Способ нарезания косозубого колеса долбяком
(и) 433976
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советский
Социалистических
Реслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства 310747 (22) Заявлено 30.04,72 (21) 1779052/25-8 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет
Опубликовано 30.06.74. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 24.12.74 (51) М. Кл. В 23f 9/04
Гасударственный номитет
Соввта Министров СССР по делам изобретении и открытий (53) УДК 621.914.7.04..621.4 (088.8) ." . (}т :Р t т и j
Л. Я. Либуркин, А. М. Павлов и В. А. Трубняков (72) Авторы изобретения
Ленинградский металлический завод имени ХХ11 съезда КПСС (71) Заявитель (54) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ КОСОЗУБОГО КОЛЕСА ДОЛБЯКОМ
О)д г,, ctg/
Изобретение относится к области металлообработки и может найти применение при обработке зубчатых колес.
По основному авт. св. ¹ 310747 известен способ нарезания зубчатых колес обкаткой прямозубым долбяком, ось которого перекрещивается с осью колеса под углом Р, углом наклона зуба колеса на делительном цилиндре. Долбяку дается движение подачи вдоль его собственной оси. Зубчатые колеса, нарезаемые таким способом, имеют выпукло-вогнутую боковую поверхность зубьев. Однако данным способом возможно нарезан ие колес лишь с большими углами р ф)45 ). Эго объясняется тем, что при нарезании по методу зуботочения колес с малыми углами Р, когда угол между осью колеса и осью долбяка невелик, скорость движения режущих кромок долбяка относительно колеса также становится малой величиной. Величины необходимых при этом крутящих моментов становятся очень большими. Они вызывают, в свою очередь, большие осевые и радиальные нагрузки в опорах, приводят к вибрациям. В результате ухудшается качество боковых поверхностей зубьев колеса и снижается его точность обработки.
Цель изобретения — улучшение условий резания при обработке колес с малым углом наклона зубьев меньше 45. .
С этой целью обработку осуществляют косозубым долбяком, ось которого перекрещивается с осью колеса под углом у
5 т=1+1д где P — угол наклона зуба долбяка на делительном цилиндре. Направление зубьев на долбяке должно быть то же, что и на колесе.
На чертеже изображена схема нарезания.
Оно может быть осуществлено на шлпцефрезерном или зубофрезерном станках. Заготовка колеса 1 укрепляется в шпинделе станка. Инструмент 2 (косозубый долбяк) укрепляется в центрах стола станка. Долбяку дается медленное движение подачи вдоль его собственной оси со скоростью V. Кинематическая цепь настройки станка должна обеспечивать следующее соотношение где coÄ.— угловая скорость вращения колеса; вд — угловая скорость вращения долбяка;
Z — число зубьев долбяка;
Z„. — число зубьев колеса; гд — радиус делительной окружности долбяка;
V — скорость подачи долбяка вдоль его оси.
433976
Предмет изобретения
Составитель В. Слиткова
Техред Н. Куклина
Корректоры: В. Петрова и О. Данишева
Редактор Е. Дайч
Заказ 3310/8 Изд. № 1815 Тираж 944 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Ось долбяка устанавливают по отношению к оси колеса под углом, равным сумме углов наклона зубьев колеса и долбяка на их делительных цилиндрах.
При предлагаемом способе нарезания косозубым долбяком происходит увеличение межосевого угла y=P+P, по сравнению с углом
y=P. При нарезании прямозубым долбяком, как следствие, при этом увеличивается относительная скорость скольжения при нарезании и улучшаются условия резания.
В результате становится возможным нарезание невинтовых колес с малым углом P (P-==
= 25 —:40 ) .
Следует отметить, что для колес с углом р)45, когда нарезание прямозубым добляком затруднений не вызывает, также целесообразно применять новый способ, позволяющий улучшить условия резания.
Колеса, нарезанные новым способом, имеют
5 выпукло-вогнутую невинтовую боковую поверхность зубьев.
10 Способ нарезания косозубого колеса долбяком по авт. св, Ив 310747, отличающ ийся тем, что, с целью улучшения условий резания при обработке колес с углом наклона зубьев менее 45, обработку осуществляют косозу15 бым долбяком, имеющим одинаковое с колесом направление зубьев.

