбинного 4 колес служит .переднее фрикционное сцепление 7. Колесо реактора 8 установлено на муфте свободного хода 9.
15 Коробка передач включает полый первичный вал 10, жестко связанный через фланец
6 с турбинным валом 5, промежуточный вал
11, вторичный вал 12, фрикционные сцепления 13 — 15.
На конце первичного вала 10 имеется барабан, который служит корпусом для фрикционных сцеплений 13 и 14. Ведущие шестерни 16 и 17, соединяемые с первичным валом
10 с помощью фрикционных сцеплений 15 и
14, находятся в зацеплении с шестернями 18 и 19 промежуточного вала 11. Жестко связанные с этим валом шестрени 20 и 21 находятся в зацеплении с шестернями 22 и паразитной (не изображена на чертеже), зацепляющейся
501904
50 с шестерней 23. На вторичном валу 12 шестерни 22 и 23 установлены свободно и могут быть соединены с этим валом зубчатой муфтой 24.
Зубчатая муфта 24, управляемая силовым цилиндром 25, служит для попеременного включения передач переднего и заднего хода.
BeäóùHå шестерни 16 и 17 установлены на валах 12 и 10 на подшипниках 26 и 27. С целью обеспечения возможности сборки ступица фрикционного сцепления 13 прямой передачи 28 соединяется со вторичным валом
12 с помощью шлиц.
Подпитка гидротрансформатора 1, а также подача рабочей жидкости к фрикционным сцеплениям (для их включения), обеспечивается масляным насосом 29. Собираемость гидромеханической передачи достигается раздельным выполнением картера коробки передач 30, перегородки 31 и картера гидротрансформатора 32. С этой же целью корпус 33 фрикционного сцепления 15 первой передачи соединяется с валом 10 при помощи шлиц.
Работа гидромеханической передачи на различных, передачах происходит следующим образом.
При включении нейтрального положения муфта 24 (как и на всех передачах переднего хода) занимает крайнее левое положение, но все фрикционные сцепления выключены и мощность на вторичный вал 12 не передается.
При включении I передачи давлением масла включается фрикционное сцепление 15 (остальные сцепления выключены) и мощность передается последовательно через гидротрансформатор на вал 5 и связанный с ним вал 10, шестерни 16, 19, 20, 22 на вторичный вал 12.
II передача включается сцеплением 14.
При этом остальные сцепления 13 и 15 выключены. Мощность от первичного вала 10 в данном случае передается через шестерни 17, 18, 20 и 22 на вторичный вал 12.
При включении III передачи сцепления 14 и 15 выключаются, а сцепление 13 включается. Мощность от первичного вала 10 на вторичный 12 передается непосредственно, минуя шестерни, коробки передач.
Задний ход включается только при неподвижном автомобиле. В этом случае муфта 24 передвигается с помощью силового цилиндра
25 в крайнее правое положение. Ее переключение происходит безударно, так как в момент переключения все сцепления 7, 13 и
14 и 15 выключены. После включения сцепления 15 (остальные сцепления выключены) мощность от двигателя через гидротрансформатор 1, турбинный вал 5, полый вал 10, шестерни 16, 19, 21, паразитную шестерню и шестерню 23 передается на вторичный вал
12, при этом обеспечивается изменение направления его вращения.
Описанная гидромеханическая передача позволяет сократить осевой габарит передачи, так как два фрикционных сцепления (второй и третьей — прямой передачи) занимает в осевом направлении примерно столько же места, сколько требуется для одного сцепления.
При этом не потребуется также и увеличения межосевого расстояния в коробке передач, так как фрикционное сцепление с наибольшими диаметральными размерами размещается между гидротрансформатором и коробкой передач и не может, влиять»а выбор величины межосевого расстояния в ней.
Формула изобретения
Гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор и многоступенчатую коробку передач с первичным, вторичным и, по крайней мере, одним промежуточным валами с неподвижными осями, связанными между собой шестернями постоянного зацепления, соединяемыми на передачах переднего хода с соответствующими валами с помощью фрикционных сцеплений, два из которых, слу. жащих для включения одной из передач и прямой передачи, жестко соединены своими корпусами с первичным валом, отличающ а я с я тем, что, с целью уменьшения ее габаритных размеров и веса, первичный вал коробки, передач, выполнен полым и внутри него размещены часть вторичного вала и фрикционное сцепление прямой передачи, охватывающее по периферии другое фрикционное сцепление, закрепленное своим корпусом на первичном валу и совместно с ним расположенное между гидротрансформатором и коробкой передач.
50!904
4 2
Составитель Э, Выборнов
Редактор О. Филиппова Техред М. Семенов Корректор E. Рожкова
Заказ 601/9 Изд. Кв 219 Тираж 926 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская на., д. 4(5
Типография, пр. Сапунова, 2


