Способ нарезания косозубого колеса долбяком
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3I0747
Зав: симое от азт. св:1детельства №вЂ”
Заявле1гз 0,<Х11 1969 (№ 1348097 25-8) МПК В 23f 5 12 с и р . c o cä: i: I B I l l i с и 3 а я 11 и 1 1 №вЂ”
Комитет па делам изобретений и атирытий прн Совете Миниатрав
СССР
П р по р1< те твЂ
Опубликова<но 09Х1!!.1971. Бюллетень ¹ 24
УДК 621.914.7.04:621 (088.8) Авторы изобретения
Л. Я. Либуркин, А. М. Павлов и В. A. Трубняков
Ленинградский металлический завод им. XXII съезда КПСС
Заявитель
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ КОСОЗУБОГО КОЛЕСА ДОЛБЯКОМ
«>«Z<
<а< Z>;
Изобретение может быть использовано в области машиностроения.
Известен способ нарезания косозубого колеса долбяка путем обкатки, ось которого перекрещивается с осью нарезаемого колеса, когда долбяк имеет движение подачи вдоль оси нарсзаемого колеса.
Предлагаемый способ отличается тем, что ось долбяка устанавливают по отношению к колесу под углом, равным углу наклона зубьев колеса на делительном цилиндре, а подачу колеса осуществляют вдоль оси долояка. Такой способ обеспечивает точечный контакт в передачах с перекрещивающимися осями и повышение нагрузки.
На чертеже изображена схема нарезания по предлагаемому способу.
Заготовка нарезаемого колеса 1 укрепляется на оправке шпинделя станка. В центрах стола станка устанавливается и закрепляется прямозубый долбяк 2 с любым числом зубьев, ось которого перекрещивается под углом P (I>— угол наклона зубьев колеса на делительном цилиндре) с осью нарезаемого колеса. Кинематическая цепь настройки станка должна обеспечивать передаточное отношение где: >,. — угловая скорость вращения колеса;
>, — угловая скорость вращения долбяка;
Z, —:1исло зубьев долбяка;
Z, — I1Icëo зубьев нарезаемого колеса.
5 При нарсзанпп осуществляется подача колеса вдоль оси долояка. Зубчатые колеса, нарезанные по данному способу, имеют выпукловогнутую боковую поверхность зубьев, аналогичную с ооковымп поверхностями зубьев чер10 вячного колеса. Толщина зуоьев по дуге одного
:» того жс диаметра является переменной в ,;азличных торцовых сечениях колеса, увеличи-!
iHHcb от его середины к торцам. Поэтому при р-IooIC двух таких колес в передаче с перекре15 щивающимися осями ооеспечивается более плотное прплегание ool oBblx поверхностей зуоья ко зес» более благоприятные условия для ооразования масляной пленки на боковых поверхностях зуоьев, чем в передаче, состав20 ленной из винтовых колес, имеющих постоянную толщину зубьев во всех торцовых сечен:1ях. Таким ооразом, нагрузочная способность зуочатых колес, нарезанных по данному способу, является более высокой, чем у BHIHTQBbix
2> колес, нарсзаемых известным способом. Кроме того, данный способ нарезания обеспечивает правильное зацепление двух колес при работе их в передаче между перекрещивающимися осями, так как боковые поверхности зубьев co:.>0 ирягающпхся колес образуются двумя сопря310747
Предмет изобретения
Сос аиитсль Н. Слатин
Текрсд Т. П. Курилко
Редактор Т. Гаврикова
Корректор В. П. Федулова
Заказ 5632 Изд. И 1052 Тираж 473 Подписно, ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Миинстроз СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Областная типография Костромского управления по пе ати хкенными производящими поверхностями с линейчатым контактом.
Способ нарезания косозубого колеса долбяком путем обкатки, отличающийся тем, что, с целью обеспечения точечного контакта в передачах с перекрещивающимися осями и повышения напр узочной способности, ось долбяка устанавливают по отношению и колесу;под
5 углом, равным углу наклона зубьев колеса на делительном цилиндре, а подачу колеса осуществляют вдоль оси долбяка.

