Нагрузочное устройство для испытания судовых двигателей
4047ОЗ
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 24Х1!.1970 (№ 1462238/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22,Х.1973. Бюллетень № 44
Дата опубликования описания 8.IV.1974
М. Кл. В 63h 21/00
Гасударствениый комитет
Савета Мииистрав СССР по делам изобретений и аткрытий
УДК 629.12.001.4 (088.8) Авторы изобретения
И, И. Бормотов и В. В. Шамраев
Заявитель
НАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ
СУДО ВЫХ ДВ И ГАТЕЛ ЕЙ
Изобретение отпосится к судостроению, в частности к устройствам для испытаний гребных установок судов.
Известны нагрузочные устройства для испытания судовых двигателей на стендах в виде гидравлического тормоза, например, лопастного типа, содержащего статор с лапами для крепления тормоза к фундаменту, ротор и вал, размещенный в,корпусе статора на подшипниках и присоединяемый непосредственно к валу двигателя. Однако такие гидравлические тормоза не создают осевых усилий и имеют большие размеры.
Целью изобретения является обеспечение возможности испытания главных судовых двигателей вместе с валопроводами на стапеле.
Эта цель достигается тем, что вал гидравлического тормоза предлагаемого устройства выполнен с отверстием конической формы для установки его на конусе гребного вала, а в крышках подшипников образованы кольцевые полости, в которые под давлением подают жидкость для создания осевой нагрузки на валопровод, равной упору гребного винта.
Для уравновешивания момента, передаваемого от ротора к статору, на последнем с противоположных сторон имеются гидроопоры — цилиндры с плунжерами, в которые под давлением поступает жидкость и полости которых сообщены между собой попарно с помощью трубок.
На фиг. 1 изображено описываемое нагрузочное устройство, продольный разрез; на
5 фиг. 2 — то же, вид сбоку.
Нагрузочное устройство представляет собой гидравлический тормоз, например, лопастного типа, являющийся поглотителем механической энергии. Гидравлический тормоз состоит из
10 статора 1, ротора 2, вала 3, подшипников 4 и труб 5 с клапанами 6 для заполнения полости тормоза водой, а также для обеспечения циркуляции воды с целью отвода выделяемого тепла. В качестве опор ротора в тормозе
15 применены опорно-упорные подшипники, воспринимающие также и максимальные осевые усилия, необходимые для испытаний упорных подшипников валопроводов как на переднем, так и на заднем ходу. Крышки 7 подшипников
20 гидравлического тормоза охватываются цилиндрами 8, при этом между ними образуются кольцевые полости. В другом исполнении цилиндры могут быть образованы в крьппках подшипников, а плунжерами будут кольца, 25 вставленные в эти цилиндры.
Давлением жидкости крышки подшгсппиков подпираются со стороны кормы .при испытаниях гребной установки на передний ход и со стороны носа при испытаниях на задний ход.
30 Осевые усилия, создаваемые в кольцевых по404703
10
З0 лостях, поддерживаются с помощью гидронасоса 9 и гидроаккумулятора 10 или какимилибо другими аредствами и контролируются манометром 11.
Для уравновешивания момента, передаваемого от ротора к статору, предусмотрены гидроопоры, состоящие из плунжеров 12 и цилиндров 13. Чтобы реакции обеих опор были одинаковыми и конец гребного вала не получал дополнительных нагрузок, полости одновременно работающих гидроопор попарно сообщаются трубками 14.
Нагрузочное устройство крепится на конусе
15 гребного вала, как и винт, с помощью гайки 16.
Перед началом испытаний гребной установки судна полость гидравлического тормоза заполняют водой, а кольцевые полости между крышками подшипников вала и цилиндрами и полости гидроопор — маслом или другой аналогичной жидкостью. По мере набора оборотов гребным валом и ротором гидравлического тормоза и повышения его тормозного момента статор последнего стремится провернуться в том же направлении, вызывая соответствующее повышение давления жидкости в полостях цилиндров гидроопор.
При изменении направления вращения гребного вала статор стремится провернуться в противоположную сторону, и в работу вступает другая пара гидроопор, Если в процессе испытаний оказывается, что нагрузка гребной установки судна на требуемом режиме недостаточна, то увеличивают степень заполнения полости гидравлического тормоза, если же нагрузка велика — степень заполнения уменьшают, Требуемое осевое усилие на гребном валу для каждого режима работы гребной установки создают путем изменения давления в кольцевых полостях между крышками подшипников и цилиндрами с помощью, например, насоса.
Предмет изобретения
Нагрузочное устройство для испытания судовых двигателей в виде гидравлического тормоза, например, лопастного типа, содержащего статор, ротор и вал, размещенный в корпусе статора на подшипниках, отличающееся тем, что, с целью испытания главных судовых двигателей вместе с валопроводами на стапеле, вал гидравлического тормоза выполнен с отверстием конической формы для установки его на конус гребного вала, причем в крышках подшипников вала образованы кольцевые полости, в которые под давлением поступает жидкость для создания осевой нагрузки на валопровод, имитирующей упор гребного винта, à «а статоре на противоположных сторонах закреплены опоры в виде цилиндров с двумя парами плунжеров, в которые под давлением поступает жидкость и которые служат гидроопорами для уравновешивания момента, передаваемого от ротора к статору, причем полости цилиндров сообщаются между собой попарно трубками.
4"4 ""
Составитель В. Шамраев
Редактор Л. Веденеева Техред Л. Богданова
Корректор Т. Гревцова
Заказ 779/13 Изд. № 2085 Тираж 49G Подписиое
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретенпй,и открытий .Москва, К-35, Раушская ваб., д. 4/5
Типография, пр. Са пунова, 2


