Патент ссср 414150
ас -,- -.
Щт иблй ч.
ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
За висимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 24.03.72 (№ 1763214/27-11) с присоединением заявки №вЂ”
П,риоритет—
Опубликовано 05.02.74. Бюллетень № 5
М. Кл. В 63h 21/24
Государственный комитет
Совета MHHHCTpGB СССР по делам изобретений и открытий ДК 629 12(088 8) Дата опубликования описания 25.10.74.
Автор изобретения
А. С. Тодосько
Заявитель
ОДНОРЫЧАЖНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛ ЕНИЕ
ЛОДОЧНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Изобретение относится к судостроению, в частности,к однорычажному дистанционному управлению лодо ным двигателем.
Известно однорычажное дистанционное управление лодочным двигателем, содержащее корпус с рычагом управления, механизм управления дроссельной заслонкой, трособлочн ю систему и исполнительный механизм.
Однако такое управление лодочным двигателем сложно по своей конструкции и малонадежно в работе.
С целью упрощения конструкции и повь|шения надежности в работе в предлагаемом дистанционном управлении исполнительный механизм выполнен в виде поворотного ролика с пальцем, установленного в корпусе и соединенного посредством шатуна с механизмом управления дроссельной заслонкой двигателя, а палец поворотного ролика связан с планкой переключения муфты сцепления двигателя, обеспечивающими переключение муфты сцепления при минимальпой подаче топлива в двигатель.
На фиг. 1 изображено предлагаемое дистанционное управление, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, в ид с вер ху.
В корпусе 1 на оси 2 установлен ролик 3, на периферии которого смонтирован шарнир 4 шатуна 5, связанного через поводок б с валиком 7 управления дроссельной заслонкой (на чертеже не показана). В корпусе 1 установлена с возможностью перемещения планка 8 с вырезом а. Планка 8 связана с механизмом 9 переключения муфты сцепления винтом 1О. На ролике 3 имеется палец 11, взаимодействую5 щнй с вырезом а планки 8 и перемещающий ее. От поста управления к ролику 8 исполнительного механизма подведены тросы 12 и 13.
Концы тросов закреплены на ролике замками
14, а боуденовские оболочки 15 этих тросов
l0 упираются в упоры 1б на корпусе 1. Весь исполнительный механизм выполнен в виде отдельного блока и закреплен,к двигателю штатными болтами 17. Для возможности перехода на местное управление двигателем соединение
15 шатуна 5 с поводком б выполнено легкоразъемным, замыкаемым язь|чком 18.
Работа дистанционного управления.
В нейтральном положении ролик 8 повернут так, что палец 12 находится в нижнем положе20 нии в вырезе а планки 8. В это время шарнир 1 шатуна 5 находится в крайнем правом положении, что соответствует минимальному газу двигателя. B этом положении производится запуск двигателя и его работа на холостых обо25 ротах.
При перемещении рычага управления в положение, например, «передний ход» трос 18 начинает поворачивать ролик 3. При этом палец
11 до определенного момента перемещает во планку 8 вправо, включается муфта сцепления
414150 на передний ход. При дальнейшем повороте ролика 8 палец выходит из выреза а планки 8 и не оказывает на нее воздействия. Одновременно при повороте ролика 8 происходит перемещение по окружности. шарнира 5, воздействующего на валик 7 управления дроссельной заслонкой. При этом кинематика механизма обеспечивает незначительное приращение газа двигателя на угле поворота ролика от пейтрали до конца включения муфты и позволяет произвести полное открытие дроссельной заслонки при дальнейшем движении ролика. (На чертежах показано положение пол;-:ого переднего хода).
При перемещении рукоятки поста управления из положения «передний ход» в положение «задний ход» трос 12, поворачивая роликЗ, обеспечивает вначале уменьшение оборотов (шатун 5 идет вправо), затем происходит зацепление пальца 11 с планкой 8 и перемещение ее из крайнего правого в крайнее левое положение (при этом муфта сцепления переключается на задний ход). При дальнейшем повороте ролика шарнир 4 шатуна 5, продолжая перемещаться по нижней дуге окружности, прибавляет обороты двигателя.
Для перехода с дистанционного ка местное управление двигателем необходимо разобщить шатун 5 с поводком 6, для чего йредварительно откинуть язычек 18. Ролик 8 при этом должен быть остановлен в положении, когда палец 12 не находитсч в зацепленил с планкой 8.
Дистанционное управление разработано применительно к подвесному лодочному мотору типа «Вихрь» и может быть с успехом применен и для других моторов.
Исполнительный механизм, выполненный в виде отдельного блока, быстро устанавливается ка двигатель, не требуя каких-либо переде-!
О лок его. Блок исполнительного механизма вписан в подкапоткое пространство двигателя и не портит внешний вид.
Предмет изобретения ! б Однорычаж. ое дистанционное управление лодочным двигателем, содержащее корпус с рычагом управления, механизм управления дроссельной заслоккой, трособлочную систему и исполнительный механизм, отлича.ощееся
20 тем, что, с целью упрощения конструкции и новы.пения надежности работы, исполнитель,-:ь и меха изм выполнен в виде поворотного ролика с пальцем, установленного в корпусе и соединепко:о посредством шатуна с механиз23 мом управления дроссельной заслонкой дзигателя, а палец поворот.юго ролика связан с планкой переключения муфгы сцеплcæiÿ дви-,àToëÿ, обес ечивающими переключ-кия муфты сцепления прл мики;адь:.ой пo Tà÷å то-ллЯ0 ва в двигатель.
414150
1 I
l Г
Фо г, Koppe.:.òoð И. Пози
НИ енного комитета Совета инистров и открытий . москва, Ж-35
Полиг а, Раушская наб., д. 4/5 олиграфическое объединени П . ие « олиг а ист» и . о < правления из. а осгориополк ма M осква, ул. Макаренко, 5/16
Редактор И. Бродская
Зак. 539/4 с оставитсль Б. Дан аньшин
Техред 3. Тараненко яковская
506 Подписное по делам изобретений


