Релейное устройство для защиты гребных установок с электроприводом по системе генератор-двигатель
О П И (: А Н И Е ш1 46У442
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ СВИДЕТЕЛЬ ."ТВУ
Йоаз ьоветокил
Социалистических
Рвслублии (61) Дополнительное к авт, свид-ву 141196 (22) Заявлено 26.03.73 (21) 1895792/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл. Н 02р 7/34
В 63h 23/24
Н 02h 7/08
Н 02h 7/06 государственный комитет
Совета Мнннс рив СССР (53) УДК 621.313 2 (088.8) по делам изол„етеннй Опубликовано 15.04.75. Бюллетень № 14 и открытий
Дата опубликования описания 18.07.75 (72) Авторы изобретения
В. В. Сержантов и В. С. Спешилов (71) Заявитель (54) РЕЛЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГРЕБНЫХ
УСТАНОВОК C ЗЛЕКТРОПРИВОДОМ ПО СИСТЕМЕ
ГЕН EP ATOP-ДВ И ГАТЕЛ Ъ
Известно релейное устройство для защиты гребных установок с электроприводом по системе генератор-двигатель по основному авт. св. № 141196.
Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что в нем контакты электромагнитного реле включены в цепь размагничивающей обмотки возбудителя двигателя.
Такое выполнение устройства позволяет уменьшить силу обратного тока в главной цепи при аварийной остановке и развозбуждении генераторов во время реверса гребного электродвигателя.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема предложенного релейного устройства.
Два генератора 1 и 2 работают на гребной электродвигатель 3. Обмотки возбуждения 4 и 5 генераторов 1 и 2 получают питание от возбудителя 6, имеющего три обмотки управления: задающую 7, токовую 8 и обратной связи по напряжению 9.
Регулирование скорости вращения электродвигателя осуществляется с помощью поста управления 10, а реверс электродвигателя— изменением направления его магнитного потока.
Обмотка возбуждения 11 электродвигателя
3 получает питание от возбудителя 12, имеющего три обмотки управления: задающую 13, обратной связи по напряжению 14 и размагничивающую 15.
Магнитодвижущая сила задающей обмотки
13 возбудителя 12 с помощью поста управле5 ния 10 изменяется по величине и направлению.
Размагничивающая обмотка 15 возбудителя
12 обеспечивает автоматическое регулирование скорости вращения и мощности гребного
10 электродвигателя, действие этой обмотки всегда направлено встречно действию задающей обмотки 13.
Обмотки возбуждения 4 и 5 генераторов 1 и 2 подключаются к возбудителю 6 контакто15 рами 16 и 17, в цепи которых включены контакты 18 и 19 реле давления охлаждающей воды и контакты 20 и 21 реле тахогенератора (на чертеже не показан).
С помощью этих реле обеспечивается защи20 та нереверсивных дизелей от обратного вращения при потере ими вращающего момента.
В случае потери одним из дизелей (например, приводящим во вращение генератор 2) вращающего момента при прекращении пода25 чи топлива из-за неисправности топливной арматуры дизель начинает снижать скорость вращения, при этом также начинает снижаться давление охлаждающей воды навешенного на дизель насоса и напряжение тахогенерато30 ра. При определенных уставках, установлен467442
Предмет изобретения
Составитель М. Нездюр
Техред О. Гуменюк
Корректор Н. Аук
Редактор И. Шубина
Заказ 1672!16 Изд. И 1359 Тираж 782 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-З5, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
3 ных на наладке схемы гребной электрической установки контакты 18 и 20 реле срабатывают и отключают контактор 16 возбуждения генератора 2. Генератор 2 развозбуждается и одновременно теряет вращающий момент, тем самым обеспечивается защита дизеля от разворота в обратном направлении.
При срабатывании контактора 16 и снятии возбуждения с генератора в главной цепи
ГЭУ может возникнуть ток обратного направления вследствие того, что электродвижущая сила гребного электродвигателя из-за большой постоянной времени цепи его возбуждеиия может быть больше напряжения оставшегося в работе генератора.
Если же рассмотренная защита дизеля сработает во время реверса гребного электропривода, то магнитодвижущая сила размагничивающей обмотки 15 возбудителя 12 гребного электродвигателя 3, действующая всегда встречно с м. д. с. задающей обмотки 13, будет направлена теперь согласно с ней, вследствие чего э.д. с. гребного электродвигателя увеличивается. Сила тока в главной цепи также увеличивается и может достичь опасной величины, вследствие чего возможна аварийная ситуация и выход из строя электрических машин.
Для ограничения тока в главной цепи гребной электрической установки в этом случае электромагнитное реле 22 при отключении контактора 16 включается на падение напряжения в дополнительных полюсах и компенсационной обмотке 23 гребного электродвигателя 3 (т, е. получает непосредственный сигнал из главной цепи). В зависимости от настройки реле 22 срабатывает и переключает направ1о ление тока в размагничивающей обмотке 15 возбудителя 12, вследствие чего ток возбуждения и э. д. с. гребного электродвигателя 3, а следовательно, и ток в главной цепи уменьшаются.
Релейное устройство для защиты гребных
20 установок с электроприводом по системе генератор-двигатель по авт. св. № 141196, отл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения силы ооратного тока в главной цепи при аварийной остановке и развозбуждении генерато25 ров во время реверса гребного электродвигателя, контакты электромагнитного реле включены в цепь размагничивающей обмотки возбудителя двигателя.

